Eng

Курс "Теория общественного богатства"

«Теория общественного богатства, или Общая экономика» - курс по выбору в третьем семестре бакалавриата читается с 2007 года. Этот фундаментальный курс дает ответ на вопросы "что с чем,  и как связано?", он  имеет широкое практическое применение, а потому пользуется популярностью: по разным системам выбора на него записывались от 1/3 до 2/3 студентов.

Предмет курса – все отношения, обеспечивающие воспроизводство жизни людей в рыночной экономике, или экономические отношения,  отраженные категориями заработная плата, прибыль, рента, процент, товар, деньги, цена, спрос, предложение, сбережения, инвестиции, потребление, производственная функция, альтернативные издержки, акции, облигации, издержки обращения, торговая прибыль, оптовые и розничные цены и т.п.

Предмет курса – совокупность экономических отношений в единстве двух сторон.

Во-первых, с точки зрения непосредственного наблюдения экономических агентов, отраженная в их сознании, и отраженная в дисциплинах, применяющих математически описательный метод (микро- и макроэкономика, бухгалтерский учет и анализ, МОР, теория фирмы, мировая экономика и т.п.). Этот метод точно описывает непосредственно наблюдаемое, дает названия категориям, устанавливает их количественные взаимосвязи. Описание – ответ на вопрос «как выглядит», какова непосредственно наблюдаемая форма явлений (в модели это потребительная стоимость, благо).

Во-вторых, с точки зрения выявления внутренней, непосредственно не наблюдаемой, взаимосвязи явлений, их природы. «Исследование природы… богатства народов» - метод А. Смита и К. Маркса.  Метод общей экономики - upgrade метода «Капитала» Маркса, здесь товар не «экономическая клеточка», а «экономическая молекула ДНК». Все категории получают определения со стороны природы и формы.  Определение – ответ на вопрос «что это такое» (в модели это стоимость).

Синтез двух методов позволяет построить одну-единственную, «общую модель рыночной экономики», в которой все категории представляют собой проявления одного и того же живого рыночного организма.

В «общей экономике» преодолевается недостаток математически описательного метода, исключающего выяснение природы и законов развития экономического организма. Необходимость такой модели отмечается ведущими учеными-экономистами. Академик А.Д. Некипелов считает актуальной задачей науки построение экономической теории на принципах «чистой науки», обеспечивающей получение целостного знания об экономической системе, дающей представление о внутренних взаимосвязях и соподчинённости её элементов, а также о возможностях её эволюции (Некипелов А.Д. Кризис в экономической науке - природа и пути преодоления. 2019).

Освоение модели позволяет разобраться во многих практических вопросах.  

Например, спрос (demand), который в микроэкономике описывается как зависимость цены и количества, на самом деле представляет собой часть денежного дохода, который потребитель намерен потратить на нужный ему товар.

Современная цифровизация позволяет сократить время и издержки обращения, т.е. время и издержки поиска и найма рабочей силы, приобретения средств производства, время и издержки реализации товаров и услуг. Она важна не сама по себе, а с точки зрения роста накопления капитала (добавочной прибыли).

Издержки, которые описываются как расходы денег на элементы производства, на самом деле – часть стоимости уже произведенных (и реализованных) товаров, важнейший инструмент сохранения авансированной капитальной стоимости.  

Прибыль не просто разница между выручкой и издержками (это результат процесса), а математический процент от вложенного капитала, или прибыль на капитал, рассчитанная по норме прибыли. Капиталы инвестируются в различные отрасли исходя из нормы прибыли на капитал.

Студенты смогут ответить английской королеве, упрекнувшей экономистов в отсутствии прогноза кризиса 2008 года. В модели содержится алгоритм прогноза прошлых и будущих мировых кризисов по показателям инвестиций, занятости/безработицы и заработной платы. Кризис 2008 года можно было предсказать начиная с 2003 года по статистическим данным ЮНКТАД и МОТ.

Наиболее ценное в курсе - объяснение важнейшего процесса бизнеса (который не фиксируется в микро- и макроэкономике) — процесса авансирования, сохранения и возрастания индивидуального и общественного капитала. Понимание природы явлений позволяет эффективно управлять как индивидуальным, так и общественным капиталом.

Системное представление о рыночной экономике, которое получают студенты в курсе ТОБ - ключ к пониманию экономических дисциплин, которые они уже изучили и которые им предстоит изучать, прекрасный аналитический инструмент, необходимый в любой сфере экономической деятельности и в повседневной жизни.

Все материалы курса (лекции, литература, задания к контрольным работам, еженедельные рейтинги) вывешиваются на ОнЭкон. В МГУ сохраняется бренд "Теория общественного богатства", в вузах России курс называется "Общая экономика". Программа курса ТОБ.

На семинарах студенты учатся делать доклады-презентации. Применяется гибкая балльно-рейтинговая система. Вопросы на экзамене – краткие определения категорий (что такое товар, деньги, спрос, предложение, инвестиции, прибыль и т.д.). Разрешается пользоваться любыми источниками.

В этом году  обучение пойдет но  учебнику, специально предназначенному для семестрового курса  Сорокин А.В. Общая экономика: бакалавриат. Краткий курс.- М.-Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 243 с. Оглавление и Введение

По традиции все студенты получат на руки учебное пособие "Теория общественного богатства. Категории модели".

Если сохранится дистанционное обучение, то лекции будут проводится в ZOOM он-лайн, а затем будет вывешена ссылка на запись в YouTube.

Семинары будут также проводится  в ZOOM он-лайн, студенты по очереди будут делать презентации по теме занятия (4 доклада на семинаре). 

Конспекты и сообщения - в электронном виде.

При обучении оф-лайн конспекты и сообщения сдаются в распечатке. Домашние контрольные работы - высылаются по почте.

Лектор - проф. Сорокин А.В. Личная страничка на сайте кафедры политической экономии Сорокин Александр Владимирович
Вопросы по чтению курса задавайте по почте sorokine.alexandre@gmail.com

Поинтересуйтесь мнением студентов, которые прошли курс в прошлом году. 

Руководитель семинаров - проф. Сорокин А.В.