О развитии инновационного образования на экономическом факультете МГУ

В современном обществе возникает принципиально новая система создания общественного богатства, в основе которого – образование, исследования и инновации. Не случайно, поэтому, многие исследования последнего времени  посвящены вопросу новой роли университетов, которые рассматриваются как один из важнейших инструментов поддержки и усиления инновационного развития. Сегодня университеты во всем мире проходят этап существенной трансформации - наряду с обучением и исследованием (первая и вторая функции университетов) университеты приобретают третью функцию – предпринимательскую, связанную с  коммерциализацией результатов научно-исследовательской деятельности. Таким образом, миссия современного образования - подготовка кадров, адекватных требованиям новой экономики, обладающих новыми компетенциями и  инновационным типом мышления.

Большинство проблем формирования таких кадров упирается в отсутствие рыночной синхронизации – умений, навыков и компетенций, приобретаемых в вузах, и реальных задач экономики и потребностей рынка труда, спроса на инновации со стороны бизнеса и т.д. Принятые в настоящее время образовательные стандарты 3-го поколения предусматривают компетентностный подход к образовательному процессу, исходным пунктом которого являются требования, предъявляемые к выпускнику рынком труда. Таким образом, конкурентоспособное образование высокого уровня качества (особенно если говорить о прикладном его характере) следует создавать совместно с представителями бизнеса, учитывая его запросы и потребности, и формируя на этой основе необходимые компетенции в сфере инновационного предпринимательства. Такая постановка проблемы требует также принципиальной смены содержания и методов  современной системы обучения, которое должное приобретать реальное профессиональное ориентирование.

Успех инновационного развития России во многом зависит от наличия сетей инноваторов и предпринимателей, увлечённости разных слоёв общества наукой и технологиями. Однако в обществе наблюдается недостаточное распространение позитивного интереса к инновационному предпринимательству, к «полезным» технологиям. Молодые люди до сих пор не рассматривают создание и развитие собственных инновационных проектов и компаний как правильную и интересную карьеру.

Инновационное предпринимательство не может появиться само по себе даже в «тепличных условиях» (которые пока так и не удаётся создать), его необходимо опекать, «выращивать». А для этого необходимо формирование соответствующей инновационной среды, инфраструктуры, способствующей получению практических навыков по коммерциализации результатов научно-технологической деятельности и развитию у студентов инновационных качеств предпринимателя. Следует также учитывать, что в России существует слабая коммуникация внутри профессиональных сетей специалистов в различных областях науки и технологий и практически полное отсутствие полидисциплинарной коммуникации. Именно поэтому перед кафедрой экономики инноваций (www.ied.econ.msu.ru)  руководством экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова поставлена глобальная задача не только научно-методологической проработки и  систематизации знаний в сфере проблем инновационного развития, но и формирования инновационной среды с разнообразными площадками по взаимодействию студентов с представителями реального бизнеса. Создание бизнес-инкубаторов, проведение конкурсов инновационных бизнес-идей, формирование консультационных сервисов по написанию бизнес-планов с целью создания малых инновационных компаний с участием студентов  реально содействовало бы развитию инновационного бизнеса. Если эта проблема будет решена, заработают неформальные механизмы распространения новых идей, возникнут междисциплинарные кооперации, которые сегодня являются наиболее перспективными источниками новых технологий и продуктов.

Практическая реализация стратегии формирования инновационный среды и «выращивания» инновационных кадров в условиях вуза позволила сформировать инновационный кластер, состоящий из различных структур и обеспечивающий проведение различных актуальных мероприятий.

За прошедшие 5-7 лет кафедрой экономики инноваций были созданы Студенческий бизнес-клуб (www.msuclub.ru), Студенческий бизнес-инкубатор МГУ (при поддержке Научного парка МГУ и Центра трансфера технологий МГУ, www.incubator.msu.ru), ежегодно проводится Конкурс инновационных проектов для студентов четвертого курса бакалавриата, а также оказывается консультационная поддержка малым инновационным предприятиям МГУ в рамках создаваемого кафедрой Аналитического консалтингового центра. Новым этапом в формировании инновационной среды, способствующей развитию предпринимательских навыков среди молодежи, явилось создание в 2012 г. PRE.инкубатора для школьников (www.pre-inc.ru).

Кафедра на постоянной основе взаимодействует с Научным парком МГУ по образовательной программе «Формула успеха», направленной на популяризацию высокотехнологического инновационного предпринимательства среди молодежи, обучение и информационно-структурную поддержку для всех желающих начать собственный инновационный бизнес.

Существенный вклад в формирование и развитие инновационной инфраструктуры экономического факультета МГУ вносит Лаборатория инновационного бизнеса и предпринимательства (www.innovationStudio.ru). 

Заведующая кафедрой экономики инноваций
профессор Иващенко Н.П.