Eng

О развитии инновационного образования на экономическом факультете МГУ

В современном обществе возникает принципиально новая система создания общественного богатства, в основе которого – образование, исследования и инновации. Не случайно поэтому многие исследования последнего времени посвящены вопросу новой роли университетов, которые рассматриваются как один из важнейших инструментов поддержки и усиления инновационного развития.

Сегодня университеты во всем мире проходят этап существенной трансформации - наряду с обучением и исследованием (первая и вторая функции университетов) университеты приобретают третью функцию – предпринимательскую, связанную с коммерциализацией результатов научно-исследовательской деятельности. Таким образом, миссия современного образования - подготовка кадров, адекватных требованиям новой экономики, обладающих новыми компетенциями и инновационным типом мышления.

Большинство проблем формирования таких кадров упирается в отсутствие рыночной синхронизации – умений, навыков и компетенций, приобретаемых в вузах, и реальных задач экономики и потребностей рынка труда, спроса на инновации со стороны бизнеса и т.д. Принятые в настоящее время образовательные стандарты 3-го поколения предусматривают компетентностный подход к образовательному процессу, исходным пунктом которого являются требования, предъявляемые к выпускнику рынком труда. Таким образом, конкурентоспособное образование высокого уровня качества (особенно если говорить о прикладном его характере) следует создавать совместно с представителями бизнеса, учитывая его запросы и потребности  и формируя на этой основе необходимые компетенции в сфере инновационного предпринимательства. Такая постановка проблемы требует также принципиальной смены содержания и методов современной системы обучения, которое должно приобретать реальное профессиональное ориентирование.

Успех инновационного развития России во многом зависит от наличия сетей инноваторов и предпринимателей, увлечённости разных слоёв общества наукой и технологиями. Однако в обществе наблюдается недостаточное распространение позитивного интереса к инновационному предпринимательству, к «полезным» технологиям. Молодые люди до сих пор не рассматривают создание и развитие собственных инновационных проектов и компаний как правильную и интересную карьеру.

Инновационное предпринимательство не может появиться само по себе даже в «тепличных условиях» (которые пока так и не удаётся создать), его необходимо опекать, «выращивать». А для этого необходимо формирование соответствующей инновационной среды, инфраструктуры, способствующей получению практических навыков по коммерциализации результатов научно-технологической деятельности и развитию у студентов инновационных качеств предпринимателя. Следует также учитывать, что в России существует слабая коммуникация внутри профессиональных сетей специалистов в различных областях науки и технологий и практически полное отсутствие полидисциплинарной коммуникации.

Именно поэтому перед кафедрой экономики инноваций  руководством экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова поставлена глобальная задача не только научно-методологической проработки и  систематизации знаний в сфере проблем инновационного развития, но и формирования инновационной среды с разнообразными площадками по взаимодействию студентов, преподавателей, научных сотрудников с представителями реального бизнеса. Создание бизнес-инкубаторов, проведение конкурсов инновационных бизнес-идей, формирование консультационных сервисов по написанию бизнес-планов с целью создания малых инновационных компаний с участием студентов реально содействовало бы развитию инновационного бизнеса. Если эта проблема будет решена, заработают неформальные механизмы распространения новых идей, возникнут междисциплинарные кооперации, которые сегодня являются наиболее перспективными источниками новых технологий и продуктов.

Практическая реализация стратегии формирования инновационный среды и «выращивания» инновационных кадров в условиях вуза позволила сформировать инновационную экосистему, состоящую из различных структур и обеспечивающую проведение различных актуальных мероприятий.

Кафедрой экономики инноваций были созданы Бизнес-клуб МГУ  как сообщество предпринимателей-студентов и выпускников МГУ, Студенческий бизнес-инкубатор МГУ (при поддержке Научного парка МГУ и Центра трансфера технологий МГУ);  также оказывается консультационная поддержка малым инновационным предприятиям МГУ в рамках Аналитического консалтингового центра.

Развитие инновационно-предпринимательских компетенций у школьников осуществляется в рамках программы "Школа молодого предпринимателя" , где наряду с подготовкой к поступлению на факультет открыты курсы по предпринимательству, экономике, финансовой грамотности. Желающие запустить свои первые бизнес-проекты уже в школе приглашаются на партнёрскую программу с детской бизнес-школой KinderMBA.

Для студентов бакалавриата экономического факультета ежегодно проводится Конкурс инновационных проектов в ходе курса Экономика инноваций, а студенты других факультетов МГУ могут выбрать межфакультетские курсы кафедры экономики инноваций. Углубленная программа реализуется в рамках магистратуры "Управление развитием бизнеса".

На уровне послевузовской подготовки открыта программа МВА "Инновации и развитие бизнеса" ), нацеленная на развитие компетенций в области создания своего бизнеса, эффективного управления и инновационного развития в динамичной среде.

Кафедра на постоянной основе взаимодействует с Научным парком МГУ по образовательной программе «Формула успеха», направленной на популяризацию высокотехнологического инновационного предпринимательства среди молодежи, обучение и информационно-структурную поддержку для всех желающих начать собственный инновационный бизнес.

 

 

 

Заведующая кафедрой экономики инноваций
профессор Иващенко Н.П.