Научная работа
Сотрудниками кафедры маркетинга постоянно ведется научная работа, к которой активно привлекаются аспиранты и студенты, работающие под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры. Коллективом кафедры достигнуты научные результаты в исследованиях по приоритетному направлению «Развитие рынков, конкурентоспособности и маркетинговые стратегии предпринимательства». Актуальность этой темы определяется современными условиями развития рынков и задачами повышения конкурентоспособности, предполагающими переход российского предпринимательства к новым моделям управления и организации бизнеса.
Внешние проекты
В настоящее время под руководством заведующего кафедрой д.э.н., профессора Шерешевой М.Ю. сотрудники кафедры принимают участие в исследовании, поддержанном грантом РНФ № 25-18-00075 «Использование потенциала сетевого взаимодействия стран БРИКС для обеспечения технологического суверенитета РФ». Данный проект реализуется совместно с коллегами из лаборатории институционального анализа и учебно-научной лаборатории изучения экономик стран БРИКС ЭФ МГУ, а также Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Исследование направлено на решение фундаментальной научной проблемы — характеристику возможностей использования потенциала сетевого взаимодействия стран БРИКС для обеспечения технологического суверенитета РФ.
В 2022-2024 гг. были выполнены работы по договорам на оказание консультационных услуг с ООО "Антимонопольное консультирование" (Руководитель НИР: к.э.н., доцент Рыбалко М.А.).
В 2017 году кафедра маркетинга выполнила научно-исследовательскую работу по теме «Исследование факторов конкурентоспособности просветительских лекций в пространстве современных научно-популярных образовательных продуктов» по заказу Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация содействия науке» и Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание».
В течение 2015-2017 гг. экономический факультет МГУ совместно с Университетом «Туран» реализовал научно-исследовательский проект «Интеграционные эффекты взаимодействия в рамках Евразийского Экономического Союза», в котором приняли активное участие преподаватели кафедры. Каждый год реализации проекта представлял собой отдельный этап исследования, в совокупности представляющий комплексный анализ важнейших макроэкономических параметров интеграционных процессов. Руководителем проекта выступила д.э.н., профессор В.В. Герасименко.
В 2013 году на базе кафедры маркетинга был реализован научно-исследовательский проект по заказу ТПП РФ «Государственная политика цен и тарифов в Российской Федерации». В работе приняли участие представители четырех факультетов МГУ — экономического, социологического, юридического и факультета государственного управления. По результатам работы была проведена всероссийская конференция по проблемам государственной ценовой и тарифной политики в Российской Федерации, прошедшей в Торгово-промышленной палате РФ в мае 2013 года и опубликована монография «Государственная политика цен и тарифов в Российской Федерации» (Научный редактор д.э.н., профессор В.В. Герасименко).
Научные публикации и конференции
Преподавателями кафедры активно ведется работа по подготовке научных публикаций. За последние 5 лет было подготовлено более 200 научных публикаций (в том числе WoS, Scopus, RCSI — более 60). За этот же период сотрудники кафедры приняли участие в более чем 100 научных конференциях, в том числе ежегодно:
- «Ломоносовские чтения»
(программный комитет и секция)
- Международная научная конференция консорциума журналов ЭФ МГУ
(оргкомитет и секция)
- Международная конференция «Управление бизнесом в цифровой экономике» (СПбГУ)
В 2022 году кафедра провела научно-практическую конференцию «Искусственный интеллект в маркетинге: концепции, технологии, преподавание» (15 июня 2022 года) и экспертную сессию Digital Day (26 ноября 2022 года).
С 2013 г. сотрудники кафедры ежегодно принимают участие в организации и проведении подсекции «Маркетинг» в рамках секции «Экономика» Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (ответственная: к.э.н., доцент М.А. Рыбалко).
Также начиная с 2017 года ежегодно кафедра проводит Универсиаду «Ломоносов» по маркетингу (председатель жюри: д.э.н., профессор Герасименко В.В., ответственные: к.э.н., доцент М.А. Рыбалко, н.с. лаборатории институционального анализа Пахалов А.М.).
Редколлегии научных журналов
Сотрудники кафедры входят в редакционные коллегии ведущих научных журналов.
Д.э.н., профессор Шерешева М.Ю. является главным редактором журнала BRICS Journal of Economics (Scopus), заместителем главного редактора журнала «Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика» (RSCI WoS), членом редколлегий научных журналов «Вестник Пермского университета. Серия Экономика» (RSCI WoS), Journal of Security and Sustainability Issues (Scopus), Transnational Marketing Journal (Scopus), Sumerianz Journal of Economics and Finance, GastroMedia, «Международный журнал медиа и коммуникаций в Центральной Азии».
Д.э.н., профессор Герасименко В.В. — член редакционной коллегии журналов «Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика», «Маркетинг в России и за рубежом».
К.э.н., доцент Дейнекин Т.В. — главный редактор журнала «Маркетинг в России и за рубежом».
Научная работа со студентами и школьниками
В 2017, 2018, 2021, 2025 гг. под научным руководством доцента кафедры, к.э.н., доцента Слепенковой Е.М. подготовлены публикации сборников студенческих научно-исследовательских работ.
В рамках учебного курса «Связи с общественностью» в 2021 году была подготовлена команда из 6 человек для участия в конкурсе «Серебряный лучник» (Национальная премия в области коммуникаций). Команда студентов вышла в финал (руководитель — к.биол.н., доцент Андреюк Д.С.)
Под руководством сотрудников кафедры студенты неоднократно становились призерами и победителями конкурса на лучшую ВКР.
Бакалавриат: к.э.н., доцент Рыбалко М.А. (2024).
Магистратура: к.э.н., доцент Слепенкова Е.М. (2019), к.э.н., доцент Рыбалко М.А. (2020, 2023), к.э.н., доцент Дейнекин Т.В. (2023).
В рамках проведения Всероссийской акции «Ученые — в школы» (Фестиваль НАУКА 0+) члены кафедры, начиная с 2015 года, проводят просветительские лекции для школьников (к.э.н., доцент Рыбалко М.А., к.э.н., доцент Очковская М.С.). Эта традиция популяризации науки среди школьников ежегодно поддерживается сотрудниками кафедры маркетинга.