Eng

Аннотации учебных курсов

Курсы второго триместра

Чтобы понять, как будут себя вести люди в той или иной ситуации и почему, нужно понять, как думает наш мозг – не как он должен, «если ты нормальный, здравомыслящий человек», а как он думает в действительности. На понимании поведения человека и его мотивов, а также на способности анализировать их и прогнозировать строится вся когнитивная экономика. Поэтому второй триместр программы состоит из курсов, которые дают фундаментальные знания в области поведения человека и рассматривают принятие решения на разных уровнях:

  • «Физиология центральной нервной системы (ЦНС) и принятие решений» – рассматривает, как принимает решения человек на уровне мозга,
  • «Когнитивная психология» – делает акцент на психологических особенностях и принципах когнитивных процессов,
  • «Социальная психология» – показывает, как общество, прямо и опосредованно, может влиять на решения индивида,
  • «Поведенческая экономика» – изучает принятие экономических решений на уровне поведения, фокусируясь на паттернах «нестандартного» нерационального экономического поведения людей и его механизмах, 
  • «Экономическая психология» – рассматривает экономическое поведение людей в контексте ментальных моделей (восприятия) экономических категорий (деньги, долг, прибыль, предприниматель), которые специфичны для каждого общества и влияют на принимаемые решения.

Аннотации курсов:

Физиология ЦНС и принятие решений

Курс посвящен изложению базовых принципов работы головного мозга человека на химическом (нейромедиаторном), электрическом, клеточном и структурном (системном) уровнях. Студентам дается базовое представление о структурах, участвующих в процессе принятия решений, и о том, как эти структуры и мозг в целом принимает решения. Как отбирается информация, на которую стоит обратить внимание? что запоминается и что и каким образом вспоминается? какая поведенческая стратегия выбирается при конкурирующих потребностях и вариантах действий?каким образом и как сильно вмешиваются эмоции в принятие решений и каковы возможности неокортекса противостоять эмоциям? как это зависит от типа нервной системы человека? – эти и другие важные аспекты принятия решений будут компетентно и доступно рассказаны профессором биологического факультета МГУ, любимым гостем научно-популярных передач и лекториев, Вячеславом Альбертовичем Дубыниным.

Говоря научным языком, вы узнаете, как работают центры памяти, потребностей и эмоций, сна и бодрствования, сенсорные и двигательные центры, центры подкрепления и внимания; каков вклад генетической и эндокринной составляющих в нервно-психические процессы; рассмотрите, каким образом в принятии решений участвуют высшие ассоциативные зоны коры больших полушарий, а также различные области теменной, затылочной и височной коры, префронтальной коры, лимбической коры; познакомитесь с нейронами новизны и зеркальными нейронами.

Когнитивная психология

Предметом когнитивной психологии являются когнитивные процессы человека - то, как человек воспринимает информацию об окружающем мире, как и какие решения человек принимает на основе этой информации и информации, накопленной в ходе прошлого взаимодействия со средой, и каким образом человек реализует принятые решения в своем поведении, учитывая изменяющиеся обстоятельства и возникающие затруднения. Особое внимание в когнитивной психологии уделяется изучению внутренних репрезентаций – знаний, представлений, образов, схем – и законов их трансформации, лежащих в основе процессов мышления и принятия решений. С этой целью в когнитивной психологии широко используются экспериментальные методы, а также привлекаются результаты, полученные с помощью методов нейронаук.

В данном курсе будут рассмотрены классические и современные результаты исследований внимания, восприятия, рабочей памяти и эпизодической памяти, организации знаний в семантической памяти, решения малых и больших мыслительных задач, принятия решений и интеллекта. Будет проведен анализ эмоций и мотивов у человека и прослежена их связь с процессами внимания, восприятия, памяти и мышления. Рассмотрение когнитивных процессов будет завершено рассмотрением типичных траекторий когнитивного развития человека в течение жизни.

Социальная психология

Человек – социальное существо и свои решения он принимает в контексте социальных отношений. Его решение формируется с учетом мнения и действий других, поэтому «социальное мышление» – важный компонент в понимании поведения человека. Каким образом, через какие механизмы социальная среда и принадлежность человека к социальным группам влияет на его решения и поведение, и каковы закономерности этого поведения, изучает социальная психология.

В курсе особое внимание уделяется социальной психологии групп: психология больших социальных групп, стихийные группы и их психологическое влияние на индивида (явления заражения, внушения, подражания), малые группы, положение индивида в ней (статус и роль) и его поведение, лидерство, групповые решения. Психология и поведение фондового рынка, решения совета директоров и экспертных советов, поведение населения в период кризиса или в период институциональных изменений, психология массовых коммуникаций, деловые переговоры – вот лишь некоторая часть применения социальной психологии в экономических отношениях. Также студенты обучаются специфике эмпирического исследования в социальной психологии и методам исследования – от сбора данных (наблюдение, контент-анализ, опросы, тесты, эксперимент) до их обработки (корреляционный, факторный, кластерный анализ, построений типологий и т.д.).

Поведенческая экономика

Поведенческая экономика изучает экономическое поведение людей, систематически отклоняющееся от рационального, его паттерны и причины – когнитивные, эмоциональные, социальные. В курсе рассматриваются основные открытия поведенческой экономики и их приложение к экономическим задачам. Главная цель курса – дать фундаментальные знания в этой дисциплине (поведенческие эффекты, теория перспектив Канемана и Тверски, концепция “nudge”) и сформировать у слушателей поведенческий подход к решению экономических проблем, который в дальнейшем развивается в других дисциплинах программы: поведенческие финансы, поведенческие аспекты макроэкономики и социальной политики, экономика счастья. 

Поведенческий подход позволяет найти ответ на самые неожиданные вопросы. Почему материальные стимулы (субсидии и штрафы) не всегда работают так, как это задумывалось? Почему люди сегодня готовы рисковать, а завтра – нет? Почему минус 100 рублей не всегда потери, а плюс 100 рублей не всегда выигрыш? Почему люди тратят много денег на лечение болезни вместо дешевой профилактики? И, самое главное, как сделать так, чтобы люди ходили на профилактику, делали сбережения, а не жили в долгах, занимались спортом, как и планировали, - одним словом, как сделать нашу жизнь лучше?

Экономическая психология

В центре внимания курса  понимание психологических основ экономического поведения хозяйствующих субъектов. Рассматриваются психологические аспекты экономических отношений, психология отношений собственности, восприятия денег и денежного обращения, психология занятости и безработицы. Обсуждаются проблемы экономической активности и потребительского поведения, психологии предпринимательства и организационного поведения, проблемы и перспективы развития современной экономической психологии. Уделяется внимание применению современных достижений психологической науки в маркетинговых исследованиях и рекламной деятельности.