Eng

Аннотации учебных курсов

1 ТРИМЕСТР

МАКРОЭКОНОМИКА -3

Автор – доцент, к.э.н. Шагас Н.Л.

Цель курса – углубленное изучение макроэкономических взаимосвязей и последствий государственной экономической политики, а также изменения поведения экономических агентов.

Задачи курса состоят в том, чтобы выработать у студентов:

  • способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;
  • способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне;
  • способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;
  • способность к применению теоретических знаний для решения практических проблем рационального и эффективного использования ресурсов при осуществлении экономического выбора;
  • способность разрабатывать математические методы учета макроэкономической ситуации при принятии управленческих решений фирмой.

Курс «Макроэкономика-3» дает представление о функционировании экономики на уровне народного хозяйства в целом, служит основой для освоения курсов по прикладным макроэкономическим дисциплинам и финансам продвинутых уровней.

Изучаемые темы

  • Основные понятия
  • Модель Рамсея - Касса - Купманса.
  • Модели эндогенного экономического роста.
  • Модель пересекающихся поколений (модель Даймонда-Самуэльсона).
  • Деньги, инфляция и кредитно-денежная политика.
  • Деловые циклы.
  • Проблемы осуществления макроэкономической политики.

МИКРОЭКОНОМИКА – 3

Автор – профессор, д.э.н. Черемных Ю.Н.

В этом курсе магистры должны получить систематизированное представление о наиболее важных детерминированных микроэкономических, теоретических и прикладных моделях.

Объектом изучения являются теоретические и прикладные микроэкономические задачи.

Учебная задача: научить студентов строить и анализировать микроэкономические модели.

В результате изучения данного курса студенты должны приобрести навыки построения, анализа микроэкономических моделей и содержательной интерпретации их решений

Изучаемые темы

  • Отношение предпочтения-безразличия
  • Производственные функции и научно-технологический прогресс
  • Рыночные взаимодействия в случае несовершенной конкуренции
  • Элементы теории игр и их использование в анализе функционирования олигополии
  • Моделирование статического экономического равновесия
  • Экономическая теория благосостояния
  • Моделирование динамики цен
  • Моделирование динамического равновесия
  • Основы принятия решений в условиях неопределенности

ЭКОНОМЕТРИКА – 3

Автор – доцент, к.э.н. Лукаш Е.Н.

Изучаемые темы

  • Что такое панельные данные? Pooled regression.
  • Оценивание моделей с фиксированными эффектами.
  • Оценивание моделей со случайными эффектами. Выбор между моделями.
  • Использование инструментальных переменных при оценивании моделей со случайными эффектами
  • Динамические панели
  • Гетероскедастичность и автокорреляция в панельных данных
  • Модели дискретного выбора и цензурированных данных (пространственный подход)
  • Модели дискретного выбора для панельных данных
  • Модели с цензурированными выборками для панельных данных
  • Модель стохастической границы (временной ряд)
  • Модель стохастической границы (панельные данные)

СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ

Автор – профессор, д.ф.-м.н. Кочергин А.В.

Основными целями курса являются следующие:

  • углубить знания студентов в области математических методов анализа экономики;
  • научить использовать современный математический инструментарий для решения экономических задач;
  • научить студентов использованию современного программного обеспечения для решения экономико - математических задач.

Задачи дисциплины «Современные математические методы в экономике»:

  1. ознакомить студентов с основами современного математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач экономики;
  2. привить студентам умение самостоятельно изучать литературу, использующую современные математические методы;
  3. развить логическое и алгоритмическое мышление;
  4. воспитать абстрактное мышление и умение строго излагать свои мысли;
  5. выработать у студентов навыки к математическому исследованию теоретических и прикладных вопросов экономики.

Курс «Современные математические методы в экономике» дает представление о современных математических методах анализа экономики, необходимых для изучения микро- и макроэкономики и курсов по прикладным экономическим дисциплинам и финансам продвинутых уровней.

Изучаемые темы:

  • Обыкновенные дифференциальные уравнения.
  • Линейные нормированные пространства и функционалы.
  • Основы теории оптимального управления и вариационного исчисления.
  • Теорема о неявной функции и ее применения.
  • Однородные и гомотетичные функции.
  • Элементы выпуклого анализа.

КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Автор – доцент, к.э.н. Скрипкин К.Г.

Цель курса – углубленное изучение роли ИТ на современном предприятии и подходов к исследованию этой роли

Задачи курса состоят в том, чтобы выработать у студентов:

  • способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;
  • способность к применению теоретических знаний для решения практических проблем рационального и эффективного использования ресурсов при осуществлении экономического выбора;
  • способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов;
  • способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности.

Изучаемые темы:

  • Информация и информационная система
  • Основные классы информационных систем и ИТ-сервисов.
  • Управление информационными ресурсами
  • Бизнес-процессы и их описание
  • Информационные системы и ИТ-сервисы
  • Жизненный цикл ИТ-сервиса
  • Комплементарные взаимосвязи между ИТ-сервисами, организационными практиками и свойствами человеческого капитала
  • Выгоды, связанные с использованием информационных систем, и подходы к их измерению
  • Затраты, связанные с использованием информационных систем, и подходы к их измерению

2 ТРИМЕСТР

УЧЕТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИ ПРИНЯТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Автор – доцент, к.э.н. Чахоян В.А.

Цели и задачи дисциплины

Задачи курса состоят в том, чтобы выработать у студентов

  • способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности
  • способность к применению теоретических знаний для решения практических проблем рационального и эффективного использования ресурсов при осуществлении экономического выбора
  • способность применять и разрабатывать математические методы учета неопределенности при принятии экономических решений

В этом курсе студенты должны изучить существующие теоретические и прикладные подходы и методы учета неопределенности при принятии экономических решений.

Изучаемые темы

  • Основы принятия решений в условиях неопределенности
  • Принятие решений менеджером об объеме деловой активности в условиях неопределенности
  • Асимметричность информации и основы теории контрактов

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Автор – профессор, д.э.н. Черемных Ю.Н.

В этом курсе студенты (слушатели Школы-магистров) должны получить систематизированное представление о наиболее важных детерминированных и стохастических экономико-математических моделях, которые параметризуемы на базе реальных данных.

Объектом изучения является теоретические и прикладные экономические задачи.

Учебная задача: научить студентов строить и анализировать экономико-математические модели, параметризуемые многопродуктовые и многосекторные модели.

В результате изучения данного курса студенты должны приобрести навыки построения, анализа параметризуемых экономико-математических моделей и содержательной интерпретации их решений

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать основные приемы экономико-математического моделирования с использованием методов параметризуемых моделей.

Уметь вычленять существенные фрагменты экономической реальности в целях их адекватного моделирования и содержательной интерпретации решений экономико-математических моделей.

Владеть современными методами экономико-математического моделирования, навыками структуризации этапов экономико-математического моделирования, приемами участия в разработке проблем силами творческих коллективов.

Изучаемые темы

  • Содержательные области и математические средства моделирования.
  • Статические межотраслевые модели.
  • Динамические межотраслевые модели.
  • Статические игры с неполной информацией.

ЭКОНОМЕТРИКА – 4

Авторы – к.э.н. Туманов А.А., к.э.н. ПеревышинЮ.Н.

Задачи курса - выработать у студентов

  • владение современными методами и инструментами исследования социально-экономических процессов,
  • сравнительного анализа национальных моделей экономики способность к анализу экономических процессов в стране и в современном мире;
  • способность обрабатывать экономическую информацию с помощью современных экономико-математических моделей и методов;
  • способность разрабатывать новые и модифицировать имеющиеся математические методы и модели для решения конкретных экономических задач;
  • знание основных математических и инструментальных методов экономического анализа

Курс «Эконометрика – 4» дает представление о методах эконометрического и многомерного статистического анализа, экспертного оценивания, служит основой для освоения курсов по прикладным макроэкономическим и микроэкономическим дисциплинам и финансам продвинутых уровней.

Изучаемые темы

  • Методы классификации
  • Методы снижения размерности
  • Факторный анализ.
  • Экспертное оценивание
  • Методы группового ранжирования объектов.
  • Метод анализа иерархий
  • Модели нейронных сетей и их использование

3 ТРИМЕСТР

ТЕОРИЯ ИГР – 2

Авторы – доцент, к.ф.-м.н.Кострикин И.А., доцент, к.э.н. Челноков А.О.

Цели и задачи дисциплины

  • познакомить студентов с основными концепциями теории бескоалиционных игр;
  • научить формулировать теоретико-игровую задачу для анализа экономической ситуации;
  • дать представления о современном состоянии теории игр;
  • подготовить студентов к самостоятельной работе с современной экономической литературой.

Изучаемые темы:

  • Игры в нормальной форме
  • Игры в развернутой форме
  • Статические игры с неполной информацией

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ

Автор – академик РАН, профессор, д.э.н.Энтов Р.М.

Цели и задачи дисциплины

  • Дать слушателям углубленное представление о ряде прикладных проблем микроэкономической теории и их практических приложениях, в том числе в условиях переходной экономики.
  • Основная задача данного курса состоит в ознакомлении студентов с теоретическими основаниями работы финансового сектора экономики

Курс относится к циклу обязательных дисциплин программы, дает представление о функционировании экономики на уровне народного хозяйства в целом, служит основой для освоения курсов по прикладным макроэкономическим дисциплинам и финансам продвинутых уровней.

Изучаемые темы:

  • Роль финансовых институтов и финансовых рынков.
  • Финансовая структура и политика корпорации.
  • Поведение инвестора и критерии эффективности финансовых инвестиций
  • Портфельный анализ: модель САРМ.
  • Арбитражная теория формирования цен на фондовые активы.
  • Эффективность финансовых рынков.

4 ТРИМЕСТР

ТЕОРИЯ КОНТРАКТОВ

Автор – доцент, к.э.н. Дзагурова Н.Б.

Цели курса:

  • изучение студентами современных теоретических подходов к анализу экономическихпроблем, разработанных в рамках теории контрактов и организационной экономики, а также эмпирических работ, посвященных тестированию выдвинутых гипотез
  • усвоение студентами специфики используемых подходов к построению экономико-математических моделей в условиях асимметрии и неполноты информации
  • приобретение студентами навыков экономического анализа ситуаций с учетом асимметрии и неполноты информации, а также построения соответствующих экономико-математических моделей

После успешного завершения курса студенты магистратуры должны

  • знать результаты новейших исследований и публикации в области теории контрактов и организационной экономики
  • уметь проводить самостоятельный анализ и вырабатывать рекомендации для принятия управленческих решений и совершенствования внутри- и межфирменных взаимодействий

Изучаемые темы

  • Cкрытые характеристики и неблагоприятный отбор. Противодействие неблагоприятному отбору: сканирующие контракты.
  • Противодействие неблагоприятному отбору: сигналы.
  • Теория торга.
  • Аукционы
  • Постконтрактный оппортунизм: моральный риск.
  • Негативные контрактные экстерналии: избыточная сила стимулов
  • Торг между коррумпируемостью контрактов и их рискованностью.
  • Современные теории фирмы.

ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ТЕОРИИ ИГР

Авторы – доцент, к.э.н. Кострикин И.А., Челноков А

Цели и задачи дисциплины

  • углубить знания студентов в области теории игр;
  • научить анализировать экономические ситуации с помощью теоретико-игровых методов;
  • дать представления о современном состоянии теории игр;
  • подготовить студентов к самостоятельной работе с современной экономической литературой.

Изучаемые темы

  • Кооперативные игры
  • Повторяющиеся игры
  • Динамические игры с неполной информацией
  • Динамические игры с неполной информацией

ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ

Дисциплины по выбору разделены на 4 модуля.

В рамках Модуля 1 предлагаются дисциплины для студентов, выбравших в качестве объекта исследования макроэкономическую тематику. Этот блок предусматривает изучение современных макроэкономических моделей и методов их решения для анализа ситуации в экономике в целом и последствий экономической политики, выработки рекомендаций по ее совершенствованию для органов государственного управления, учета макроэкономической ситуации при принятии управленческих решений фирмой. В рамках Модуля 1 предлагаются дисциплины: модели межотраслевого баланса, вычислимые модели общего равновесия, моделирование монетарной политики, модели внешней торговли, глобальная макроэкономика (на английском языке), и др.

ПРИМЕР популярной дисциплины

МОДЕЛИРОВАНИЕ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ

Автор – доцент, к.э.н. Картаев Ф.С.

Курс посвящен современным методам моделирования кредитно-денежной политики (КДП) и ее влияния на динамику основных макроэкономических показателей. В первую очередь, на динамику выпуска и цен.

В курсе обсуждаются как теоретические модели, так и современные эконометрические методы, тестирования их выводов.

Курс является логическим продолжением дисциплин «Макроэкономика-2» и «Макроэкономика-3», читаемых кафедрой математических методов анализа экономики, поэтому в нем сделан акцент на некоторые ключевые макроэкономические модели, которые остались за рамками этих дисциплин. Например, на модели открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала и на новые кейнсианские модели общего экономического равновесия.

В целом изложение курса опирается на учебники по макроэкономике продвинутого уровня: Уолша (Walsh), Гали (Gali), Ромера (Romer), Шагас и Тумановой. Однако часть результатов излагается в соответствии с оригинальными статьями.

Цель курса

знакомство студентов с современными методами и моделями, предназначенными для анализа последствий кредитно-денежной политики и ее эффективности.

Успешно овладевшие курсом студенты должны знать основные каналы КДП и ключевые факторы, определяющие эффективность КДП. Студенты должны уметь содержательно интерпретировать работу основных каналов КДП; аналитически показывать взаимосвязь между инструментами КДП и основными макроэкономическими показателями. Студенты должны владеть современными методами оценки эффективности КДП.

Изучаемые темы

  • Основные идеи, связанные с последствиями монетарной политики в доктринах различных экономических школ
  • Механизм КДП и факторы ее эффективности: канал процентной ставки Динамические стохастические модели общего равновесия (DSGE models).
  • Механизм КДП и факторы ее эффективности: канал валютного курса.
  • Механизм КДП и факторы ее эффективности: кредитный канал. Модель Бернанке — Блиндера.
  • Проблемы проведения стабилизационной монетарной политики. Дискреционная монетарная политика и политика по правилам.

Модуль 2 предлагается студентам, выбравшим в качестве темы магистерской диссертации исследование микроэкономических объектов. Дисциплины этого модуля посвящены изучению моделей и методов принятия решений на микроуровне, позволяющих проводить анализ и вырабатывать рекомендации для внутрифирменной хозяйственной практики и совершенствования межфирменных взаимодействий, исследовать отраслевые рынки, разрабатывать и осуществлять инвестиционные проекты. В рамках Модуля 2 предлагаются дисциплины: производственные функции, модели функционирования отраслевых рынков, прикладные задачи теории игр, методы принятия инвестиционных решений, имитационное моделирование и др.

ПРИМЕР популярной дисциплины

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ

Автор – член-корр.РАН, профессор, д.э.н. Клейнер Г.Б.

Цели курса. Студенты должны получить целостное представление о теории и практике малоразмерного моделирования производственных процессов различного уровня на базе синтеза теории измерений, методов системного анализа производственных систем и статистической обработки данных. Для этих целей слушатели должны изучить наиболее распространенные параметрические виды производственных функций, ознакомиться с их обоснованием, методами оценивания параметров. В результате они должны обрести навыки "реалистического", т.е. надежного, адекватного и эффективного (в известных пользователю пределах) моделирования с помощью практического построения макро-, мезо- и микроэкономических производственных функций.

Приобретаемые компетенции:

  • подготовка заданий на разработку модельного описания решаемых проблем управления экономическими объектами всех уровней
  • проведения многовариантных сценарных и оптимизационных расчетов моделям на микро- и макро- уровне, а также для разработки оптимальной стратегии поведения экономических агентов на товарных и финансовых рынках
  • разработки экономических, математических и эконометрических моделей не только производственных, но и иных хозяйственных и финансовых процессов
  • вырабатывать рекомендации для принятия внутрифирменных хозяйственных решений и совершенствования межфирменных взаимодействий на основе производственных функций

Изучаемые темы

  • Введение в теорию и практику производственных функций.
  • Основания теории производственных функций
  • Характеристики производственных функций
  • Аппарат теории производственных функций
  • Практические рекомендации, опыт построения и применения производственных функций