Аннотации учебных курсов

«Исламские финансы» (Журавлев А.Ю.)

Целью преподавания дисциплины является углубленное ознакомление аудитории с альтернативным подходом к организации финансового дела, получающим всё более широкое распространение, в том числе и в немусульманских странах, признанных в качестве международных и региональных финансовых центров или претендующих на такой статус, и в странах, стремящихся к развитию своего внутреннего финансового рынка. Институционализация этого альтернативного подхода идет на протяжении последних 35 лет и зиждется на этической и экономической доктринах исламского вероучения, в силу чего данный сектор мировых финансов принято называть исламским. Понимание данной проблематики достаточно давно стало за рубежом частью стандартного набора профессиональных знаний лиц, работающих в финансовой сфере, а исламские финансовые техники всё чаще применяются для привлечения капитала суверенными и корпоративными игроками.

«Антикризисное управление» (Зубенко А.В.)

В рамках освоения курса слушатели получают знания о способах, особенностях, стратегиях и тактики антикризисного управления предприятиями, о проблемах реформирования и реструктуризации организаций в условиях изменяющихся факторов среды, о методах реструктуризации в фазах жизненного цикла кризисных предприятий.

«Национальные налоговые системы ведущих стран мира» (Караваева И.В.)

Основной целью данного курса является формирование у студентов ясных представлений о закономерностях и особенностях реализации налоговой политики ведущих стран мира. Задачей дисциплины является предоставление студентам информации об основных видах налогов, выплачиваемых юридическими и физическими лицами, в контексте функционирования налоговых ведущих стран мира, включая Россию. В курсе освещаются основные направления развития современного международного налогового законодательства, дается оценка роли налогов в формировании единого европейского экономического пространства, показаны основные тенденции реформирования налоговых систем ведущих стран мира в сопоставлении с развитием современного российского налогового законодательства.

Особое внимание уделяется освещению базовых тенденций модернизации налоговой политики в условиях современной экономической рецессии.

«Ценообразование на мировых рынках» (Касаткина Е.А.)

Методологической основой данной дисциплины являются принципы и подходы, применяемые в практической деятельности международных организаций, в частности Всемирной торговой организации, а также национальных организаций зарубежных стран и России, занимающихся внешнеэкономическими связями и ценообразованием. Поэтому основной целью является изучение подходов к ценообразованию на международном и национальном уровнях, на различных отраслевых рынках для повышения эффективности управления ценообразованием.

Также к целям относятся понимание природы и роли ценообразования в современном бизнесе, обладание знаниями специфики ценообразования в ВЭД на различных мировых рынках и особенностей ценообразования в международном маркетинге, владение методикой и методами ценообразования во внешнеэкономической деятельности, навыками ценового маркетингового инструментария, осуществление планирования процесса ценообразования во внешнеэкономической деятельности на конкретных мировых рынках, для конкретных компаний и конкретных продуктов, четкое формулирование целей стратегий ценообразования во внешнеэкономической деятельности, постановка задач ценообразования и выбор адекватных методов их выполнения, подготовка технического задания, проведение оценки предложений внешних исполнителей и их отбор в зависимости от поставленной цели, знание особенностей подготовки бизнес-планов маркетинга и ценообразования во внешнеэкономической деятельности, специальных мероприятий, выделение целевой аудитории ценообразования во внешнеэкономической деятельности, знание программы разработки стратегий ценообразования во внешнеэкономической деятельности, планирование разработки конкретной внешнеэкономической ценовой стратегии, контроль над реализацией ее элементов, оценка ее результативности.

«Прямые иностранные инвестиции и позиции ТНК в мировой экономике» (Лучко М.Л.)

Целями дисциплины являются изучение факторов, определяющих специфику процессов иностранного инвестирования как одной из основных форм международных экономических отношений в условиях глобализации мировой экономики, а также определения позиций транснациональных компаний (ТНК). Задачами дисциплины являются: изучение теоретических и методологических основ в области развития процессов иностранного инвестирования; анализ позиций ТНК из различных стран базирования, оперирующих в различных отраслях мировой экономике; изучение практической деятельности ТНК в различных принимающих странах; рассмотрение особенностей конкурентных стратегий ТНК в условиях глобализации; анализ социально-экономических последствий привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономику, а также позиций ТНК российского происхождения на мировых рынках; овладение навыками разработки стратегии и тактики зарубежного инвестирования для компании.

«Международный бизнес» (Чихун Л.П.) курс читается на английском языке

В результате освоения курса слушатели будут знать отличия международной бизнес-деятельности от предпринимательства в национальной среде; характеристику основных параметров бизнес-среды для международной деятельности компании; многообразие форм международной бизнес-деятельности; алгоритм превращения компании в международную. В курсе изучаются причины и мотивы интернационализации деятельности компаний; преимущества и риски ведения международной бизнес-деятельности; «плюсы» и «минусы» использования различных форм вхождения на зарубежный рынок.

Итогом изучения курса должны стать приобретение способности и навыков осуществлять анализ бизнес-среды потенциальной страны локализации своей зарубежной бизнес-деятельности; проводить риск-анализ проекта и осуществлять выбор продукта, формы и времени вхождения на зарубежный рынок; пользоваться информационными интернет-ресурсами для проведения анализа международной бизнес-среды.

«Международные экономические организации» (Мазурова Е.К.)

Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о возрастающей роли международных экономических организациях (МЭО) как равноправных субъектов в международных экономических отношениях и в системе регулирования мирохозяйственных связей, о направлениях, формах и методах их регулирующей деятельности.

Задачи дисциплины:

освоить теоретические подходы, основные концепции и новейшие разработки экономической науки в области теории международного регулирования получить представление об основах международно-правового регулирования мирохозяйственных связей, лежащих в основе деятельности МЭО изучить основные формы и инструменты международного регулирования торговой, валютно-финансовой, инвестиционной сфер, их трансформацию в условиях глобализации мирового хозяйства исследовать аргументы и последствия участия МЭО в регулировании мирохозяйственных связей получить навыки анализа и интерпретации явлений и событий в сфере реальной внешнеэкономической практики и политики МЭО, отдельных стран-членов организаций и их группировок.

«Управление финансовыми операциями и рисками во внешнеэкономической деятельности» (Ляменков А.К.)

Основные цели дисциплины - изучение форм, методов и инструментов осуществления финансовых операций компаний, участвующих в международных экономических отношениях, а также способов управления финансовыми рисками, проявляющимися во внешнеэкономической деятельности.

Задачи дисциплины состоят в обеспечении усвоения студентами знаний о финансовых аспектах внешнеэкономической деятельности компаний, формировании навыков планирования и управления соответствующими финансовыми операциями, осуществления риск–менеджмента в данной сфере функционирования компаний. Кроме того, в будущей профессиональной деятельности студенты должны уметь учитывать регулятивные меры и ограничения для финансовых операций во внешнеэкономической деятельности, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации и основных зарубежных стран–партнеров.

«Международная конкурентоспособность» (Швандар К.В.)

Методологической основой данной дисциплины являются принципы и подходы, применяемые международными организациями для сравнительной оценки международной конкурентоспособности экономик.

Основная цель дисциплины - изучение этих подходов, что позволяет выявить суть современного понимания конкурентоспособности экономики, особенностей и факторов на нее воздействующих как внешних - со стороны мировой экономики, так и внутренних, направлений развития теории конкурентоспособности, а также оценить конкурентные преимущества экономики, развивающейся за счет использования природных ресурсов, и определить наиболее эффективные стратегии повышения уровня конкурентоспособности такой экономики на примере стран, экспортирующих нефть, в том числе России. Также дисциплина нацелена на систематизацию исторических и новейших теоретических подходов к анализу конкурентоспособности на макроуровне и существующих прикладных методов расчета международной конкурентоспособности, когда создание эффективной стратегии повышения национальной конкурентоспособности остается одной из наиболее актуальных проблем государственной политики.

«Информационное общество и экономика знаний» (Белова Л.Г.)

Дисциплина формирует у студентов целостное представление об информационном обществе и экономике знаний как составной части теории мирового хозяйства и в качестве общетеоретической основы последующих курсов; способствует приобретению студентами навыков анализа особенностей международных экономических отношений в условиях формирования информационного общества в качестве теоретической базы для профессиональной работы.

Задачи дисциплины:

  • освоить теоретические подходы и основные концепции теории информационного общества (ИО) и экономики знаний (ЭЗ), новейшие разработки экономической науки в этой области;
  • изучить основные модели, институты и инструментарий ИО и ЭЗ;
  • получить навыки анализа и интерпретации явлений и событий в сфере реальной практики формирования ИО и ЭЗ в разных странах и их группировках;
  • обучить студентов навыкам производить необходимые базовые расчеты международных операций методами Excel.

«Международные научно-технические связи и торговля услугами» (Зубенко В.А.)

Цели дисциплины: сформировать у студентов представление об основных тенденциях в развитии международного обмена услугами и технологиями и возможных путях включения России в торговлю объектами интеллектуальной собственности в условиях ее членства во Всемирной торговой организации.

В результате освоения курса студенты должны:

  • расширить и углубить знания о совокупности международных экономических отношений (МЭО), образующих сущность мирового хозяйства как целостной системы;
  • получить представление о специфике услуг как товара особого рода и его отличиях от обычных товаров, о сущности технологии и формах ее передачи в системе МЭО;
  • изучить особенности международной торговли такими видами услуг, как деловые услуги, международный туризм, транспортные услуги, образовательные и информационные услуги и др.;
  • изучить новые тенденции в глобализации мирового рынка услуг и объектов интеллектуальной собственности;
  • ознакомиться с формами регулирования торговли услугами и технологиями на национальном и межгосударственном уровнях, в том числе в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) и Многостороннего соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) как базовых соглашений ВТО;
  • получить навыки разработки внешнеторговых контрактов по оказанию услуг и предоставлению лицензий.

«Участие малых и средних предприятий в международных экономических отношениях» (Вихорева О.М.)

Инновационной является структура курса: он состоит из теоретической части и деловой игры. В теоретической части анализируются формы участия малого бизнеса в международном экономическом сотрудничестве и степень вовлеченности МСП разных стран во внешнеэкономическую деятельность; оцениваются международные риски, возникающие при выходе субъектов малого предпринимательства на мировые рынки, а также доступные МСП методы и инструменты управления этими рисками; подробно исследуются новейшие явления и тенденции в стимулировании участия МСП в МЭО в зарубежных странах и на уровне региональных интеграционных объединений (ЕС); особое внимание в курсе уделяется изучению развития данного сектора в России. Деловая игра предусматривает практическое применение полученных в первой части курса знаний.

«Мировой опыт анализа и оценки инвестиционных проектов» (Грачева М.В., Волков И.М.)

Методологической основой данной дисциплины являются принципы и подходы, применяемые в практике деятельности таких международных организаций, как Всемирный банк, ЮНИДО, ЕБРР, накопивших богатый опыт анализа, оценки и реализации проектов развития во многих странах мира. Отсюда основная цель дисциплины - изучение этих подходов, что позволит использовать наиболее эффективные из них в работе специалистов на всех уровнях управления проектами, в том числе, и в отечественных условиях, где проблема привлечения иностранных инвестиций остается по прежнему одной из наиболее актуальных.

Задачи дисциплины «Мировой опыт анализа инвестиционных проектов», целевой аудиторией которой являются студенты программы «Мировая экономика», состоят в:

  • раскрытии роли международного сообщества в лице Всемирного банка, ЮНИДО, ЕБРР в развитии теории и практики проектного подхода;
  • ознакомлении с современными принципами подготовки инвестиционных проектов;
  • изучении научных основ методологии проектных исследований;
  • приобретении навыков разработки проектов.

«Специальные экономические зоны и оффшорные территории в мировой экономике» (Стулов О.В.) курс читается на английском языке

Главной целью курса является формирование у слушателей системы знаний и навыков в сфере использования основных форм оффшорного бизнеса. Данный курс позволяет подготовить специалистов-экономистов, способных учитывать расширение деловых возможностей, предоставляющихся в результате существования и развития оффшорного бизнеса в современной деловой практике. Он позволяет магистрам иметь более широкое видение современных тенденций и процессов в области международной деятельности, использовать их возможные результаты для совершенствования администрирования в международной компании повышения профессиональной компетентности менеджеров среднего и высшего звена.

«Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность» (Лучко М.Л.)

Целью дисциплины является изучение принципов этики бизнеса в отношениях компании со своими стейкхолдерами в современных условиях.

Задачами дисциплины являются: изучение теоретических основ в области развития этики бизнеса (ЭБ) и корпоративной социальной ответственности (КСО); изучение практики инкорпорирования принципов ЭБ и КСО в зарубежных и российских компаниях в современных условиях; овладение навыками работы в команде и эффективного делового общения.

«Современное российское и международное налогообложение». (Лысунец М.В.)

Целью дисциплины является формирование у студентов системного представления о налоговых последствиях осуществления различных сделок, в т.ч. между резидентами разных государств; процедуре определения и применения способов налогообложения различных финансово-хозяйственных операций; способах налогообложения транснациональных компаний и сделок, осуществляемых между компаниями группы.

Задачи дисциплины:

  • сформировать у студентов четкое представление об общих закономерностях налогообложения международных сделок;
  • привить навыки практического анализа налоговых последствий различных сделок, выбора наиболее оптимального варианта налогообложения на основе использования положений налогового законодательства и сложившейся практики налогообложения.

«Международный маркетинг» (Олейник А.Н.) курс читается на английском языке

Основные задачи курса:

  • рассмотреть маркетинг с позиций целей и стратегии бизнеса современных международных компаний;
  • со стратегических позиций скорректировать понимание основных категорий, методик и инструментария международного маркетинга;
  • определить, в чем состоят основные особенности международного маркетинга и что входит в компетенцию специалиста по международному маркетингу;
  • сконцентрироваться на практическом понимании важнейших элементов международного маркетинга;
  • отработать некоторые приемы в принятии маркетинговых решений. Привить интерес к маркетинговой деятельности и обучить студентов выбору наиболее актуальных, оптимальных маркетинговых решений.

«Денежно-кредитная политика и финансовое посредничество» (Хандруев А.А.)

Курс заключается в сравнительном анализе особенностей развития национальных банковских систем ведущих стран мировой экономики. В курсе рассматриваются формы и виды функционирования современных банковских институтов на различных сегментах финансового рынка. Анализируются мировые тенденции в развитии банковского дела и изучаются механизмы регулирования национальных банковских систем со стороны международных финансовых организаций и транснациональных корпораций.

«Зарубежные фондовые рынки» (Шилова Е.В.)

Наряду с изучением теоретических основ функционирования зарубежных фондовых рынков, в рамках освоения дисциплины студенты приобретают следующие практические навыки:

  • применения на практике современных принципов регулирования рынка ценных бумаг;
  • расчета доходности проведения операций с ценными бумагами;
  • проведения необходимых расчетов стоимости ценных бумаг, составляющих инвестиционный портфель: применения принципов составления, мониторинга и последующего управления портфелем ценных бумаг.

Задачи дисциплины:

  • научиться определять степень риска при проведении операций на рынке ценных бумаг и использовать возможности его элиминирования;
  • научиться использовать современный математический аппарат финансовых вычислений;
  • научиться применять основные современные подходы к определению оптимальной структуры капитала акционерного общества, дивидендной политики, проводимой им.