Eng

Научные школы на экономическом факультете

Развитие экономической науки на факультете

История факультета отражает основные вехи развития отечественной экономической науки. Труды таких выдающихся ученых, как К.В.Островитянова, И.Д.Удальцова, Ф.Я.Полянского, В.С.Немчинова, А.Я.Боярского, Н.А.Цаголова, С.К.Татура, Л.Я.Берри, Т.С.Хачатурова, А.И.Анчишкина, Д.И.Валентея легли в основу ряда научных направлений и школ и дали факультету право считаться одним из крупнейших центров экономической науки. Стимулирование межпоколенческого обмена традициями, знаниями и навыками – одна из важнейших задач Стратегии развития экономического факультета до 2020 года.

За годы существования факультета благодаря трудам выдающихся ученых, работавших в его стенах, были заложены основы целого ряда научных направлений и школ, среди которых можно выделить следующие:

Научная школа С.К.Татура — А.Д.Шеремета  (Хозяйственный расчет, учет и комплексный экономический анализ)

Татур С.К.

Фундамент научной школы создан заслуженным деятелем РСФСР, д.э.н., профессором С.К. Татуром.  Он являлся одним из основателей учебной дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности», которая преподается на экономическом факультете, начиная  с 40-х голов прошлого века. Несомненной  заслугой Татура С.К. является теоретическое обоснование методики анализа хозяйственной деятельности.  В своих работах он рассмотрел вопросы истории и теории экономического анализа, дал развернутую характеристику экономико-математических методов, используемых в анализе хозяйственной деятельности, ввел понятие и  раскрыл сущность «комплексного анализа» и предложил стройную логически и математически связанную методику  его проведения.

С 1972 г. продолжателем дела С.К. Татура стал д.э.н., заслуженный профессор МГУ, заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный экономист РФ А.Д. Шеремет. Он руководил кафедрой учета, анализа и аудита до 2012 г. Его научные  исследования углубили комплексный подход к учету и анализу: проблемы хозяйственного расчета (а позже рыночной экономики), социального, экологического развития,  бухгалтерского учета, аудита, анализа рассматриваются во взаимодействии, как единая система. Комплексный подход к развитию учетно-аналитических дисциплин стал «визитной карточкой» научных работ, выпускаемой кафедрой и научной школой в этот период.    

На современном этапе основными целями и задачами  научной школы  Татура-Шеремета являются: содействие развитию экономической науки и внедрение в хозяйственную практику новых форм и методов бухгалтерского учета, анализа и аудита, соответствующих требованиям цифровой экономики; формирование у работников учета, анализа и аудита культуры экономического и финансового  мышления; подготовка бухгалтеров, аналитиков, аудиторов в соответствии с современными международными требованиями, национальными стандартами  и стратегическими интересами России.

 

Научная школа Н.А. Цаголова (Политическая экономия)

Цаголов Н.А.Школа профессора Н.А. Цаголова – научное направление политической экономии, развивавшееся в период со второй половины 50-х годов до середины 80-х годов на кафедре политической экономии экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова под руководством заслуженного деятеля науки РСФСР, д.э.н., профессора Н.А. Цаголова. Основным результатом деятельности созданного им творческого коллектива был двухтомный «Курс политической экономии». Историческое и функциональное разнообразие социально-экономических систем было представлено в виде линейно-стадиального развития. В рамках школы была развита теория переходов двух видов: эволюционных и революционных, объективная необходимость которых определялась критерием развития производительных сил и социально-экономического прогресса. Впервые была разработана система экономических категорий и законов применительно к плановой экономике. На основе оригинальной методологии в единой логической системе было изложено функциональное единство хозяйствования в рамках всего общества (макроэкономический уровень) и хозяйствование в рамках отдельных предприятий (микроэкономический уровень). В настоящее время продолжатели школы Н.А. Цаголова занимаются разработками проблем модернизации российской экономики в контексте развития производительных сил, техно-экономических, общественно-производственных и институциональных отношений, вопросами перехода от индустриального к постиндустриальному обществу и формирования социально ориентированной рыночной экономики с учётом национально-исторического опыта России.

Научная школа А.И. Анчишкина (Прогнозирование экономических процессов)

Анчишкин Александр ИвановичДанная школа была основана академиком АН СССР, д.э.н., профессором А.И.Анчишкиным – одним из самых выдающихся исследователей макроэкономических процессов на протяжении 60-80-х годов прошлого столетия. Деятельность школы направлена на обоснование стратегии социально-экономического развития страны, которая органично включает в себя целый ряд структурных составляющих, таких как методы многофакторного системного обоснования динамики сводных макроэкономических показателей; балансовые методы установления связей между динамикой отраслей и многоотраслевых комплексов; методы оптимизации плановых решений; методы прогнозирования новых технологий и продуктов, идеология теории национальной инновационной системы.

 

Научная школа В.С. Немчинова (Математические методы анализа экономики)

Немчинов В.С.Кафедра математических методов анализа экономики экономического факультета была создана академиком В.С. Немчиновым, определившим направления научных исследований кафедры. В.С. Немчинов был одним из основоположников экономико-математического направления отечественной экономической науки. Он одним из первых поставил и решил теоретические вопросы экономической кибернетики, эконометрии, применения методов математического моделирования и вычислительной техники в экономических исследованиях, разработал модели расширенного воспроизводства, статистическую модель общественного разделения труда. Идеи В.С. Немчинова были развиты его непосредственными учениками и последователями научной школы. В настоящее время в рамках научной школы В.С.Немчинова работают 5 научных семинаров, представляющие собой научные направления школы: «Инвестиционное проектирование», «Динамические модели в экономике», «Макроэкономические исследования», «Финансовая эконометрика» и «Экономика отраслевых рынков».

Научная школа Т.С. Хачатурова (Экономические проблемы природопользования)

Хачатуров Т.С.Важным фактором в становлении на экономическом факультете научной школы в области экономики природопользования — школы академика Т.С. Хачатурова стало создание кафедры. Особенностью данной научной школы, заложенной ее основателем, можно назвать сочетание фундаментальных исследований с практикой, приложение теоретических достижений к решению наиболее острых современных проблем в области использования природных ресурсов и охраны природы. Результаты научных исследований служат постоянно обновляющейся базой для учебного процесса кафедры. Школа продолжает существовать и развиваться и в наше время. Последователи научной школы Т.С. Хачатурова работают не только в МГУ имени М.В.Ломоносова, но и во многих других учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях, правительственных органах и сфере бизнеса, как в нашей стране, так и за рубежом.

Научная школа Д.И. Валентея (Системное исследование народонаселения)

Валентей Д.И.Становление научной школы Д.И. Валентея приходится на 1960-80 гг. Этот период представлял собой особый этап в развитии исследований народонаселения в нашей стране. Именно тогда начиналось системное изучение народонаселения, развитие демографии как самостоятельной науки, а в ней – теоретической демографии как особой области демографических исследований, непосредственной связанной с экономической теорией и другими общественными науками. Систематизация и актуализация проблем населения, его воспроизводства как «проблем национальной важности», с одной стороны, и глобальных проблем – с другой, поиски и предложение ответов на вызовы времени – крупная научная заслуга Д.И. Валентея и его школы. В качестве отличительной особенности школы можно выделить анализ и объяснение закономерностей воспроизводства населения через условия и отношения его развития. Представители его школы первыми обосновали и последовательно проводят в настоящее время программно-целевой подход при проведении активной социально-демографической политики, который стал общепризнанным.

Научная школа философии хозяйства Ю.М. Осипова (Философское осмысление хозяйства)

http://www.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x10/x10/4112/image/Yu_M_Osipov.jpgУ философии хозяйства, обязанной своим возникновением не столько философии вообще, сколько политической экономии, однако не в момент ее расцвета, а в период острого кризиса — рубежа ХIХ и ХХ вв., есть конкретная дата рождения — 1912 г., когда в Московском университете была защищена С.Н. Булгаковым докторская диссертация по одноименной теме. Ясно выраженной научной школой она стала в 1990-е гг., когда потребность в философии хозяйства оказалась обусловленной не только движением абстрактной мысли, но и самой хозяйственной практикой, не всегда соответствующей теоретическим выкладкам экономической науки. Научная школа философии хозяйства реализуется в рамках деятельности экономического факультета, где функционирует с 2000 г. первая в России лаборатория философии хозяйства и Центр общественных наук. Основатель и руководитель современной школы философии хозяйства - д.э.н., профессор Ю.М. Осипов. Школа философии хозяйства занята поисками оптимального варианта развития российской хозяйственной системы, отдавая предпочтение ускоренно-инновационному варианту, предполагающему скорейший и прорывной перевод национального производства в русло системного обновления хозяйственной системы страны. Кроме того, ведется активная работа по изучению наследия отечественной экономической мысли.