Академия философии хозяйства

Межрегиональная общественная организация «Академия философии хозяйства»

Зарегистрирована 23 сентября 2009 г.

Президент академии (с основания академии по настоящее время) — Осипов Юрий Михайлович, д.э.н., г.н.с., профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель Научного совета «Центр общественных наук МГУ», с 1991 по 2016 гг. — директор Центра общественных наук при МГУ.

На 1 января 2017 г. в академии состояли: 152 действительных члена, 19 почетных членов, 13 членов-корреспондентов и 6 членов-попечителей.

Академия была создана по инициативе и на базе Центра общественных наук при МГУ имени М.В. Ломоносова с участием группы ученых — граждан Российской Федерации из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других российских регионов в целях добровольного объединения заинтересованных лиц из России и зарубежных стран в консолидированное и действенное научно-просветительское сообщество, способное актуализировать и интенсифицировать совместную творческую деятельность в гуманитарной и обществоведческой сферах, не замыкаясь в узкоспециализированных науках и выходя на междисциплинарный простор, признавая плодотворность философско-хозяйственной парадигмы, утверждая и развивая новое перспективное направление мысли и знания — философию хозяйства.

Создание академии, не имеющей аналогов в мире — закономерный итог развития русской, а затем российской мировоззренческой, философской и экономической мысли, формулирования в России, главным образом, в стенах и на базе Московского университета научно-образовательной школы философии хозяйства. Академия — носитель, хранитель и очаг классического и современного философско-хозяйственного знания, символ, держатель и утвердитель приоритета отечественного интеллекта в рождении, обосновании и развитии интегрального (холического) течения гуманитарной, фундаментальной мысли, открывающей человеку познающему и размышляющему новый онтос и дарующей ему небывалые гносеологические возможности.

Академия не приветствует как локализированное противоборствующее разномыслие, так и нивелирующее догматизированное единомыслие, а выступает за свободное творческое со-мыслие, не исключающее наличия частных точек зрения и реализующее плодотворный контакт между учеными в ходе вольного обмена мнениями, товарищеских дискуссий, на страницах совместных изданий.

Философия хозяйства — объемное, открытое, разнообразное и безграничное знание-размышление, хотя и занятое поиском истин, к ним приближением, но не претендующее на обладание истинами в последней инстанции, а потому не нуждающееся ни в каком себя догматизировании.

Для философии хозяйства характерно не так познание предмета, как его осознание, а потому не столько исследование предмета как в обычной науке, сколько в него проникновение. Нисколько не чураясь явленности, философия хозяйства стремится к постижению существенности, к улавливанию смыслов, не останавливаясь и перед осмыслением и обретением разнопорядковых «смыслов смыслов», или же метасмыслов, непосредственно восходящих к трансцендентности.

Не отгораживаясь от физиса мироздания и материальных оснований бытия и не отвергая физики (науки), философия хозяйства идет дальше, погружаясь в метафизис, а хозяйство, которое рассматривается философией хозяйства как субъектное и осознаниенное жизнеотправление, насквозь метафизично, а потому философия хозяйства оказывается более метафизикой, метафизической философией, чем физикой (наукой) или же физической (научной) философией.

Методологическим ключом философии хозяйства является метасмыслология, позволяющая улавливать скрытое, глубинное, ускользающее, высшее, одним словом — запредельное. Философия хозяйства, будучи в центре, ядре и базисе познавательно-осмыслительного процесса, присущего академии, ни в коей мере не заслоняет собой любые иные гносеологические подходы и предприятия, способные пролить новый свет на окружающую гуманитарно-хозяйственную реальность, обнаружить что-то ранее не замечаемое, найти какое-нибудь оригинальное решение.

Ни один цветок не является лишним в букете, непрерывно составляемом философией хозяйства, а потому все цветы в нем хороши и на своем месте, как раз в полном соответствии с цветущей сложностью человеческого бытия.

Философия хозяйства вольно или невольно выходит на Софию Премудрость Божию  как высшую мудрость — мудрость мудрости (перво-мудрость, или даже пред-мудрость), что делает философию хозяйства не просто в основе метафизическим, но и софийным знанием-размышлением, не раскрывающим по-научному-де Софию, а ею философически оплодотворяемым. Софийность — не прерогатива лишь философии хозяйства, но это ее непременное достояние, ибо важно не то, что человек способен вообще творить, а как и с какой целью человек реализует свою творческую способность, ведает ли он, что творит, — и тут без обращения к Софии Премудрости Божией никак не обойтись!

В 2012 г. исполнилось 100 лет с момента выхода в свет в 1912 г. классического труда Сергея Николаевича Булгакова «Философия хозяйства» и защиты им в том же году в Императорском Московском университете одноименной докторской диссертации. Это означает и столетие русской, если не мировой, философии хозяйства. Отдавая заслуженную дань Булгакову и его духовно-интеллектуальному подвигу, академия провела в 2011 и 2012 гг. ряд научно-просветительских мероприятий, посвященных выдающимся событиям 1912 г. и знаменательному для философии хозяйства ее столетнему юбилею, подготовила и выпустила в свет два фундаментальных коллективных труда: «Ренессанс философии хозяйства» (2011) и «София. Сто лет русской философии хозяйства» (2012).

С.Н. Булгаков, открывая и разрабатывая свою философию хозяйства, уделил вслед за В.С. Соловьевым, как и наряду с П. Флоренским и другими русскими мыслителями ХХ в., особое внимание Софии Премудрости Божией — как высшему ориентиру и критерию, при этом и сотворительнице  хозяйственной жизни человека, его трудо-творческой исторической миссии. Развивая софийный подход к человеку, хозяйству, бытию, истории, культуре, цивилизации, современная философия хозяйства пошла дальше соловьевско-булгаковской софиологии и выдвинула крайне продуктивную идею софиасофии, претендуя не на обретение и познание Софии, а на творческое с ней взаимодействие: София впереди и у всех начал, а со́фия — следом и в главных итогах.

Для восприятия софиасофии в ее творческой связи с философией хозяйства, полезно обратить внимание на такие фундаментальные произведения, вышедшие из лона академии, как книги президента академии Ю.М. Осипова «Обретение» (2011), «Наедине с Софией» (2014), «Блики и срезы» (2015; издана под псевдонимом Юр. Михайлов), «Восхождение. 25 лет Центру общественных наук при МГУ», «Белые скрижали. Сумма иного знания» (2016), а также глубокий, разносторонний и искрений просвещенческий труд действительного члена АФХ профессора МГУ Н.Б. Шулевского «Софиасофия» (2017).

Академия имеет отделения и опорные пункты не только в Москве, но и в ряде регионов России, а также за границей: на Украине, в Белоруссии, в Казахстане, в Польше, во Франции, в Черногории, в Италии, в Болгарии, на Кипре. Она организует и проводит различные научные форумы: от постоянно действующего семинара до крупных международных конференций.

Академия располагает своей дискуссионной трибуной, дающей возможность ученым свободно говорить, обмениваться мнениями, взаимно обогащаться. Чего академия избегает, так это ток-шоу и споров, ибо первое всего лишь игра, часто нелепая, беспардонная и, в общем-то, бесплодная, а второе — самый надежный глушитель истины. Мероприятия академии проходят живо, интересно, нередко захватывающе, иной раз и с немалым энергийным накалом.

Располагает академия и печатной трибуной, публикуя шесть раз в год толстый журнал «Философия хозяйства», коллективные и личные монографии. За каждой значимой конференцией обязательно следует столь же значимая (до 100 авторов) монография. В изданиях академии находят себе место и возможность высказаться как маститые, широко известные в стране и за рубежом, так и молодые, еще только начинающие, ученые и исследователи, разумеется, не только члены академии.

Современная научно-образовательная школа философии хозяйства (основатель и руководитель Ю.М. Осипов), возникшая и сформировавшаяся в МГУ и оказавшаяся в интеллектуальном основании академии, входит в государственный реестр научных школ. Журнал «Философия хозяйства» включен в список аккредитованных в ВАК аннотируемых изданий.