Eng

Ю.М. Осипов

Профессор МГУ Ю.М. Осипов — мыслитель, организатор, работник

Осипов Юрий Михайлович (род. 09.09.1941, г. Ростов-на-Дону), философ хозяйства, экономист, философ, историософ, культуролог, литератор. В 1965 г.  окончил экономический факультет МГУ, специализируясь по кафедре экономики зарубежных стран, затем аспирантуру того же факультета и по той же кафедре (1971). В 1967—1970 гг. — секретарь комитета ВЛКСМ МГУ. Кандидат (1973), доктор (1987) экономических наук, профессор (1990). С 1971 по 2000 г. преподаватель кафедры политической экономии экономического факультета МГУ. С 1984 по 1992 г. заместитель декана экономического факультета МГУ.  С 2000 г. и по настоящее время главный научный сотрудник экономического факультета МГУ, профессор кафедры политической экономии. В 1988 г. создал и возглавил лабораторию сравнительного анализа хозяйственных механизмов, преобразованную в 2000 г. по его инициативе в лабораторию философии хозяйства. С 1988 г. организатор, а с 1991 по 2016 г. директор Центра общественных наук при МГУ (НИИ I кат.). С 2016 г. председатель Научного совета «Центр общественных наук МГУ» (Совета ЦОН МГУ), пришедшего на смену ЦОН при МГУ.

  • Председатель образованного по его инициативе Философско-экономического ученого собрания (1997), насчитывающего около 400 членов.
  • Президент созданной с его активным участием Академии философии хозяйства (2009).
  • Создатель и главный редактор научного журнала «Философия хозяйства» (с 1999).  
  • Вице-президент Академии гуманитарных наук (1994), действительный член Российской академии естественных наук (1997), действительный и почетный член ряда отечественных и зарубежных академий и ученых ассоциаций, почетный профессор и почетный магистр ряда высших учебных заведений России и зарубежья.
  • Многолетний член редколлегий и редакционно-издательских советов многих российских и зарубежных журналов.
  • Член Союза писателей России (2004).
  • Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2004).
  • Член Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2003 — 2011).

Имеет государственные и иные награды, среди которых особенно ценит серебряную медаль С.Н. Булгакова «Свет Невечерний», учрежденную в 2000 г. Философско-экономическим ученым собранием.

В 1974—1975 гг. прошел научную стажировку во Франции в Парижском университете, а затем, занимаясь актуальными проблемами французской экономики, неоднократно посещал Францию в рамках научных командировок и по личной инициативе, что имеет место и сейчас.

Творческие интересы Ю.М. Осипова восходят к философии хозяйства, политической экономии, теоретической экономии, философии, обществоведению, антропологии, социологии, политологии, историософии, культурологии, литературоведению, литературе, богословию, эзотерике.

Последовательный метафизик.

Занимаясь долгое время политической экономией и обращаясь главным образом к проблемам западной (капиталистической) экономики, внес существенный вклад в разработку вопросов государственного управления экономикой, макроэкономического программирования и регулирования (в 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию «Государственное программирование капиталистической экономики»), общей экономической динамики, включая феномены длинных циклов и больших кризисов, а также в разработку проблем научно-технического прогресса, интернационализации (глобализации) хозяйственной жизни, исторической периодизации развития хозяйства и экономики (капитализма), переходных социохозяйственных процессов

Разработал оригинальную теорию хозяйственного механизма общества, главным образом капиталистического, основы которой были изложены и защищены в докторской диссертации «Хозяйственный механизм государственно-монополистического капитализма» (1987), как в одноименной с диссертацией монографии 1987 г., а затем развиты и закреплены в монографии «Основы теории хозяйственного механизма» (1994). Разработал и ввел в научный оборот концепцию «организации самоорганизации», выходящую за пределы традиционной дихотомии «план — рынок».

Занимаясь теоретической экономией в кризисные для нее 1990-е гг., разработал альтернативную традиционной политической экономии и пришедшему с Запада экономиксу теорию хозяйства, нашедшую отражение в подготовленном с участием Е.Е. Смирновой трехтомнике «Теория хозяйства. Начала высшей экономии» (1995, 1997, 1998), на страницах которого преподнес оригинальное понимание хозяйства вообще, экономики вообще, способов хозяйства, а также стоимости, денег, капитала, финансов, экономических кризисов и циклов, исторического развития хозяйства и экономики, их современного состояния и возможных в будущем перспектив, включая переход к постэкономике и техномике.

Разработал и обосновал своеобразную теорию стоимости, объясняющую стоимость как идеальную (когнитивную, ноосферную) субстанцию, реализующуюся субъектно, самовольно и самовоспроизводственно, имеющую трансцендентный характер. Выдвинул идею финансовой экономики (финансомики) и разработал концепцию центрообусловленной глобальной экономики (глобоэкономики), а также ввел понятие «экономики сверху» — как отражающей приоритетный характер, главные особенности функционирования и доминирующую систему управления в современной экономике — неоэкономике. Для адекватного восприятия положения нынешних национальных экономик, ускоренно утрачивающих воспроизводственную самостоятельность при  подчинении их глобальным процессам, ориентируемым из мирового экономического центра, предложил понятие субэкономики.

Однако, фиксируя в мировой экономике и наличие центробежных тенденций, последовательно выступает за ренационализацию крупных локальных экономик, обосновывая необходимость национальных экономических и вообще социохозяйственных суверенитетов и даже выдвинув идею «гибридной автаркии».  Сторонник национального экономического неодирижизма, не пренебрегающего по возможности экономической свободой хозяйственных субъектов, но при этом и не избегающего при необходимости мягкой хозяйственной мобилизации.

Главные творческие достижения Ю.М. Осипова связаны с разработкой основ современной философии хозяйства, что нашло отражение в таких его крупных монографических исследованиях, как «Опыт философии хозяйства» (1990), «Очерки философии хозяйства» (2000), «Философия хозяйства» (2001), «Время философии хозяйства» (2003), «Обретение» (2011), а также в развивающих его философско-хозяйственное учение «малых работах» «Философия хозяйства. Тезисы» (2006), «Философия хозяйства как достояние размышляющего человечества» (2008) и «Отечественная мировоззренческая мысль. Наследие и перспективы» (2013). Этой же цели служат его учебное пособие «Курс философии хозяйства» (2005) и развернутая «Примерная программа философии хозяйства» (2003), ставшие фактически уже классическими.

 Создатель и руководитель научно-образовательной школы философии хозяйства, восходящей своими истоками как к защищенной в Московском университете в 1912 г. докторской диссертации С.Н. Булгакова «Философия хозяйства», так и к возникшему в конце ХХ в. в МГУ по инициативе и приоритетном творческом участии Ю.М. Осипова актуальному течению философско-хозяйственной мысли.

Обращение Ю.М. Осипова к философии хозяйства произошло на рубеже 1970—1980-х гг., причем вполне независимо от классического труда С.Н. Булгакова «Философия хозяйства» (1912), тогда Ю.М. Осипову  неизвестного. Многолетняя работа над философско-хозяйственной проблематикой позволила Ю.М. Осипову, не без позднейшего плодотворного влияния богатого булгаковского наследия, предложить понимание хозяйства как целостного жизнеотправления человека; ввести и эффективно использовать важнейшее смысловое разделение между «хозяйством» — как процессом общего жизнеотправления человека — и «экономикой» —  как частным случаем указанного жизнедеятельного процесса, что онтологически обусловлено активным посредничеством и авторитарным господством над хозяйством стоимостной экономической субстанции; обеспечить признание современной гносеологией идеального, субъективного и трансцендентного начал в жизнеотправлении человека и реализации экономики; заново поставить и по-новому осветить телеологические и эсхатологические мотивы в хозяйственном бытии человека; комплексно взглянуть на хозяйственную деятельность человека, акцентируя внимание на творчестве и реализуемой человеком демиургии; сделать важнейший вывод об историческом движении хозяйства от природы к неприроде; охарактеризовать предпринятое человеком преобразование природы, мира, самого человека в терминах их пересотворения; выявить и обосновать хозяйственные эпохи Премодерна, Модерна и Постмодерна; по-новому раскрыть суть экономики, дав совершенно  иное, чем принято в традиционной науке, а именно — когнитивно-субстанциональное толкование стоимости, а вместе с тем и денег, цен, капитала, кредита, доходообразования, их неопределенного функционального бытия и своевольной динамики; вывести главный  фундаментальный, вполне и экзистенциальный, принцип экономики — «экономический параметр может быть любым, но не каким угодно»; трактовать экономику не как механизм, организм, мироздание или же строгую систему, а как сознаниево-ноосферное поле, как некое облако, даже и сказочное «море-окиян», подчиняющиеся не объективным-де квазифизическим законам и космическому порядку, а имманентному произволу, сопряженному с фундаментальным хаосом и доходящему до реализации некого полупорядка — хаосмоса; обосновать тезис о человеческой мысли как содержательном (несущем) атрибуте экономики (ничего, кроме мысли!); установить и обосновать не более чем цифровую явленность экономики, лишь дополняемую словом и смыслами; исходить из того факта, что экономика, погруженная в метафизис бытия, не имеет никаких постоянных — типа физических — величин и соотношений; вывести и обосновать тезис о магике, характерной для экономики, стоимости, всей ценностной цифири; осмыслить историческую предельность экономики, неизбежность ее эсхатологического превращения в постэкономику технонетономику. 

В рамках разрабатываемой Ю.М. Осиповым философии хозяйства по-другому зазвучали такие феномены-понятия, как онтос и гнозис, человек и общество, хозяйство и экономика, хозяйствующий субъект и хозяйствование, культура и цивилизация, государство и право, идеология и политика, капитализм и социализм, либерализм и консерватизм, собственность и власть, эволюция и революция, природа и искусственный мир, реальность и виртуальность, благо и антиблаго, труд и творчество, прогресс и инновации, сознание и ноосфера, интеллект и интуиция, свобода и воля, необходимость и ответственность, традиция и новизна, правда и ложь, добро и зло, жизнь и смерть.

Философско-хозяйственный дискурс и соответствующие ему тексты заметно, если не существенно, иные — весьма отличные от привычных научных и даже философских.

Философия хозяйства вводит и использует такие необычные, а то и   «странные», понятия-категории, как экономическое хозяйство, экономическая революция, экономическая цивилизация, хозяйственная демиургия, хозяйственное богословие, имперское хозяйство, криптоэкономика, но также и антихозяйство, апокалиптика, антимир, инфернальность, апокалиптический кризис, экономическое безумие.

Сама философия хозяйства трактуется Ю.М. Осиповым как самостоятельное, открытое для разнообразного творчества, идущее от реальности течение мысли, в определенной мере постнаучное (с преодолением позитивистской науки) и во многом метафизическое (с восприятием трансцендентного начала) знание, но при этом вовсе не как отрасль философии и не как один из разделов теоретической экономии. Философия хозяйства  —  самостоятельная интегративного (холического) характера отрасль (сфера) знания (живого знания-размышления). 

Питаемая метафизикой, но не проходящая мимо феноменальной фактологии, в том числе и научно обработанной, философия хозяйства вкупе с адекватной ей историософией не только не пренебрегает текущей вокруг социохозяйственной и геополитической реальностью, но и заинтересованно ею занимается, применяя разработанный Ю.М. Осиповым метод концептуального мониторинга, что позволяет  «видеть невидимое» — сущностно-смысловое, судить о происходящем в явленном мире с учетом неявных глубинных сущностно-смысловых интенций и потоков, не совпадающих  с внешней явленностью, но ее, тем не менее, определяющих, а также предвидеть (или ожидать) фактически возможное, так и самое что ни на есть невозможное — невероятное и внезапное, столь характерное для сложного, дискретного и  импровизационного движения Бытия — Истории. По Ю.М. Осипову, важна не так внешняя феноменально-событийная сторона Бытия — Истории, как внутреннее в ней «варево» — метасмыслология, склонная не так к логике, как к металогике, как раз и поражающей своей невероятностью. Первичен здесь хаос, а не космос: Бытие — История — предпочитает весьма несуразный, но зато гибкий творческий хаосмос, чем  жесткий  безжизненный порядок.    

В рамках своей историософии Ю.М. Осипов предпочитает выделять «ход человека» (субъектность и субъективность), «ход вещей» (объективность) и «ход неизвестности» (трансцендентность). Он предложил и плодотворно использует понятие полилектики, позволяющее не только оперировать целостностями, но и учитывать всё многообразие онтоса — как физического, феноменального, имманентного и фиксируемого, так и метафизического, ноументального, трансцендентного и «воображаемого», предпочитающего «отсиживаться» в криптосфере бытия, хозяйства, экономики, как и в лоне самого человеческого сознания.

От философии хозяйства один шаг к новому, если не вообще к иному, мировоззрению в основе как раз метафизическому, по-своему трактующему человека, общество, жизнь, хозяйство, историю, культуру, цивилизацию, мир в целом. Тут выходят иное видение и иное ведение мира. Ю.М. Осипов стоит у истоков русской постнаучной метафизики. Поддерживая обращение С.Н. Булгакова и ряда русских философов (от В.С. Соловьева до Н.А. Бердяева) к Софии Премудрости Божией, Ю.М. Осипов выдвинул тезис о феномене русской софийной философии и разработал своеобразную концепцию софиасофии, отличную от предложенного софиософского (и софиологического) учения русских мыслителей. В рамках софиасофского подхода откровенчески вывел и обосновал необходимость обращения к Иному и учета Великой Неизвестности, не только присутствующих в Бытии-Небытии, но и играющих ведущую (!) роль в онтосе мира и в человеческом гнозисе.

Помимо чисто философско-хозяйственных работ, Ю.М. Осиповым были созданы синтезного характера обществоведческие и мировоззренческие «Эпоха Постмодерна» (2004), «Обретение» (2011),  «Наедине с Софией» (2014), «Восхождение» (2015),  «Белые скрижали» (2016), а также историософские, культурологические, литературоведческие работы, как «Иное» (2006), «Requiem» (2010), «Блики и срезы» (2015) и многочисленные статьи, где обращают на себя внимание тексты о А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе, М.Ю. Лермонтове, И.С. Тургеневе, Ф.М. Достоевском, А.А. Блоке, Ф.И. Тютчеве, Л.Н. Толстом, А.П. Чехове, А.М. Горьком, В.В. Маяковском, С.А. Есенине, И.А. Бунине, М.А. Булгакове, И.Т. Посошкове, К. Марксе, В.И. Ленине, И.В. Сталине, С.Н. Булгакове, Н.А. Бердяеве, как и о Микеланджело, Наполеоне Бонапарте, Н. Макиавелли.

С рубежа 1980—1990-х гг. Ю.М. Осипов все более и более уделяет внимание россиеведению, не только осмысливая происходящие в России трансформационные процессы, но и погружаясь в постижение и понимание таких феноменов, как русский этнос, русскость, русский мир, да и сама по себе Россия. Это заставило прийти к нестандартному пониманию русскости как неотмирья (и иномирья), русских как расы, русского мира как иномира в сем мире, а России — как метофизического феномена, восходящего к иному миру и  к нему же стремящегося, заслуживающего быть не только русской идеей, но и русской верой. Мысли о России изложил во многих своих публикациях, в частности, в своей первой о России работе «Российская Реформация» (1994), во второй — «Постижение России» (2005), а затем и в остальных своих мировоззренческих монографиях и беллетристических произведениях, среди которых выделяется книжка-очерк о выдающемся подвижнике земли русской — М.Я. Осипове, отце Ю.М. Осипова — «Отец» (2007). 

 В 2006 г. Ю.М. Осипов издал крупную монографию беллетристического толка, включающую и литературную часть, «Иное», а в 2010 г. — метафизический роман о столетней современности «Requiem», перекликающийся с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В 2011 г. вышла в свет крупная монография «Обретение» (об обретении философии хозяйства и нового взгляда на мир), а в 2014 г. столь же крупная и содержательная, с сакральным оттенком, книга «Наедине с Софией», рассматривающая бытие, культуру и историю человека в метафизическом ключе, через призму софиасофии, метасмыслологии, полилектики и апокалиптики.

Обращение к великой русской литературе в философско-концептуальном ключе позволило заложить основы философии русской литературы и раскрыть неоднозначную роль сей литературы в отражении  русского бытия и в реальном движении русского духа, включая практически тотальную критику «русизма» с непреложным приобщением  России к мировой европейской революции  с неминуемым последующим крахом российской имперской государственности, апокалиптической катастрофой самой  России, ее Голгофой.  

Автор более 20 монографий, сотен статей.

Руководитель авторских коллективов и главный редактор десятков коллективных монографий, готовящихся при непосредственном участии соредактора Е.С. Зотовой и коллектива лаборатории философии хозйства, многие из которых составляют широко известные тематические серии: «Экономическая теория XXI века» (до 2003 г. «Экономическая теория на пороге XXI века») из 16 книг, «Современная Россия» — из 15 книг, «Мыслители» — из 11 книг, а также коллективные монографии, посвященные великому предшественнику С.Н. Булгакову и обращенные к Софии сакральной: «Ренессанс философии хозяйства» (2011), «София. Сто лет русской философии хозяйства» (2012). Основатель и один из издателей (наряду с М.Г. Покидченко и Е.Н. Калмычковой) серии «Российская экономическая мысль», в рамках которой издаются труды отечественных экономистов прошедших времен.

По инициативе, под руководством и под редакцией Ю.М. Осипова была подготовлена и выпущена в свет двухтомная «Антология современной философии хозяйства» (2010), отразившая содержательные достижения возникшей в МГУ и охватившей многие отечественные и зарубежные научно-образовательные центры научной школы философии хозяйства.

Под руководством и под редакцией Ю.М. Осипова подготовлены и изданы такие коллективные монографии, как «Мировое хозяйство и советская экономика» (1990), «Экономическая свобода и социализм» (1991), «Государственная власть и предприятия» (1991), «Принципы хозяйственной самоорганизации» (1993), «Переходы и катастрофы» (1994); совместно с соредактором Е.С. Зотовой: «Шансы российской экономики» (1997), «Преодоление времени» (1998), «Переходные процессы и экономическая теория» (1998), «Постижение Маркса» (1998), «Теоретическая экономия: реальность, виртуальность и мифотворчество» (2000), «История за и против истории» (2000),  «Финансовая математика» (2001), а также «XXI век: интеллект-революция» (2012), «Постреформизм и развитие» (2013), «Российская хозяйственная мысль: своеобразие, история, перспективы» (2013), «Евразийская интеграция: геостратегический аспект» (2014), «Хозяйство и мысль. Юбилейный монографический сборник. 25 лет Центру общественных наук при МГУ» (2015), «Современность: хозяйственные алгоритмы и практики» (2016), «Российское перестроение: неоэкономика, неоиндустриализация, неодирижизм» (2017). Подготовлены и изданы (совместно с соредактором С.Ю. Синельниковым) «Экономический суверенитет и суверенная экономика» (2009), «Мобилизационный потенциал национальной экономики» (2010), «Финансово-хозяйственные инновационные инициативы» (2012), «Неодирижизм и модернизация российской экономики» (2017).

По инициативе и преимущественно при личном авторском участии неторопливо, но верно готовится не имеющая аналогов в мире энциклопедия «Философия хозяйства».  В «багаже» энциклопедии уже полторы сотни статей, опубликованных за многие годы в журнале «Философии хозяйства».

По инициативе, под непосредственным руководством и под редакцией Ю.М. Осипова (совместно с соредактором Е.С. Зотовой) с 1999 г. издается научный Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ «Философия хозяйства» (6 выпусков в год, объемом до 20 п. л. каждый). Являясь публицистической базой Философско-экономического ученого собрания и Академии философии хозяйства, журнал отразил за годы своего существования богатейшую гуманитарную, обществоведческую, экономическую и, конечно же, философско-хозяйственную мысль, в изъявлении которой принимают участие выдающиеся ученые современности, ведущие эксперты, высококвалифицированные специалисты. Более ста десяти книжек журнала — бесспорно великое, энциклопедического разряда, вполне оригинальное для страны и всего мира интеллектуальное достояние. Знакомство с содержанием журнала не может не приводить к убеждению о наличии живого, энергийного и обильного источника современного фундаментального знания, питаемого не только  развивающейся философией хозяйства, но и набирающей силу софиасофией.

Более четырех десятков лет Ю.М. Осипов ведет в МГУ преподавательскую работу по политической экономии, теоретической экономии, теории хозяйства, философии хозяйства. Им подготовлено 30 кандидатов и 8 докторов наук.

Ю.М. Осипов выступил инициатором подготовки и издания (совместно с соредактором Е.Е. Смирновой) уникального учебного пособия «Основы предпринимательского дела» (1994), превращенного при втором издании в 1996 г. в полноценный учебник. Написание текста учебника было выполнено сотрудниками лаборатории сравнительного анализа хозяйственных механизмов.

Ю.М. Осипов занимается большой публицистической и просветительской деятельностью.

Инициатор, организатор и руководитель многочисленных научно-дискуссионных мероприятий, в том числе шести Малых университетских форумов, проведенных под эгидой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 2004 по 2013 г., а также постоянно действующего в МГУ семинара «Дискуссионные проблемы современной обществоведческой и экономической мысли» (с 1992 г.). Регулярно участвует в качестве сопредседателя, члена оргкомитетов, докладчика, руководителя секций и круглых столов, в работе различных внешних для МГУ российских и международных научных и научно-практических форумов, среди которых до 2014 г. особое место занимал Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» (Родосский форум), а ныне занимают Московский экономический форум и такие локальные международные форумы, как регулярно проводимая Волгоградским университетом в г. Волжском международная конференция «Вековой поиск  модели хозяйственного развития России» (с 1998 г.) и также становящаяся традиционной конференция Южного Федерального университета в г. Ростове-на-Дону, проводимая по актуальным проблемам мировой экономики и международных экономических отношений (с 2010 г.)

Особые творческие отношения связывают Ю.М. Осипова с учеными Санкт-Петербурга по линии в основном Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного экономического университета, а также с учеными Ростова-на-Дону, Волгограда, Ярославля, Костромы, Иванова, Тамбова, Нижнего Новгорода, Кирова, Екатеринбурга, Тюмени, Кемерова, Новороссийска, Краснодара, Минска, Киева, Харькова, Львова, Астаны, Баку.

По инициативе и под непосредственном руководством Ю.М. Осипова регулярно проводятся при содержательном и организационном участии Центра общественных наук и лаборатории философии хозяйства выездные научные симпозиумы по актуальным вопросам гуманитарной мысли и текущей российской и мировой реальности, среди которых традиционный симпозиум, проводимый в ВДЦ «Орленок» под общим названием «Орленковские чтения», органично входящий в структуру деятельности замечательного воспитательно-просветительского учреждения;  традиционный симпозиум в Тамбове, проводимый совместно с Тамбовским государственным университетом имени Г.Р. Державина и администрацией Мучканского района Тамбовской области под общим названием «Средняя Россия: земля и люди» — по актульным проблемам российского агрохозяйствования; симпозиум, проводимый  в Париже совместно со Свято-Сергиевским православным богословским институтом под общим названием-девизом «Русская мысль в Париже», посвящаемый как собственно русской мысли в Париже (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев), так и актуальным мировоззренческим вопросам;  традиционный симпозиум в Варшаве, проводимый совместно с Варшавским университетом по актуальным проблемам экономики, политики, международных отношений,  геостратегии. Указанные симпозиумы, отличающиеся избранным составом участников (до 25—30 чел.), служат плодоносными очагами мысли, мнений, точек зрения и играют заметную роль в познавательном и мировоззренческом процессах. Уместно заметить, что симпозиумы проходят в содержательных дискуссиях, но не в суетных спорах, истину-то как раз и умерщвляющих.  

Монографические публикации:

К 65-летию Ю.М. Осипова вышла монография «Философ хозяйства». — М., 2006, посвященная его творчеству и избранному им размыслительному пути.

К 10-летию журнала «Философия хозяйства» вышла монография, посвященная не только деятельности и творчеству Ю.М. Осипова, но и близким его интересам отраслям знания, «Философ хозяйства—2». — М., 2009.

К 75-летию Ю.М. Осипова вышла монография «Отражения (к юбилею Ю.М. Осипова)». — М., 2016, в которой содержатся очерки о деятельности и творчестве юбиляра, сопровождаемые глубокими размышлениями в русле философии хозяйства, обществоведения, софиасофии, теоретической экономии.

К 80-летию Ю.М. Осипова вышла монография  «Предназначение (к юбилею Ю.М. Осипова)». — М., 2021.

Подготовка и выход в свет указанных монографий проходит по инициативе и с участием сотрудников Ю.М. Осипова по лаборатории философии хозяйства (с приоритетной ролью Е.С. Зотовой) в строжайшей секретности от самого Ю.М. Осипова, а сами монографии преподносились ему в качестве сюрпризного товарищеского дара.

В 2007 г. профессор МГУ Н.Б. Шулевский опубликовал оригинальную критико-осмыслительную работу «Встречи с Иным в философии хозяйства Ю.М. Осипова», а в 2017 г. — не имеющий аналогов мировоззренческий фолиант «Софиасофия», созданный им по мотивам литературно-философских произведений Ю.М. Осипова, в особенности его энциклопедийной книги «Блики и срезы» (2015) и откровенческого «романа» под названием «Requiem» (2010).

Как крупный ученый, оригинальный и разностороний  мыслитель, Ю.М. Осипов пользуется широкой известностью и достойным профессиональным признанием в среде российской и зарубежной интеллектуальной обществености, но при этом испытывает от немалой части той же среды непонимание и неприятие своих воззрений, как и видит желание острой их критики  и даже решительного опровержения, впрочем на деле критики слабой и весьма, увы, недобросовестной, а уж опровержения вполне и тщетного.