История экономических учений

Программа курса:

Часть 1. (скачать файл в формате WORD)

Задача курса.

Историю экономических учений необходимо знать каждому культурному экономисту, так же как каждый культурный человек должен знать историю своей Родины. Но помимо общей эрудиции в этой области знание истории помогает принять правильные решения в современной экономике. Знать прошлое необходимо для того, чтобы лучше понимать настоящее и в определенной степени предвидеть будущее. Дело в том, что история повторяется и, столкнувшись с какой-либо проблемой сегодняшнего дня, можно найти в прошлом похожую ситуацию и выяснить ее причины и последствия. Это же относится и к истории экономических учений, ведь повторяются не только экономические ситуации, но и экономические идеи, которые можно использовать и сегодня.

Одной из задач изучения истории экономических учений является желание понять закономерности развития экономической науки, причины смены одних экономических теорий другими. Для этого необходимо изучить каждую теорию «во времени и пространстве». Любая экономическая теория возникала в конкретной стране, где в это время существовала определенная экономическая и политическая система, где был достигнут определенный уровень развития культуры и науки. Все это оказывало свое влияние на автора теории – в народном хозяйстве какие-то проблемы были в это время наиболее острыми; политическая система давала больше или меньше возможностей для свободных научных исследований; общий уровень культуры, образования и науки стимулировал или тормозил развитие экономической теории; развитие других наук, естественных и общественных, порождало идеи, которые могла использовать экономическая наука.

Помимо этих «внешних» факторов у развития каждой науки есть внутренняя природа, обусловленная любознательностью ученых, и своя внутренняя логика. В любой науке, в том числе экономической, происходит смена одних теоретических подходов другими. Каждый из них проходит сначала стадию зарождения, выработки новых методологических приемов и исходных теоретических идей, затем на их основе исследование идет вширь, данный теоретический подход используется для исследования все большего числа экономических явлений, происходит становление теории. Но со временем применяемый методологический подход себя исчерпывает, т.е. все проблемы вроде бы исследованы, но в то же время выясняется, что существуют факторы, которые не могут быть объяснены данной теорией или, другими словами, эти теоретические объяснения опровергаются практикой. И тогда наступает время поиска новых теоретических подходов, новой точки зрения на предмет исследования. Следует сказать также, что в науке, как правило, не происходит резкой смены одной теории на другую. Старая теория сосуществует какое-то время рядом с новой, и кроме того, достаточно долго могут развиваться параллельно несколько теоретических направлений.

Наряду с хронологической характеристикой этапов развития экономической науки другой задачей истории экономических учений является сравнительный анализ разных экономических теорий. В рамках этой проблемы иногда студентами задается вопрос – какая же из рассматриваемых теорий правильная? Ответ, возможно, будет неожиданный – никакая. Дело в том, что любая экономическая теория всегда несколько упрощает предмет своего исследования, подходя к нему с определенной точки зрения или, другими словами, используя определенную методологию. При этом происходит абстрагирование от менее значимых с этой точки зрения элементов данного явления. В результате буквальное применение теории на практике всегда чревато тем, что неучтенные теорией факторы могут оказать неожиданное воздействие на результат эксперимента.

Именно в этом смысле и делается вывод о том, что нет абсолютно правильных теорий. Каждая экономическая теория имеет свое рациональное зерно и в то же время не учитывает всей сложности изучаемых явлений. Синтезировать все экономические теории пока не представляется возможным. Поэтому одной из задач истории экономических учений является выяснением того, что нового внесла очередная теория по сравнению с предшествующими.

© М.Г. Покидченко