Модели управления компетенциями

Архив событий

Предыдущий месяцvСледующий месяц
Май 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Полноценная онтологическая модель с реализацией адаптивных механизмов предполагает высокий уровень организационной зрелости [9]. В более простом варианте модель управления компетенциями предполагает описание процесса оценивания компетенций как совокупность детерминированных этапов, реализованных в виде алгоритмов обработки данных.
В одном из вариантом [2; Hirata K. Braun M. 2008]архитектура управления компетенциями выглядит как набор сущностей, описывающих модель компетенции, методы оценки и профили компетенций отдельных сотрудников. Компонент управления компетенциями активно взаимодействует с системой управления обучением и корпоративной системой управления кадрами.

Рисунок 1 Архитектура управления компетенциями [Hirata K. Braun M. 2005]

Запросы бизнеса в форме должностных требований является отправной точкой модели К.Остина [5; Ostin C. 2005]. В его модели, как и в прошлом варианте, основными элементами компоненты управления компетенциями является информация о компетенциях. Эта информация формируется в корпорации на основе требований со стороны бизнеса. На рисунке 2 представлена схема формирования модели компетенций на основе должностных требований

Рисунок 2 Преобразование данных о компетенциях к стандартному формату [Ostin C. 2005]
В этой модели существенная часть отводится адаптации модели компетенций запросам бизнеса.

Важным моментом в такой модели является следования корпоративным стандартам в определении компетенций по отдельным предметным областям.

Рисунок 3 Структуризация данных о компетенциях [Ostin C. 2005]

В управлении компетенциями важную роль играют обучающие системы, их технологические возможности. Существенное преимущество в управлении обучающими ресурсами, предоставляет использование стандарта SCORM (Sharable Content Object Reference Model). Этот стандарт позволяет создать структуру метаданных для обучающих ресурсов, позволяющих обрабатывать эти ресурсы, а также организует взаимодействие ресурсов, предполагающих ответную реакцию слушателей (тесты, задания, форумы) с обучающей платформой, что позволяет фиксировать эти результат и обрабатывать их, в том числе на предмет засвидетельствования определенного уровня компетенции сотрудника на момент прохождения оценивания. В виде схемы это представлено на Рисунке 4.

Рисунок 4 Использование возможностей SCORM для засвидетельствования компетенций [Ostin C. 2005]
SCO (Sharable Content Object ) - это элемент обучающего ресурса, который взаимодействует с обучающей системой (LMS-сервером): сообщает о ходе и результатах обучения, получает и передает дополнительные данные в т.ч. сообщает о своем запуске и завершении. В этом типе ресурсов размещаются тесты, задания и прочие элементы обучения, требующие участия слушателей. Помимо этого SCO является тем "кирпичиком", который может быть использован для построения обучающего курса.
На основе представленных моделей, а также знакомства с рядом других источников была разработана и реализована на программном уровне модель управления компетенциями. Работа выполнена в рамках спецкурса «Информационные системы в управлении организацией» читаемого автором совместно со Стариковым Е.Н. для 4-го курса бакалавриата и ряда программ магистратуры Экономического факультета МГУ.