Eng

Программная реализация

На кафедре экономической информатики создан полнофункциональный прототип информационной системы управления компетенциями, предполагающий построение модели компетенций, оценивание уровня компетенций в виде профилей компетенций сотрудников, должностных требований и обучающих ресурсов. Программный продукт реалзован на платформе TreeLogy (www.trelogy.ru).
Теоретической основой для разработки послужили материалы проекта по управлению компетенциями, реализованного автором в рамках проекта фонда ФОСТАС для одной из энергетических компаний России.
Основные теоретические предпосылки следующие: на первом этапе создается «модель компетенций». Под моделью компетенций в данном случае понимается некая абстрактная модель, описывающая систему согласованных понятий в определенной предметной области и позволяющая реализовать формальный механизм обработки компетенций.
Модель компетенции, принятая за основу в случае практической реализации, была представлена в виде древообразной структуры. Программный продукт создавался как инструмент для реализации оценки компетенций в области управления проектами. Эта модель предполагает деление компетенций в области управления проектами на три блока: знания, навыки и персональные компетенции. Дальнейшая детализация происходит по следующим уровням компетенций: раздел компетенций, кластер компетенций, элементы компетенций, критерий для оценки компетенций. Знания и умения проверяются по 10 разделам, персональные компетенции - по 6-ти.

Дальнейшая детализация предполагала рассмотрение каждого из разделов знаний и умений по пяти процессам управления проектами: ознакомление, планирование, исполнение, управление и закрытие. Затем каждый из процессов подразделяется на элементы, в среднем 2-3 элемента по каждому процессу. Процессы в свою очередь оцениваются по нескольким критериям, также 2-3 по каждому элементу. В соответствие каждому критерию ставится шкала, позволяющая произвести оценку. В случае прототипа для всех критериев была выбрана целочисленная шкала от 1 до 10. Отображение дерева компетенций в пользовательском интерфейсе приведено на рисунке 5.

Рисунок 5 Модель компетенции в виде древообразной иерархической структуры
На основе этой модели можно произвести построение профиля компетенций. Подпрофилем компетенций понимается совокупность значений показателей по критериям элементарных компетенций.

Одной из функциональностей созданного программного продукта является оценивание профиля компетенций и фиксация результатов оценки компетенций по отдельным сущностям. Под оцениванием понимается процесс получения для определенного объекта оценки значений показателей компетенций, входящих в схему компетенций этой сущности. Для внесения результатов оценки создана совокупность форм, позволяющих вносить данные о состоянии компетенций отдельного сотрудника, должности или обучающего ресурса. На рисунке 6 приведен интерфейс пользователя для фиксации состояния компетенций должностных требований.

Рисунок 6 Интерфейс пользователя для создания профиля должностных требований

Идеология обработки профилей сводится к сравнению профиля компетенций должностных требований с профилем компетенций сотрудника, занимающего эту должность или претендующего на занятие должности. Получение агрегированной оценки на основе элементарных компетенций может быть реализовано путем группировки значений элементарного уровня. На рисунке 7 приведено графическое отображение оценок компетенций отдельных субъектов.

Рисунок 7 Агрегированные значения оценки компетенций по отдельным процессам управления проектами
Путем такого сравнения можно определить соответствие (или степень соответствия) текущего состояния компетентности сотрудника квалификационным требованиям определенной должности, а также произвести подбор учебных модулей (учебных курсов, дисциплин) необходимых определенному сотруднику для достижения им соответствия заданным квалификационным требованиям.
Использование механизмов оценки компетенций становится актуальным инструментов при интеграции российской системы профессионального образования в европейскую и международные системы образования. Компетентностный подход может быть плодотворно использован как язык общения работодателей с образовательными учреждениями. В работе обобщен опыт работы в этом направлении ряда исследовательских проектов и предложена программная реализация.