Eng

Научная школа С.К.Татура-А.Д.Шеремета

Научная школа С.К.Татура-А.Д.Шеремета

Материал подготовлен: д.э.н., профессором Суйцем В.П., д.э.н., профессором Соловьевой О.В., д.э.н., профессором Хориным А.Н., к.э.н., доцентом Старовойтовой Е.В., генеральным директором СРО ААС Носовой О.А.

Развитие отечественной научной бухгалтерской мысли к середине прошлого столетия привело к относительно автономному развитию направления аналитического анализа данных бухгалтерского учета в сравнении с направлением решения проблемных задач исключительно на основе счетных и балансовых обобщений в рамках балансоведения.  В отличие от ранее доминировавших идей, представленных в трудах Н.Р. Вейцмана, В.И. Стоцкого и других отечественных ученых, существенно изменился подход к раскрытию целей и содержания анализа хозяйственной деятельности предприятий. В центре внимания  новогоподхода оказывалась экономика предприятия как единого целого и как неотъемлемая часть  народнохозяйственного механизма страны. 

В 1942 году впервые на экономическом факультете МГУ им М.В. Ломоносова начал читаться курс бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности преподавателями кафедры статистики и бухгалтерского учета, которую с 1943 г. возглавил профессор Сергей Кузьмич Татур.

Но начальным моментом становления самостоятельной научной школы С.К.Татура-А.Д.Шеремета на экономическом факультете можно считать 1949 год, когда под руководством Сергея Кузьмича Татура была организована самостоятельная кафедра бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, которой Сергей Кузьмич заведовал с 1943 по 1972 гг.

Сергей Кузьмич Татур (1897-1974) – советский учёный, д.э.н. (1939), профессор (1940), заслуженный деятель науки РСФСР, автор более 140 научных работ, 15 из которых переведены на иностранные языки. Под его руководством было подготовлено 54 кандидатских и 7 докторских диссертаций. За научную и педагогическую деятельность С.К.Татур был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Вся жизнь С.К. Татура так или иначе была связана учетно-аналитическими дисциплинами. После окончания в 1916 году коммерческого училища он поступил в Московский коммерческий институт, прервав учебу в 1919 году вступил в ряды Красной Армии и пошел на фронт, где служил начальником финансового отдела военно-строительных работ. После демобилизации в 1923 году вернулся в Москву, где работал бухгалтером, а затем главным бухгалтером Московского областного отдела Госрыбсиндиката, продолжая учиться. В 1925 году после окончания Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова был переведен на высшие двухгодичные педагогические курсы, эквивалентные современной аспирантуре, где выполнил работу «Анализ балансов и методы его преподавания», подготовил и опубликовал ряд статей в журнале «Счетоводство». В 1927 году был оставлен на них в качестве старшего ассистента по кафедре бухгалтерского учета. Одновременно начал работать в Промышленной академии им. И.В. Сталина (Всесоюзная промышленная академия, расформирована в 1941 году). Проработав в академии до конца её существования, Сергей Кузьмич в 1933 году был утвержден в ученой степени кандидата экономических наук (без защиты диссертации), а 1934 году — в звании доцента. В 1936 году он был утвержден и.о. профессора; в 1939 году защитил докторскую диссертацию «Методы анализа хозяйственной деятельности социалистических предприятий» и был утвержден в звании профессора (1940) и ученой степени доктора экономических наук. После расформирования академии, был переведен в Московский институт цветных металлов и золота им. М.И. Калинина, где заведовал кафедрой учета и статистики. Во время Великой Отечественной войны в конце июля 1941 года был эвакуирован в Свердловск и назначен на временную работу в Уральский индустриальный институт им. С.М. Кирова (ныне Уральский государственный технический университет — УПИ, где заведовал кафедрой учета и статистики и был деканом инженерно-экономического факультета. В 1943 году С.К. Татур вернулся в Москву и окончательно связал свою судьбу с экономическим факультетом Московского государственного университета, где проработал до конца жизни.

Основными направлениями научной и педагогической деятельности С.К.Татура являлись бухгалтерский учет, экономический анализ (он является одним из создателей учебной дисциплины «анализ хозяйственной деятельности») и хозяйственный расчет. На базе синтеза этих направлений сформировалась научная школа С.К.Татура.

Еще в 1934 г. вышли работы С.К. Татура -"Анализ отчета и контроль выполнения плана", "Анализ отчета промышленных предприятий", "Что должен знать мастер и бригадир о калькуляции и анализе себестоимости" (в соавторстве с Р.Я.Сецен). Эти работы Татура вместе с работами Н.Р.Вейцмана. А-А.Афанасьева, Э.Я.Локшина положили начало новой экономической науке и учебной дисциплине - анализу хозяйственной деятельности предприятия.

В 1951 г. вышла написанная Татуром в соавторстве с А.Ф.Соколовским и В.Х.Мнацагоновой книга "Использование личных счетов экономии в борьбе за социалистические накопления в промышленности. Одновременно была опубликована работа "Хозрасчет и рентабельность. Пути укрепления хозяйственного расчета на промышленном предприятии".

В свет выхолят следующие монографии: "Хозяйственный расчет в промышленности" (1959 г)[1], где раскрыта объективная связь между хозрасчетом, учетом и экономическим анализом; в монографии "Анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий" (1962 г.)[2] решаются теоретические проблемы экономического анализа и дается тщательно отработанный образец методики проведения анализа деятельности конкретного предприятия. В этой книге впервые введено понятие комплексного анализа. Учебник, вышедший под его редакцией "Курс анализа хозяйственной деятельности"[3] явился первым учебником, в котором в самостоятельный раздел выделены вопросы истории и теории экономического анализа, дана развернутая характеристика экономико-математических методов, используемых в анализе хозяйственной деятельности, и предложена методика их применения для всех разделов анализа, раскрыта сущность комплексного экономического анализа и дана методика его проведения.

Таким образом, конец 50-х — начало 70-х годов прошлого века — период работы С. К. Татура над фундаментальными научными исследованиями в области анализа хозяйственной деятельности и хозрасчета, что можно считать первым этапом развития самостоятельной научной школы. В его публикациях были заложены основы нового научного направления – комплексного исследования хозрасчета, учета и экономического анализа, которое наиболее последовательно было реализовано в монографии «Хозяйственный расчет в промышленности». В монографии «Анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий» содержатся результаты основных разработок С.К. Татура в области экономического анализа. В ней впервые введено в нашу литературу понятие комплексного экономического анализа.

Акценты аналитических процедур экономического анализа хозяйственной деятельности  были расставлены на вопросах не только анализа данных бухгалтерской отчетности, но  в центре внимания  формируемого нового подхода оказывалась экономика предприятия как  как единого целого, являющегося неотъемлемой частью народнохозяйственного механизма страны (с раскрытием механизма экономических отношений и  взаимодействий входящих в него подразделений и интеграционных связей  с предприятиями, образующими тресты, производственные, научно -производственные и внешнеторговые  объединения). На повестку дня выносились вопросы использования всего арсенала учетно–отчетных данных в целях мобилизации усилий по выполнению плановых целевых показателей. 

Вышесказанное позволяет выделить в качестве основных характеристик данного этапа развития научной школы обоснование объективной взаимосвязи хозрасчета, учета и экономического анализа и введение в научный оборот такого понятия как комплексный экономический анализ.

Развитие научной школы С.К.Татура в части разработки теории и методики комплексного экономического анализа было успешно продолжено его учениками, и, в первую очередь, Анатолием Даниловичем Шереметом (1929-2020).

Вся жизнь А.Д.Шеремета связана с экономическим факультетом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова: студент, окончившийся курс обучения с красным дипломом (1952 г.); аспирант, досрочно  и успешно защитивший кандидатскую диссертацию (1955 г.); старший преподаватель (1955 г.); доцент (1960 г.); доктор экономических наук (1971 г.); профессор, заведую­щий кафедрой учета, анализа и аудита (1972-2012 гг.); научный руководитель, профессор кафедры с 2012 г.; свыше 40 лет - председатель диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности «Бухгалтерский учет, статистика»; с 1991 г. руководитель Учеб­но-методического центра МГУ по обучению и переподготовке профессиональ­ных бухгалтеров и аудиторов - таков путь становления известного ученого и педагога.

За годы своей научной работы Анатолий Даниилович подготовил и опублико­вал свыше 350 работ (37 в зарубежных периодических изданиях) общим объемом более 1200 печатных листов. Он является автором или соавтором 23 научных монографий, 28 учебников и учебных посо­бий с грифом Минобрнауки России, выдержавших более 7-ти изданий, 13 методик и практических пособий, часть из которых рекомендована Минфином России в каче­стве типовых. О степени влияния научных идей А.Д.Шеремета, в частности, говорит такой индикатор как индекс Хирша – по состоянию на 2020 год он составил 65, количество  цитируемых ссылок  - более 20 тыс., в том числе в зарубежных изданиях свыше 1 тысячи ссылок. Под его руководством защищены 60 кандидатских диссертаций, он был консультантом успешно защищенных 27 докторских диссертаций. Научная деятельность А.Д. Шеремета отмечена различными грамотами и наградами, он являлся заслуженным деятелем науки РСФСР (1980 г.) и заслу­женным экономистом Российской Федерации (1998 г.).

Концепция комплексного анализа хозяйственной деятельности, получившая развитие в работах А.Д.Шеремета, и введенная им в активный научный и практический оборот, по своему охвату и содержанию не только отражала преемственность ранее сложившейся научной школы анализа деятельности экономических субъектов в условиях социалистического хозяйства, но придала ей системно описанный, разносторонне представленный, целостный и законченный вид. 

Системное раскрытие аналитических данных, отражающих процессы и результаты хозяйственной деятельности, позволяло не только в явном виде показать и формализовать объективно существующие связи между элементами и подсистемами экономического механизма предприятий, но и целенаправленно увязать их с системами управления и контроля за деятельностью экономического субъекта, а также обосновать тесную связь экономики предприятия с народнохозяйственным экономическим механизмом страны.  Многоаспектное рассмотрение хозяйственной деятельности от момента учреждения предприятия, осуществления  им основной деятельности, развития материально -технической базы путем капитального строительства, снабженческой и сбытовой деятельности, включение в область исследования деятельности показателей организационно -технического уровня производства и труда,  экологических и социальных внешних факторов окружающей среды представляло качественно новое восприятие  деятельности  предприятий промышленного характера. 

Целостное единство комплексной системы анализа хозяйственной деятельности обеспечивалось увязкой отчетных и учетных показателей по подразделениям предприятия, технико–производственных и финансово–экономических показателей, плановых и отчетных показателей, данных статистического и бухгалтерского учета и отчетности.  Законченный характер системного описания экономического механизма предприятия через предложенную систему комплексного экономического анализа позволял рассматривать предприятие как инвариантную модель, независящую от вида экономической деятельности и отраслевой принадлежности. Эта система по своей логике построения являлась открытой для включения в ее конфигурацию конъюнктурных и стратегических аспектов, приобретающих свою актуальность и значимость в меняющейся внешней экономической среде.

Разработанная профессором А.Д. Шереметом комплексная система экономического анализа давала научным, педагогическим работникам и практикам методологический и методический инструментарий для формирования функциональной и практически значимой информации, существенно восполнявшей информационные пробелы в учетной системе и в значительной степени повышавшей информационную ценность данных системного бухгалтерского и статистического учета и отчетности. Методика комплексного экономического анализа доказала свою полезность и конструктивность в условиях планового ведения хозяйства в анализе выполнения годовых планов государственных предприятий, в анализе и оценке пятилетних планов и программ социально – экономического развития предприятий и объединений, в исследовании результатов проводимых экономических экспериментов и реформ в рамках совершенствования хозяйственного механизма страны.

Начальный период рыночных преобразований в стране объективно привел к необходимости тестирования ранее сложившихся взглядов и подходов к моделированию информационного сопровождения экономической деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку возникла необходимость не только в использовании учетной и отчетной информации для выполнения управленческих и контрольных функций, но и для коммуникации с участниками товарных и финансовых рынков. Важно, что разработанная принципиальная концептуальная основа комплексного анализа осталась актуальной, устойчивой к привнесенным новым индикаторам бизнеса (изъятия показателей централизованно устанавливаемых заданий, изменения методологии расчета ключевых показателей деятельности, модификации форматов отчетной информации, существенного повышения роли финансовых и рыночных показателей, смены критериев эффективности и успешности деятельности). А.Д.Шеремет уделял внимание не только описательным методам анализа деятельности единичного хозяйствующего субъекта, но также экономико – статистическим и математическим методам обработки учетной и отчетной информации в статическом и динамическом аспектах. В этот период А.Д. Шеремет вел интенсивную работу по выяснению аналитических возможностей информационной ценности результатов, получаемых в процессе анализа, формируемых в рамках ранее выработанной парадигмы. В разных изданиях были переизданы с дополнениями и частичной переработкой и актуализацией материала учебники для студентов высших учебных заведений по теории экономического анализа, комплексного анализа хозяйственной деятельности, экономического анализа, бухгалтерского учета и анализа, анализа и диагностики финансово – хозяйственной деятельности предприятия, новые учебники по управленческому учету и аудиту. Для повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов были подготовлены издания, утвержденные Министерством финансов РФ - финансы предприятий, методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций.  Влияние идей комплексного анализа экономической деятельности предприятий оказалось настолько убедительным и конструктивным, что многие последователи этой концепции разрабатывали ее в порядке раскрытия базовых взаимосвязей системы со специфическими или специальными направлениями и проблемными вопросами анализа (в условиях  финансовой нестабильности (инфляции) экономики, выработки методов аудиторских доказательств,  проведения анализа  в значимых сегментах экономической деятельности со спецификой используемых бизнес – процессов).

Начиная с последней декады 90-х годов предыдущего столетия в научной и практически ориентированной специальной литературе стали интенсивно появляться разработки, ориентированные на раскрытие бизнеса как логически описанной в существенных аспектах системы – стратегические карты (Каплана и Нортона, 1996)[4],  стратегические карты (Мейселя, 1992)[5],  пирамида деятельности компании (Мак- Найра, Линча, Кросса, 1990)[6],  модель оценки эффективности и роста (Адамса -Робертса, 1993)[7],  модель понимания природы бизнеса (Стьюарт, 1997)[8],  цикличная модель бизнеса (Хелферта, 1985)[9]. Вариант описания модели бизнеса также включен в число базовых концепций подготовки интегрированной отчетности компаний. Следует отметить особо, что научный приоритет в постановке проблемы и разработке базовой парадигмы моделирования экономической деятельности предприятий (компаний) принадлежит профессору Шеремету А.Д.

Под непосредственным научным руководством профессора Шеремета А.Д. аспирантами и докторантами были выполнены исследовательские и диссертационные работы по развитию методов, повышающих степень обоснованности и достоверности результатов маркетингового, инвестиционного, проектного, инновационного и финансового анализа, диагностики полученных аналитических индикаторов

Следует отметить, что в последних работах А.Д.Шеремет уделял много внимания проблеме формирования нефинансовой отчетности и интегрированной отчетности, что является одной из актуальных проблем современной науки и практики в контексте целей устойчивого развития[10]. Чисто экономический подход к организации и ведению бизнеса считается слишком узким, на смену измерения эффективности бизнеса в форме прибыли приходит более широкий взгляд: в дополнение к финансовым результатам необходима оценка влияния компаний на экологию, социальную сферу, а также оценка способов корпоративного управления, что очевидно влияет на подходы к комплексному экономическому анализу и формирование соответствующей блок-схемы. 

В указанных работах развивались идеи анализа экономических результатов деятельности в контексте инклюзивного экономического роста (взаимосвязи прибыли и добавленной стоимости); анализа формирования финансовых результатов деятельности компаний в связи с последствиями экологического и социального характера (взаимовлияния коммерческих выгод и общественной полезности внешних эффектов); анализа формирования комплексной результативности отчетного периода  и ценности бизнеса на ближайшую и отдаленную перспективу и др.  

Таким образом, результатами данных этапов развития научной школы А.Д. Шереметом (в развитие научной школы своего учителя С.К. Татура) являются:

  • Теория и методология комплексного экономического анализа деятельности предприятий;
  • Типовая методика практического комплексного анализа деятельности предприятий;
  • Новый математический метод факторного анализа, получивший название интегральный;
  • Пятифакторная модель рентабельности активов на базе показателей интенсификации производственных и финансовых ресурсов;
  • Система абсолютных и относительных показателей комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности;
  • Методика комплексной сравнительной оценки финансовой устойчивости на основе авторского «метода расстояний»;
  • Методика рейтинговой оценки финансовых и нефинансовых показателей устойчивого развития предприятий по данным интегрированной отчетности (финансовой, социальной и экологической).

Это позволяет говорить о сформировавшейся научной школе С.К. Татура - А.Д. Шеремета на экономическом факультете МГУ им. СМ.В. Ломоносова, логически взаимосвязанными этапами развития которой являлись обоснование объективной взаимосвязи хозрасчета, учета и экономического анализа и введение в научный оборот понятия комплексного экономического анализа; разработка детальной системы показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности, доказавшая свою полезность в условиях планового ведения экономики; развитие данной системы за счет использования математического аппарата;  актуализация системы комплексного экономического анализа в условиях рыночной экономики; и наконец, включение проблематики устойчивого развития в методики комплексной оценки результатов деятельности предприятия..

Говоря об учениках С.К.Татура нельзя не упомянуть Светлану Иозефовну Полякову (1928-2018). Вся жизнь С.И. Поляковой связана с Московским университетом, в котором она работала 56 лет. В 1947 году С.И. Полякова поступила на юридический факультет университета, а получив диплом, работала в иностранном отделе ректората МГУ им. М.В. Ломоносова, где стояла у истоков сотрудничества университета с зарубежными вузами, многое сделала для его успешного развития, укрепления в условиях «холодной войны» доверия и взаимопонимания между научными специалистами, студентами Советского Союза и зарубежных стран. В 1962 году С.И. Полякова начала работать на кафедре бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1966 году стала старшим преподавателем кафедры, в 1970 году получила ученую степень кандидата экономических наук. С 1972 года работала доцентом кафедры. Результаты исследований опубликованы в 7 научных монографиях и 7 Положениях о внутрихозяйственном расчете. Всего С.И.Поляковой опубликовано 85 работ, в том числе 13 учебных пособий по бухгалтерскому учету. Под научным руководством С.И.Поляковой защищено 33 кандидатских диссертаций.

С.И.Полякова являлась признанным руководителем научной школы по проблемам хозяйственного расчета и бухгалтерского учета (внутрихозяйственный расчет и его учетно-аналитическое обеспечение). Сфера научных интересов С.И.Поляковой – практические и теоретические вопросы организации хозяйственного расчета; организация и методика внутрипроизводственного учета и анализа; система планово-оценочных показателей и методики анализа и оценки результатов деятельности структурных подразделений предприятия. К научным проблемам, разработанным в ее трудах, можно отнести: обоснование общих закономерностей развития и внедрения хозрасчетных отношений; проблема выбора механизма хозрасчета, позволяющего использовать его принципы с учетом конкретных условий отрасли и предприятия; вопросы производственно-оперативной самостоятельности подразделений предприятия; критерии и подходы к формированию экономических показателей; проблема организации на предприятии нормирования, планирования и учета; вопросы организация экономического анализа внутри предприятия, которые являются актуальными и в сегодняшних условиях хозяйствования. С.И.Поляковой была разработана уникальная университетская методика преподавания бухгалтерского учета, базирующаяся на системном и комплексном подходе к формированию показателей бухгалтерской отчетности, которая является одним из основных источников информационного обеспечения анализа деятельности хозяйствующих субъектов.

Сергей Кузьмич Татур, Анатолий Данилович Шеремет, Светланы Иозефовна Полякова были выдающимися учеными, получившими международное признание, но одним из главных своих дел считали педагогическую работу, которая позволяла делиться научными разработками школы с молодыми будущими учеными.

С.К. Татур был прирожденным педагогом, прекрасным лектором, его слушателями была не только широкая учебная аудитория студентов, аспирантов, преподавателей, но и широкий круг хозяйственных работников, практиков. О силе воздействия лекций С.К.Татура хорошо сказал д.э.н., профессор, в ту пору главный бухгалтер крупного промышленного предприятия Виталий Федорович Палий: «Двухчасовая лекция С.К.Татура воспринималась легко и свободно, как небольшое выступление. Она поразила красотой логики, глубиной обобщения хорошо известной мне практики, зародила интерес к самой проблеме, заставила думать о путях ее решения, как-то незаметно возникло желание исследовать проблему, научно обобщить знакомую практику. Родилась кандидатская диссертация».

А.Д. Шеремет огромное внимание уделял учебно-методической работе. На его учебниках выросло не одно поколение российских ученых. Он являлся автором первого в стране учебника по анализу экономики предприятий для факультета журналистики (1967 г.)[11]; первого в стране университетского учебного пособия по теории экономического анализа (1971 г.)[12], в дальнейшем развитого вместе с профессором М.И. Бакановым в основной учебник для экономических специальностей ВУЗов (1981 г.)[13] и личного учебника «Теория экономического анализа» (2002 г.)[14]; первого в стране учебника «Комплексный анализ хозяйственной деятельности» (2006 г.)[15]. Им был создан еще в 70-х годах прошлого века университетский курс анализа хозяйственной деятельности в развитие идей его учителя профессора С.К. Татура. Современные студенты до сих пор изучают дисциплину Бухгалтерский учет и анализ по одноименному учебнику, третье издание которого вышло в 2020 году (авторы А.Д.Шеремет и Е.В.Старовойтова)[16]. Педагогическая деятельность А.Д. Шеремета отмечена званиями лауреата Ломоносовской премии «За педагогическую деятельность» (1974 г.), званием «Заслуженный профессор МГУ» (1994 г.), нагрудным знаком «Почетный работник высшего образования Российской Федерации» (2001 г.).

С.И. Полякова является разработчиком университетской методики преподавания курса «Бухгалтерский учет», которая нашла отражение учебном пособии «Бухгалтерский учет», изданном 2004 году в рамках проекта «Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (авторы Полякова С.И., Старовойтова Е.В., Соловьева О.В.)[17]. Методические наработки С.И. Поляковой лежат в основе логики преподавания курса и в настоящее время.

А.Д. Шеремет и С.И. Полякова уделяли много внимания и распространению новых системных научных знаний при разработке подхода к образованию практикующих бухгалтеров. А.Д. Шеремет был организатором в МГУ имени М.В. Ломоносова одного из первых в России Учебно-методического центра обучения и переподготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов (1991 г.), в котором прошли обучение к сдаче квалификационных экзаменов для получения квалификационного аттестата профессионального бухгалтера или аудитора, а также повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов, более 40 000 слушателей. С.И. Полякова была руководителем отдела методологии этого учебного центра. Она как редактор-составитель и автор принимала участие в разработке первых в России Программ проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, а также квалификационного аттестата аудитора (общий аудит), и последующей редакцией этих программ. Кроме того, она являлась редактором-составителем более 10 программ для повышения квалификации профессиональных бухгалтеров.

Таким образом, в новых условиях хозяйствования, потребовавших особого внимания к подготовке профессиональных бухгалтеров, обладающих умением ориентироваться в динамично изменяющейся рыночной экономике, А.Д. Шеремет и С.И. Полякова стояли у истоков создания в России профессии современного бухгалтера и аудитора.

В 1989 году Шеремет А.Д. создал Ассоциацию бухгалтеров СССР, которая была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов «Содружество», а позже в СРО аудиторов Ассоциацию «Содружество» (до 2019 года он бессменно возглавлял и являлся Президентом Ассоциации «Содружество»), и это послужило началом профессиональной организации членов бухгалтерской профессии. Шеремет А.Д. явился основателем аттестации и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и одним из создателей Института профессиональных бухгалтеров, при его непосредственном участии зарождалась аттестация аудиторов и становление аудиторской профессии в целом. За большой вклад в реализацию правительственной программы по реформированию бухгалтерского учета в РФ А.Д. Шеремет поощрен благодарностью Президента Российской Федерации (1999 г.), Почетной грамотой Президента Российской Федерации «За заслуги в научной и педагогической деятельности, подготовке квалифицированных специалистов» (2018 г.), правительственными наградами России, Узбекистана, Казахстана и Вьетнама, Благодарностями Председателей Государствен­ной думы, Совета Федерации, Министров финансов и экономического развития.

Наряду с научной и педагогической деятельностью А.Д.Шеремет всегда вел большую научно-практическую общественную работу. Его активное участие в различных организациях (например, в Методологическом Совете при Минфине России, в Консультативном совета Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, в Совета по аудиторской деятельности при Минфине России и др.) было направлено на решение вопросов образования, аттестации и повышения квалификации бухгалтеров и аудиторов, им внесен огромный существенный вклад в развитие международного сотрудничества и подготовки кадров для нашей профессии. А.Д. Шеремет являлся председателем редакционного совета журнала «Аудит», членом редакционной коллегии журналов «Экономический анализ» и «Аудит и финансовый анализ», заместителем председателя экспертного совета ВАК СССР в 1975—1983 годах.

О значимости научной школы С.К. Татура – А.Д. Шеремета для экономической науки свидетельствуют как официальные награды А.Д. Шеремета, так и масштаб признания его научных идей и разработок современными российскими и зарубежными учеными, работающими в различных университетах.  

Научная и педагогическая деятельность А.Д. Шеремета отмечена государством. Наряду со званиями «Заслуженный деятель науки РФ» (1980 г.), «Заслуженный профессор Московского университета» (1994 г.), «Заслуженный экономист РФ» (1998 г.), А.Д. Шеремет награжден правительственными наградами: Медаль «За доблестный труд» (1970 г.); нагрудной знак Минвуза СССР «За отличные успехи в работе» (1979 г.); Медаль «Ветеран труда» (1986 г.); Знак «Ударник 11-й пятилетки» (1987 г.); Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.); Медаль Ордена "За заслуги перед отечеством" II степени (2005 г.).

Научные разработки А.Д.Шеремета широко используются российскими учеными. Д.э.н., профессор Маргарита Викторовна Мельник (Финансовая академия) вспоминает: «Ссылки на его работы можно найти в любом издании не только учетно-аналитического профиля, но и в любых исследованиях по экономике, ибо именно аналитическое мышление, аналитические процедуры и методы помогают выявить и оценить устойчивые тенденции развития, перейти от качественных к количественным оценкам, не только констатировать происходящее, но и определить почему и в результате каких изменений сложилась анализируемая ситуация».

О зарубежном признании значимости научных идей А.Д. Шеремета свидетельствует то, что он являлся почетным доктором Тартуского университета, почетным профессором Ташкентского государственного экономического университета, Алма-Атинской академии экономики и статистики, почётным академиком Международной академии экономики и финансов (Казахстан), действительным членом Международной академии менеджмента, Международной экономической академии Евразии, Академии экономических наук Украины, сертифицированным бухгалтером Международной ассоциации бухгалтеров, почётным членом Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Палаты Аудиторов Азербайджанской республики, членом Международной ассоциации бухгалтерского образования и научных разработок, Европейской ассоциации бухгалтеров (EAA), Евразийской региональной группы бухгалтеров и аудиторов (ЕРГБА).

Идеи А.Д.Шеремета о необходимости комплексного и системного подхода к анализу и моделированию хозяйственной деятельности развиваются современными зарубежными исследователями, учениками и последователями школы, в разных странах.

Например, Тоомас Халдма (профессор Тартуского университета (Эстония) и Бизнес-школы университета Норд (Норвегия)) отмечает, что «комплексный подход к анализу финансовой отчетности и другим методам финансового анализа, созданный профессором А.Д. Шереметом и его коллегами, был признан и применялся в различных университетах в республиках бывшего СССР. Научные результаты школы А.Д. Шеремета и международные связи кафедры внесли позитивный вклад в научные исследования по тематике учета и анализа в различных европейских странах. Например, 9 исследователей из университетов Эстонии защитили кандидатские и докторские диссертации в МГУ, что оказало огромное влияние на развитие научных исследований в области экономики и управления бизнесом в Эстонии. Методологический подход, созданный А.Д. Шереметом и его школой, остается также высоко актуальным в современной бизнес-среде. Необходимость аналитического и комплексного подхода к оценке результатов деятельности компаний и управлению этими результатами, включая как финансовые, так и нефинансовые показатели деятельности различных организаций, постоянно расширяется, затрагивая не только экономические, но и экологические, и социальные аспекты устойчивого развития и интегрированной отчетности. А.Д. Шеремет и его коллеги внесли существенный вклад в развитие данной тематики, которая является актуальной для исследователей из университетов Эстонии, Литвы и Польши.» Председатель Комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Милли Меджилиса Азербайджанской Республики, председатель Союза экономистов Азербайджана, академик Зияд Самедзаде и председатель Палаты аудиторов Азербайджанской Республики, д.э.н., профессор Вахид Новрузов подчеркивают, что А.Д. Шеремет сформулировал и обосновал «научные положения, совокупность которых можно классифицировать как новое перспективное направление в развитии бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности» и являлся «основателем школы проблем комплексного экономического анализа и его информационного обеспечения». Председатель Совета Национальной Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана, профессор кафедры «Экономический анализ и аудит» ТГЭУ, д.э.н., профессор М.М. Тулаходжаева говорит о том, что А.Д. Шеремет внес огромный вклад в формирование научных кадров Республики Узбекистан, поскольку под его руководством было подготовлено «более 50 кандидатов и около 10 докторов наук». Президент Ассоциации бухгалтеров Латвийской Республики Андрей Пономарев считает, что достижения А.Д. Шеремета «являются ярким примером педагогической и научной деятельности»

Идеи А.Д.Шеремета о необходимости комплексного подхода к формированию и анализу бухгалтерской информации, включая взаимосвязь и взаимовлияние данных производственного, управленческого и финансового учета, нашли отражение и на международном уровне. Постоянная рабочая группа экспертов ООН по международным стандартам учета и отчетности (Standing Intergovernmental Working Group of Experts on International Standards of Accounting and Reporting – ISAR), координируемая Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2019 году подготовила Руководство по основным показателям отчетности предприятий о вкладе в достижение Целей устойчивого развития. Инициатором проекта и руководителем группы авторов этого документа, который основывается на комплексном подходе А.Д. Шеремета, являлась заместитель директора Департамента по Инвестициям и Предприятиям ЮНКТАДа, выпускница кафедры Учета, анализа и аудита Татьяна Борисовна Крылова

Научная школа С.К.Татура-А.Д.Шеремета продолжает успешно развиваться сотрудниками кафедры учета, анализа и аудита. Системный, комплексный подход к научной трактовке процессов формирования информации о деятельности предприятия и анализу такой информации является визитной карточкой кафедры. Развиваются такие научные направления, как комплексный анализ финансовой отчетности с целью выявления фактов фальсификации, система российских стандартов бухгалтерского учета, система международных стандартов финансовой отчетности, система управленческого учета, система аудиторских стандартов и др. Одним из наиболее перспективных научных направлений представляется развитие идеи А.Д.Шеремета о необходимости включения в комплексный анализ хозяйственной деятельностии регулярно  нефинансовых показателей (экологических, социальных, управленческих) и разработка порядка формирования и представления таких показателей в контексте целей устойчивого развития.

Системность и комплексность научной школы проявляется и в педагогической работе кафедры, которая важна с точки зрения передачи научных знаний студентам. Разработанная под руководством А.Д.Шеремета линейка логически взаимосвязанных курсов, которые предлагает кафедра учета, анализа и аудита, пользуется неизменной популярностью у студентов экономического факультета, и регулярно актуализируется для отражения современных проблем. Методика преподавания обновляется с учетом необходимости внедрения в преподавание элементов он-лайн обучения.

Созданная на экономическом факультете в 2015 году в партнерстве с ведущими международными профессиональными организациями в области учета и финансов (Глобальной профессиональной ассоциацией АССА (Association of Chartered Certified Accountants) и Институтом дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (Institute of Chartered Accountants in England and Wales – ICAEW)) магистерская программа Международная корпоративная отчетность и аудит также базируется на системном подходе научной школы С.К.Татура-А.Д.Шеремета, предлагая набор логически взаимосвязанных курсов, позволяющих получить, в том числе, часть международно-признаваемой бухгалтерской квалификации.

Влияние научной школы С.К.Татура-А.Д.Шеремета можно увидеть и в современных научных публикациях российских ученых в ведущих научных журналах, например, в журнале «Аудит», который входит в перечень ВАК и главным редактором которого является д.э.н., профессор, главный научный сотрудник кафедры учета, анализа и аудита Владимир Тигранович Чая.

Идеи А.Д. Шеремета находят отражение в научных работах студентов и аспирантов кафедры, студентов магистерской программы Международная корпоративная отчетность и аудит экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Организована молодежная секция ежегодной научно-практической конференции Татуровские-Шереметовские чтения, где молодые ученые представляют свои научные исследования.

 

[1]Татур С.К. Хозяйственный расчет в промышленности. – М.: Госфиниздат, 1959

[2]Татура С.К. Анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий. - Москва: Экономиздат, 1962

[3] Курс анализа хозяйственной деятельности. Учебник под ред. М.И. Баканова и С.К. Татура. - М.: Финансы, 1967 (2-е издание). Первое издание – 1959 год

 

[4]R.S. Kaplan, D.P. Norton, Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System, Harvard Business Review, January – February, 1996

[5] L.S. Maisel, Performance Measurement. The Balanced Scorecard Approach, Journal of Cost Management, Summer, 1992

[6] C.J. McNair, R.L. Lynch, K.F. Cross, Do Financial and Nonfinancial Performance Measures have to Agree?, Management Accounting, November, 1990

[7] C. Adams, P. Roberts, You are what you measure, Manufacturing Europe, 1993

[8] T.A. Stewart, Intellectual Capital.  The New Wealth of Organizations, NY, Currency Doubleday, 1997

[9] E.A. Helfert, Techniques of Financial Analysis, R. D. IRWIN, INC., 1985

[10] Суйц В.П., Хорин А.Н., Шеремет А.Д. Комплексный анализ и аудит интегрированной отчетности по устойчивому развитию компаний. - М: Инфра -М, 2020; Шеремет А.Д., Хорин А.Н. Теория экономического анализа (Учебник). - М: Инфра – М, 2020

[11] Шеремет А.Д. Анализ экономики промышленных предприятий. Допущено МВ и ССО СССР в качестве учебного пособия для студентов факультетов журналистики университетов. – М.: Высшая школа, 1967

[12] Шеремет А.Д. Развитие теории экономического анализа в условиях хозяйственной реформы. – М.: Издательство Московского университета, 1971

[13] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебное пособие с грифом Минвуза СССР. – М.: Финансы и статистика, 1981

[14] Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. Рек. Минобр. России для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению "Экономика". – М.: ИНФРА-М, 2002

Учебник неоднократно переиздавался

[15] Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности (учебник). – М.: ИНФРА-М, 2006

Учебник неоднократно переиздавался

[16] Бухгалтерский учет и анализ: учебник / А.Д. Шеремет, Е.В. Старовойтова; под общ. ред .проф. А.Д. Шеремета. – 3-е издю, перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2020

[17] Полякова С.И., Старовойтова Е.В., Соловьева О.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 391с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).