Eng

Исследование структурных и институциональных изменений на потребительском рынке. Анонс

Исследование структурных и институциональных изменений на потребительском рынке. Анонс

В 2023 году ретроспективный анализ экономических и социологических данных, характеризующих ключевые структурные и институциональные изменения на потребительском рынке стал одним из основных направлений научно-исследовательской работы Центра развития потребительского рынка.

Центр провел порядка 20 экспертных интервью с собственниками и топ-менеджерами ведущих компаний торговли, производства и поставок продовольственных и непродовольственных товаров, лидерами отраслевых и общественных организаций, которые принимали личное участие в обсуждении и реализации государственных решений, нацеленных на сохранение устойчивости потребительского рынка.

Изучался период с 2020 по 2023 год, когда потребители и экономика по сути столкнулись с «новой реальностью» События этого периода существенно отразились на характере взаимодействия и роли каждого из участников (торговли, производителей и поставщиков, регулятора) как с точки зрения вклада в устойчивое функционирования рынка, так и места в его структуре.

«В целом российское предпринимательство, как в пандемию COVID-19, так и в условиях введения против России жестких экономических санкций и ограничений проявило высокий уровень адаптивности к внешним шокам, готовности брать на себя ответственность и делить риски с государством, способность сохранять доверительные отношения с дружественными партнерами (иногда из недружественных стран) и налаживать новые внешнеэкономические связи». (Президент РСПП Александр Шохин).

В целом, эксперты отмечают, что Минпромторгу и ритейлерам удалось выстроить вполне эффективную модель взаимодействия, позволившую демпфировать многие потенциальные риски. Детально обсуждались вызовы, с которыми столкнулись различные отрасли, выводы, результаты взаимодействия с другими участниками рынка, включая государство, а также краткосрочные и долгосрочные задачи, которые стоят перед регулятором по мнению рынка.

Как отмечает член Совета директоров Mercury Retail Group Сергей Кациев, «Минпромторг реализовал формат прямого диалога со всей товаропроводящей цепью (производители, переработчики, логистические компании, торговля) для учета особенностей и проблем в каждом звене для их оперативного решения. Это позволило сохранить работоспособность отрасли».

(подробнее с результатами анализа действий регулятора в период 2020-2023 гг. можно ознакомиться по запросу на shamuzova@econ.msu.ru)

Результаты будут публиковаться на протяжении 2024 г.

 


01 марта 2024