Учебный план

Обязательные дисциплины 

Философия, английский язык, макроэкономика - 3, микроэкономика - 3, эконометрика – 3.

Дисциплины программы, формирующие ее профиль

Институциональная экономика – 2, Экономический анализ права, Теория общественного выбора, Development economics (на английском языке).

Дисциплины по выбору  

Дисциплины по выбору предоставляют студентам возможность построения индивидуальной траектории обучения. В рамках программы можно выделить три потенциальные траектории, которые задают общие рамки, но выбор конкретных курсов остается за обучающимися на программе магистрами.

Потенциальные траектории обучения

Траектория «Экономический анализ права»

Данная траектория призвана сформировать у студентов компетенции по оценке экономических эффектов, выгод и издержек от введения определённых норм и законов (в том числе от импорта институтов), необходимые знания и навыки для оценки регулирующего воздействия и проектирования институтов на уровне страны, а также отдельно взятой организации.

Экономический анализ права - междисциплинарное направление, которое даёт представление об экономических эффектах введения нормативно-правовых актов, и ожидаемых последствиях различных правовых режимов.

Экономический анализ права позволяет предсказать действия экономических агентов в рамках различных правовых ограничений. Осознание последствий внедрения различных правовых норм будет способствовать формированию навыков разработки эффективных институциональных преобразований.

Направление обучения «Экономический анализ права» нацелено на формирование у студентов компетенций, которые в дальнейшем позволят им успешно реализовать следующие основные карьерные траектории: 1) эксперта/консультанта/аналитика по вопросам оценки регулирующего воздействия правовых актов, судебных решений, различного рода институциональных изменений; проектирования эффективных институтов; 2) преподавателя дисциплин по данному направлению («Экономический анализ права», «Экономика преступления и наказания» и т.д.)

В рамках данной траектории предлагаются дисциплины: «Проектирование институтов», «Экономическая теория контрактов», «Интеллектуальная собственность как институциональная альтернатива в стимулировании интеллектуальной деятельности»,  «Экономика преступления и наказания», «Экономика лишения свободы», «Теория коллективных действий», «Экономический анализ регулирования глобальных рынков», «Институциональные аспекты государственного регулирования» и др.

Траектория «Институты защиты и развития конкуренции»

Предполагается, что выпускник, выбравший траекторию «Институты защиты и развития конкуренции», будет уметь исследовать различные формы кооперации и конкуренции между фирмами с помощью методов институционального анализа; проектировать институты в области защиты и развития конкуренции; оценивать потенциальные и фактические эффекты институтов на особенности конкуренции на рынке и на поведение отдельных его участников; моделировать влияние альтернативных инструментов государственного вмешательства на основе анализа структуры, функционирования и эволюции рынков; применять экономический анализ к актуальным проблемам конкурентной политики и формировать экспертную позицию на основе полученных выводов.

Направление обучения «Институты защиты и развития конкуренции» нацелено на формирование у студентов компетенций, которые в дальнейшем позволят им успешно реализовать следующие основные карьерные траектории: 1) исследователя в области конкуренции различных форм взаимодействия фирм на рынках, а также взаимодействия фирм и регуляторов в части обеспечения и поддержки защиты и развития конкуренции; 2) эксперта/консультанта/аналитика по вопросам защиты и развития конкуренции; 3) государственного служащего, в чью компетенцию входит защита и развитие конкуренции.

В рамках данной траектории предлагаются дисциплины: «Теоретические основы защиты и развития конкуренции», «Организация современных  отраслевых рынков», «Конкурентная политика в сфере интеллектуальной собственности», «Поведенческий антитраст», «Экономическая теория сговора», «Сравнительный антитраст» и др.

Траектория «Институты и экономическое развитие»

Данная траектория нацелена на формирование у студентов компетенций по выявлению ключевых факторов, определяющих динамику долгосрочного экономического развития. Курсы данного направления посвящены анализу качества институциональной среды, а именно проблемам защиты прав собственности, развития политических институтов, снижения уровня коррупции, а также специфики неформальных институтов, культуры населения разных стран и регионов.

Междисциплинарность данного направления обусловлена необходимостью в рамках разных курсов применения инструментария институциональной экономики к таким областям как политология и культурология. Такого рода сочетание позволяет увидеть «тонкие места», значимые факторы при формировании «проблемных постановок» и способов их решения, направленных на стимулирование экономического развития.

Направление обучения «Институты и экономическое развитие» нацелено на формирование у студентов компетенций, которые в дальнейшем позволят им успешно реализовать следующие основные карьерные траектории: 1) исследователя в области оценки качества институциональной среды, и влияния институциональных преобразований на социально-экономические процессы; 2) эксперта/консультанта/аналитика по вопросам институциональных реформ; 3) преподавателя дисциплин по данному направлению («Институциональная экономика», «Экономика развития», «Экономика реформ» и т.д.)

В рамках данной траектории предлагаются дисциплины: «Экономика реформ», «Экономика социального капитала», «Экономическая теория федерализма», «Поведенческая теория государственных финансов», «Разнообразие и экономическое развитие», «Новая экономическая история», «Права собственности и экономическое развитие» и др.

 

Научные семинары  и практика.

В рамках научных семинаров у студентов будет возможность принять участие в реализации коллективных исследовательских проектов под руководством преподавателей факультета, а также экспертов из научно-исследовательских институтов, которые занимаются консультированием органов исполнительной власти по вопросам экономической политики. Организация исследовательских научных семинаров нацелена на уменьшение разрыва между фактическими знаниями студентов и требуемыми компетенциями со стороны их потенциальных работодателей (исследовательских центров, аналитических отделов компаний и органов власти) в  том числе за счет:

-              Вовлечения студентов в работу по актуальной исследовательской проблематике;

-              Развития и адаптации знаний и навыков студентов к существующим потребностям работодателей и принятым стандартам проведения исследований;

-              Получения студентами специальных компетенций по поиску и работе с информацией, в том числе большими массивами неупорядоченных данных, проведению полевых исследований, подготовке и написанию отчетов и статей по проведенной работе; 

-              Развития профессиональной среды, переноса исследовательских стандартов в вузы и их адаптации в учебном процессе.