Экономическая политика Магистратура ЭФ МГУ
дисциплин по выбору 3
на английском языке
Каталог курсов
Агропродовольственная политика
В рамках курса на основе рассмотрения особенностей агропродовольственной политики раскрываются важнейшие ее инструменты и направления: государственная поддержка, земельная политика, научная и научно-технологическая политика, сельскохозяйственная торговая политика, политика сельского развития и обеспечения продовольственной безопасности. Показана роль организаций агропродовольственного бизнеса, его интересов в реализации политики государства в области агропромышленного комплекса. Дана характеристика особенностей агропродовольственной политики крупнейших развитых и развивающихся стран.
Городское развитие
Цель освоения дисциплины «Городское развитие» – сформировать у обучающихся представление об экономике города и системе управления социально-экономическим развитием территории на уровне региона, муниципалитета. Слушатели курса получают навыки аналитической обработки социальных и экономических данных о процессах городского и регионального развития, учатся разрабатывать прогнозно-аналитические рекомендации по вопросам деятельности государственных и муниципальных органов в сфере управления городским развитием, обеспечивать экспертное сопровождение разработки и оценки проектов и программ развития городских территорий, опираясь на знание современной экономической теории, методы эконометрического анализа и знание передовой российской и международной практики управления.
Введение в демографический анализ
Цель освоения дисциплины – сформировать у студентов представление о методах анализа демографических процессов и структур, научить их пользоваться методами демографического анализа при решении конкретных демографических и экономических задач. В ходе изучения курса студенты знакомятся с двумя подходами к анализу демографических процессов: продольным и поперечным анализом, со спецификой демографических показателей в каждом из подходов. Методы анализа осваиваются на основе реальных данных о населении России и стран мира. Освоение курса предполагает чтение и анализ современных публикаций, использующих методы анализа демографических процессов.
Долги: теория, история, практика
Курс направлен на формирование у обучающихся компетенций, связанных с анализом долговых обязательств разного типа и поиском выхода из долговых кризисов различной природы. В рамках дисциплины студенты познакомятся с историей долговых обязательств и процентных ставок, подходами к управлению государственным долгом, долговыми кризисами, историей и институциональной средой региональных и муниципальных банкротств, реструктуризацией корпоративных долговых обязательств, особенностях частных долгов в современных условиях, финансовых институтах на долговом рынке
Институциональная экономика
В рамках дисциплины изучаются общие вопросы новой институциональной экономики в свете соотношения с другими направлениями экономических исследований, в первую очередь – с неоклассической теорией: экспериментальное объяснение значения институтов, объяснения институтов через призму моделей индивидуального выбора и теории игр, определения и классификации институтов, правил, трансакций, трансакционных издержек. В рамках второго блока тем изучаются различные исследовательские подходы, с формировавшиеся в рамках новой институциональной экономической теории, а именно: экономическая теория трансакционных издержек, теория управления поведением исполнителя, экономическая теория прав собственности, новая экономическая история. В завершающей части курса обсуждаются интегральные вопросы, касающиеся институциональной теории государства, институциональных изменений и методологического статуса новой институциональной экономической теории.
Использование данных в экономической политике
Цель освоения дисциплины: научиться определять стейкхолдеров и оценивать их интересы с помощью данных. Осознать сложность интерпретации данных и важность понимания методологии их сбора и расчета для корректных выводов. Научиться азам сторителлинга на основе данных, в том числе с использованием средств визуализации. Дисциплина включает четыре тематических блока – основы теории стейкхолдеров и подходы к их выявлению, оценке их численности и силы влияния при принятии решений в сфере экономической политики; типы данных и их источники, манипуляция данными; количественные и качественные исследования как источник данных; сторителлинг через данные и основы их визуализации.
Богомолова Анна Викторовна
Калабихина Ирина Евгеньевна
Малофеева Екатерина Виленовна
Рабочая программа учебной дисциплины
Использование статистического пакета для социальных наук (SPSS) в анализе данных
В результате изучения курса учащийся должен научиться: анализировать социально-демографические проблемы с использованием данных количественных наблюдений; оценивать социально-экономические последствия принимаемых решений в области экономической и социально-демографической политики с использованием результатов выборочных обследований; применять современные методы и инструменты научно-исследовательской деятельности в области выборочных обследований; выполнять указанную выше аналитическую работу в пакете SPSS. Содержание курса: Сущность и основные направления выборочных статистических обследований населения; Возможности использования специальных ППП для обработки данных выборочных обследований; Подготовка данных. Отбор и модификация данных; Дескриптивная статистика. Таблицы сопряженности; Параметрические и непараметрические критерии; Корреляционно-регрессионный анализ; Методы снижения размерности.
Конкурентная политика в сфере интеллектуальной собственности
Цель освоения дисциплины - обеспечить понимание фундаментальных принципов и знание прикладных подходов к формированию конкурентной политики для рынков товаров и услуг, являющихся объектами прав интеллектуальной собственности. На первом этапе курса рассматриваются взаимосвязи между конкуренцией, инновационной активностью и экономическим ростом как на макро-, так и на микроуровне для объяснения фундаментальных особенностей конкурентной политики, направленной на поддержку научно-технического развития. Второй этап курса предполагает подробное исследование конкретных отношений между экономическими агентами, связанных с обращением прав на результаты интеллектуальной деятельности, через призму антимонопольного законодательства и конкурентной политики. Осуществляется моделирование и кейс-анализ действий участников рынка и антимонопольных органов в различных ситуациях с учетом зарубежного опыта. Третий этап курса направлен на систематизацию и оценку мер конкурентной политики крупнейших развитых и развивающихся стран на рынках, связанных с обращением объектов интеллектуальной собственности.
Макроэкономика (продвинутый уровень)
Основной целью курса является углубление теоретических знаний в области макроэкономики на основе математических методов исследования макроэкономических процессов и приобретение навыков построения и практического применения продвинутых макроэкономических моделей. В рамках курса студенты ознакомятся с теорией экономического роста (проблемы конвергенции, динамической неэффективности развития; возможность существования эндогенного экономического роста; модели эндогенного научно-технического прогресса; экономическая политика в моделях экономического роста. воздействие бюджетно-налоговой политики на общее экономическое равновесие; проблемы Парето-оптимальности и динамической неэффективности решения), последствиями инфляции и кредитно-денежной политики, теорией реального делового цикла, а также проблемами осуществления макроэкономической политики (динамическая непоследовательность макроэкономической политики, способы ее преодоления, проблемы координации фискальной и монетарной политики).
Микроэкономика (продвинутый уровень)
В рамках курса студенты овладевают компетенциями системного мышления и общепрофессиональными компетенциями в процессе изучения современных микроэкономических проблем и подходов к их решению. Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты осмыслили проблему возможности достижения общего экономического равновесия и взаимосвязи равновесия и эффективности экономики. Кроме того, системное мышление ставит вопрос об оценке благосостояния общества и социальной справедливости даже в условиях равновесия. После этого нужно переходить к изучению тех явлений («сбои рынка»), которые мешают достижению равновесия и эффективности на микроэкономическом уровне и изучить современные теоретические подходы к устранению или регулированию названных явлений. В процессе изучения «сбоев рынка» студенты осваивают Теорию ожидаемой полезности Неймана-Моргенштерна, помогающую принимать решения в условиях неопределенности, и знакомятся со справедливой критикой этой теории со стороны психологов и экономистов. Далее они узнают, что из критики Теории ожидаемой полезности «выросла» Теория перспектив Канемана-Тверски, а благодаря последней современная Поведенческая экономика. Студенты изучают основополагающие работы авторов этих новых направлений и формируют собственную оценку этих теорий. Одновременно студенты осваивают такой современный инструментарий экономической теории, как модели формальной Теории контрактов и Теории игр.
Научный семинар
Научный семинар – сквозная дисциплина программы, в ходе которой студенты должны научиться выполнять собственное научное исследование, а также применять полученные в прочих изучаемых дисциплинах знания и умения к решению практических и исследовательских задач. В ходе научного семинара последовательно решаются академические и исследовательские задачи: определение сферы научных интересов, выбор темы исследования; отработка навыков аналитического письма, написание обзора литературы по выбранной теме; отработка навыков сбора и интерпретации данных; обсуждение острых вопросов глобальной и национальной экономической политики; формулирование гипотез, разработка стратегий их эмпирической проверки и апробация проверки; формулировка выводов и рекомендаций для экономической политики; отработка навыка обсуждения кейсов с применением полученных в ходе обучения знаний; подготовка презентации исследования ; отработка навыка обсуждения кейсов с применением полученных в ходе обучения знаний.
Богомолова Анна Викторовна
Буклемишев Олег Витальевич
Денисова Ирина Анатольевна
Калмыкова Наталья Михайловна
Курдин Александр Александрович
Малофеева Екатерина Виленовна
Рабочая программа учебной дисциплины
Общественный выбор, экономическая политика и практика государственного управления
Выпускники программы “Экономическая политика” должны, с относительной легкостью входить в профессию, независимо от места работы - государственная служба или экспертная деятельность, сохраняя критичность мышления, базирующуюся как на принципах научной аргументации, так и на умении соотносить теоретические концепции с реальностью.
Для этого по завершению курса студенты должны:
- иметь представление о теоретических моделях, описывающих процессы принятия решений в отношении производства общественных благ, в том числе устройство, стимулы и ограничения стейкхолдеров, способы нивелирования искажений
- уметь использовать теоретические модели для описания ограничений реализации экономической политики и формулирования предложений по их преодолению
осознавать, в том числе базируясь на теоретических концепциях, сложность процессов инициации и реализации экономической политики, происходящих из множественности участников (включая вето-игроков)
- иметь четкое представление об устройстве органов управления в России, их взаимодействии и подотчетности, разделении полномочий по уровням и ветвям власти
- иметь системное представление об инструментах экономической политики, их взаимозаменяемости и ее пределах, органах, принимающих решения и их реализующих
Богомолова Анна Викторовна
Малофеева Екатерина Виленовна
Калягин Григорий Владимирович
Рабочая программа учебной дисциплины
Организация современных отраслевых рынков
Курс призван дать представление о базовых моделях теории организации отраслевых рынков по ряду магистральных направлениям исследований в данной области: дифференциация продукта и модели поиска; вход, выход и структура рынка; картель, молчаливый сговор и слияния; теоретические подходы к интерпретации вертикальных ограничений; исследования и инновации в условиях различных рыночных структур; экономика сетевых эффектов и платформ. Курс подразумевает не только теоретический анализ факторов, влияющих на размер компаний, их стратегии и структуру рынка, но и выход на вопросы практического применения изучаемых моделей в регуляторной сфере – в первую очередь, в области антитраста.
Поведенческие методы в экономической политике
Практика российских социальных реформ
В российской социальной политике накопился большой опыт попыток ее реформирования, в которых принимали участие все основные общественные институты – государство, бизнес, гражданское общество. Итогом этих усилий стало формирование российской модели социальной политики, в которой сочетаются как очевидные достижения, так и не менее очевидные нерешенные проблемы. На примере основных секторов социальной политики делается попытки извлечь уроки для того, чтобы сформулировать основные направления будущего развития и роли в этом каждого из общественных акторов.
Программирование в R/Python
Курс направлен на освоение и использование языка программирования R/Python для обработки, визуализации и анализа данных, необходимых для выявления актуальных проблем в разных сферах экономической политики. В рамках курса студенты познакомятся c основами синтаксиса языка программирования R/Python, научатся обрабатывать и подготавливать данные для анализа, визуализировать используемые данные в среде программирования R/Python. Кроме того, студенты освоят основные инструменты языка программирования R для анализа данных: линейный регрессионный анализ, анализ временных рядов, задача классификации /кластеризации.
Регулирование валютного курса / Exchange rate regulation
Курс посвящен изучению теоретических основ и практических методов регулирования валютного курса. Исследуются канонические и поведенческие модели валютного курса, цели, инструменты и проблемы валютной политики, выбор режима валютного курса, управление международными валютными резервами, теории оптимальных валютных зон. Особое внимание уделяется причинам валютных кризисов и мерам экономической политики, направленным на их предотвращение. Понимание практических проблем регулирования валютного курса помогает грамотно принимать решения как в различных областях коммерческой и финансовой деятельности, так и эффективно проводить макроэкономическую политику.
Российская налоговая система и возможности налоговой политики
Цель освоения дисциплины: повысить уровень знаний об основных налогах действующей российской налоговой системы, в частности НДС, налоге на прибыль организаций, НДФЛ, НДПИ и специальных налоговых режимах; и сформировать представление о возможностях и границах проведения налоговой политики на базе данной конструкции налоговой системы (стимулирование экономического роста и инновационной активности, стимулирование малого бизнеса, социальная поддержка населения). Краткое содержание дисциплины: Структура и состав российской налоговой системы. Налог на добавленную стоимость и роль косвенного налогообложения в РФ. Налогообложение прибыли организаций и возможности поддержки инновационной активности. Налогообложение в добывающем секторе российской экономики (НДПИ и НДД). Налогообложение физических лиц и распределение налоговой нагрузки на различные категории населения. Налогообложение малого бизнеса и специальные налоговые режимы (цели, средства и результаты). Мировая практика современных налоговых реформ: формирование целей, процесс принятия решений, результаты.
Рынок труда: новые реалии
Курс позволяет дать представление студентам о многовекторных, сверхсложных изменениях на важнейших сегментах рынка труда РФ под влиянием таких экономических, социальных и технологических факторов, как: глобализация, информатизация общества и экономики; ускорение жизненных циклов техники, технологии, товаров и услуг, инновационного вектора развития в целом; современного социокультурного контекста и др. Курс также дает также знания о динамике и трендах в усложнении организации социально-трудовых отношений. В курсе предусмотрено ознакомление студентов и освоение ими методических подходов к социально-трудовой оценке изучаемых явлений, выработке навыков комплексного анализа и к выбору на этой основе направлений корректировки политики занятости и положения отдельных проблемных групп населения на рынке труда РФ.
Современные проблемы макроэкономической политики
Дисциплина направлена на приобретение навыков углубленного исследовательского анализа и восприятие альтернативных взглядов с презентацией своих результатов, а также выработку навыков преломления исследовательского результата в конкретные постановки для экономической политики. Основное задание дисциплины – выступление студента на научной конференции. Выступление должно быть посвящено одной из дискуссионных тем, связанных с современной макроэкономической политикой, и отражать содержание передовых исследований по теме. Тема выступления, основная и дополнительная литература назначается преподавателем исходя из научных интересов студента (темы магистерской диссертации). Выступления студентов на семинарах группируются по тематикам, чтобы сформировать «панели» конференции. Выступление должно содержать теоретический анализ проблемы, содержательное раскрытие ее практической значимости, обоснование комплекса мер государственной экономической политики и прогноз развития событий в будущем. Студенты также участвуют в обсуждении сделанных докладов
Современные транспортные системы
Изучение дисциплины направлено на формирование навыков получения и применения на практике актуализированных данных о современных транспортных системах, состоянии макроэкономических индикаторов, государственном регулировании, влиянии макроэкономической конъюнктуры на транспорт, трансформации транспортных рынков и бизнес-моделей основных игроков отрасли под воздействием цифровой экономики. Данная программа способствует развитию персональной эффективности и освоению современных методик и практических инструментов управления транспортными системами в условиях интермодальной интеграции и предусматривает работу с мировыми бюллетенями, отчетами, докладами и базами данных.
Теоретические основы защиты и развития конкуренции
В данном курсе история антимонопольной политики в отдельных странах, а также ее цели и структура. В фокусе – «жесткое ядро» антитраста: сдерживание индивидуальной и коллективной монополистической деятельности на товарных рынках (соответственно злоупотребления доминирующим положением и ограничивающих конкуренцию соглашений – горизонтальных и вертикальных), а также контроль сделок экономической концентрации. Поскольку для применения инструментов антимонопольной политики самостоятельное значение имеет установление границ рынка, а также других аспектов его функционирования, отдельный блок вопросов – исследование рынка в целях применения антимонопольного законодательства.
Теория государственных финансов
По итогам прохождения курса формируются следующие знания, умения и навыки в области государственных финансов: умение анализировать взаимосвязи государственных финансов с общей системой экономических явлений, процессов и институтов; умение идентифицировать проблемные аспекты современных государственных финансов при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности; умение анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о самих государственных финансах и связанных с ними социально-экономических процессах и явлениях; умение строить на основе заданных данных теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; умение самостоятельно выполнять аналитическую и исследовательскую работу по приложению изучаемых теоретических моделей к практике; владение навыками подбора и самостоятельной работы с теоретическими, эмпирическими и статистическими источниками, освещающими проблемы самих государственных финансов.
Философия (История и методология экономической науки)
Эконометрика (продвинутый уровень)
Эконометрика – один из основных курсов (наряду с макро и микроэкономикой) для обучения магистров. В данном курсе центральным становится обучение прикладным методам и приемам исследования реальных экономических данных. Основную часть работы студенты изучают путем построения и анализа эконометрических моделей с помощью современных компьютерных программ, предназначенных для профессиональной работы экономиста. Акцент в курсе делается на содержательном смысле проблем, методов и подходов эконометрического анализа, практических приемах исследования данных и формулирования выводов. Основное внимание уделяется экономической интерпретации и приложениям рассматриваемых эконометрических моделей. Курс покрывает изучение всех типов данных, встречающихся в реальных задачах эконометрического анализа: от перекрестных выборок, до временных рядов и панельных данных.
Экономика здоровья и здравоохранения
Дисциплина направлена на повышение уровня знаний по вопросам экономики здоровья и управления здравоохранением, в частности влияния выбора различных моделей здравоохранения, в том числе моделей финансирования, на устойчивость, затраты и достижение поставленных перед системой здравоохранения задач, и сформировать навыки систематизации результатов научных исследований для разработки предложений по совершенствованию национальных систем здравоохранения.
Экономика образования
В данном курсе представлены основные концептуальные подходы и прикладные проблемы экономики образования. Рассматриваются особенности рынка образовательных услуг, его роль и место в национальной экономике; формы организации, модели и источники финансирования образовательных организаций. Особое внимание уделяется роли образования в условиях цифровой экономики, международным аспектам деятельности образовательных организаций в условиях глобализации, а также реализации государственной политики в области образования.
Телешова Ирина Георгиевна
Ястребова Ольга Константиновна
Рабочая программа учебной дисциплины
Экономика общественного сектора
Дисциплина охватывает пять частей теории экономики общественного сектора: роль общественного сектора в экономике (структура и причины возникновения общественного сектора, тенденции развития общественного сектора в современном мире, перспективы использования технологий искусственного интеллекта для формирования оптимальной государственной политики); измерение общественного благосостояния (эмпирическая оценка общественного благосостояния, справедливость и равенство, потери мертвого груза от провалов рынка и государственного вмешательства, провалы государства); целесообразность осуществления общественных расходов (виды и структура общественных расходов, программы социального страхования, пенсионные системы); налоговое финансирование государственных расходов (оптимальное налогообложение, потери эффективности, модель AI Economist); методы эмпирического анализа в экономике общественного сектора (работа с данными, оценка эффектов воздействия: мэтчинг, разрывный дизайн, разность разностей; оценка эффективности: анализ затрат и выгод, анализ среды функционирования, метод стохастической границы, метод свободной оболочки).
Экономика персонала
В результате освоения дисциплины учащиеся получат системное представление об эффективной организации труда различных категорий персонала, учитывающей особенности динамики внутрифирменных организационных структур и разнообразие типов организаций (предприятий) как саморазвивающихся и самообучающихся систем, практические навыки в решении проблем внутрифирменных трудовых отношений с точки зрения их эффективности для организации, понимание и умения по использованию правовых возможностей государственного регулирования и рыночных инструментов внутрифирменных социально-трудовых отношений.
Экономика природного капитала / Natural capital economics
Экономика топливно-энергетического комплекса
Цель освоения дисциплины – обеспечить знание актуальных тенденций развития ТЭК мира и России и сформировать компетенции по разработке государственной энергетической политики и программ деятельности компаний ТЭК. Первый этап курса посвящен анализу отдельных отраслей мирового ТЭК: нефтяной, газовой, угольной отраслей, а также электро- и теплоэнергетики. Изучается институциональная и техническая эволюция каждой отрасли, рассматриваются основные участники соответствующих отраслевых рынков, механизмы их взаимоотношений и ключевые вызовы для будущего развития отраслей. После этого отдельно рассматривается ТЭК России как целостная система с учетом его роли в национальной экономике, обсуждаются основные актуальные проблемы государственной энергетической политики России и развилки дальнейшего развития каждой отрасли. В дополнение к этому исследуется влияние экспортно-сырьевой специализации на особенности развития национальной экономики с учетом концепции «ресурсного проклятия» и путей его преодоления
Экономика труда - 2 / Labour economics - 2
Цель освоения дисциплины: научить студентов выполнению анализа социально-трудовых отношений и функционирования рынка труда с применением знания английского языка. Основные задачи курса: познакомить студентов с классическими и современными концепциями, теориями и моделями развития рынка труда и трудовых отношений; научить методологии анализа трудового поведения работодателей и работников; познакомить с отечественным и зарубежным опытом регулирования рынка труда и трудовых отношений; обучить аналитической работе, направленной на анализ, прогнозирование развития и регулирование рынка труда и трудовых отношений.
Экономическая демография
В рамках курса студенты получают представление о важности и инструментах для учета факторов естественного движения населения и миграции при проектировании мер экономической политики. Дисциплина включает в себя разделы, посвященные предмету и методу экономической демографии, источникам экономико-демографической информации, влиянию динамики численности населения и демографических структур на экономический рост, экономике рождаемости и смертности, миграции, а также методам оценки результативности и эффективности социально-демографической политики
Экономическая политика и развитие человеческого потенциала
Дисциплина направлена на усвоение студентами теоретических знаний, а также компетенций в области разработки экономической политики, сопряженной с развитием различных аспектов человеческого потенциала, умений их использовать в научной и практической работе по реализации задач развития человеческого потенциала в целях повышения эффективности экономической политики. В рамках курса рассматриваются вопросы, связанные с человеческий потенциал в контексте стратегии развития экономики и экономического роста, концепцией человеческого развития, вопросы здоровья и образования, а также практические аспекты выработки комплексной политики по развитию человеческого потенциала.
Бобылев Сергей Николаевич
Калабихина Ирина Евгеньевна
Разумова Татьяна Олеговна
Телешова Ирина Георгиевна
Широв Александр Александрович
Эченикэ Владимир Хосе
Ястребова Ольга Константиновна
Рабочая программа учебной дисциплины
Экономический анализ регулирования глобальных рынков
На вводных занятиях курса рассматриваются основные характеристики современного этапа глобализации и ее исторические стадии. Первый этап курса посвящен теоретическому анализу механизмов глобального регулирования. Изучается эволюция теорий глобальной политической экономии во второй половине XX и начале XXI веков. Параллельно рассматриваются подходы новой институциональной экономической теории к анализу международных отношений. На базе этих исследований в конце первого этапа студентам предлагается обобщенный методический инструментарий для прикладного анализа и проектирования институтов регулирования международных экономических отношений. Второй этап курса посвящен изучению прикладных институциональных проблем ряда сфер мировой экономики, в том числе мировой финансовой системы, механизмов размещения производства и перемещения рабочей силы, обеспечения международной торговли, защиты конкуренции на мировой арене, перехода к устойчивому развитию. Для каждой из этих сфер проводится анализ действующих институтов и обозначаются перспективы их развития.
Экономический рост в многоуровневой российской экономике
Цель освоения дисциплины: повысить уровень знаний по особенностям и факторам экономического роста, связанным с масштабами бизнеса, структурным и институциональным ловушкам крупнейшего, крупного, среднего и малого бизнесов, и сформировать навыки систематизации результатов научных исследований для разработки предложений по развитию государственного регулирования и стратегического планирования направленных на функциональное равновесие в неоднородной экономике. Краткое содержание дисциплины: Обоснование актуальности теории качественных и массовых ресурсов для анализа институционально-неоднородной российской экономики. Использование категории институциональная рента для объяснения процессов расслоения экономики по уровням и доминирования между уровнями. Выявление особенностей поведения конкретных секторов и рынков в многоуровневой экономике. Влияние разграничения по уровням на экономические показатели секторов. Логика эволюции и перспективы трансформации сложившейся многоуровневой модели российской экономики.
Эмпирический анализ отраслевых рынков
Цель освоения дисциплины – сформировать представление о количественных методах, которые применяются при анализе рынков. Курс посвящен эмпирическому анализу отраслевых рынков или New Empirical Industrial Organization. В рамках курса рассматриваются структурные эконометрические методы, которые можно использовать для анализа отдельных рынков. Курс охватывает методы оценки спроса, издержек фирмы, моделирование входа на рынок, а также подходы к идентификации неконкурентного поведения
Ионкина Карина Александровна
Маркова Ольга Анатольевна
Морозов Антон Николаевич
Федоров Сергей Игоревич
Рабочая программа учебной дисциплины
Этика: приложения для государственного управления
Курс знакомит студентов с основными этическими и политическими вопросами, с которыми сталкивается госуправление, учит идентифицировать их в современном дискурсе, и предоставляет аналитические и профессиональные компетенции для участия в нем. В частности, затрагиваются вопросы соотношения частного, общественного и государственного и их защиты; идеологию прав человека и конфликтующих с ней концепций; допустимости вмешательства государства – а также инструментов и пределов такого вмешательства – в экономическое, социальное, семейное поведение индивидов; властных, экономических, интеллектуальных иерархий, охватывающих жизнь человека, и их взаимодействия. Особое внимание уделяется неэкономическим основам экономической политики, и тому, как экономисты могут их понимать, интерпретировать и взаимодействовать с ними. Содержание работы в ходе курса распределено между чтением текстов и обсуждением кейсов из современной практики госуправления.