«Высокая вовлечённость родителей положительно связана и с амбициями школьников получать высшее образование, и с их фактическими шансами поступления в вуз». Елизавета Худокормова выступила на международной конференции исследователей высшего образования
Елизавета Худокормова, студентка программы «Поведенческая экономика и институты», представила результаты исследования «Роль родительской вовлеченности в образовательной мобильности российских школьников» на XVI Международной конференции исследователей высшего образования в Высшей школе экономики.
«В исследовании на данных лонгитюдного проекта «Траектории в образовании и профессии (ТрОП)» удалось показать, что роль родительского участия в образовательных траекториях школьников выходит за рамки привычного влияния через семейный доход и уровень образования. Социально-экономический статус семьи считается главным предиктором выбора образовательной траектории, а родительская вовлечённость лишь коррелирует с ним. Но построенный индекс, включающий и эмоциональную поддержку, и участие в учебном процессе, демонстрирует самостоятельный вклад в образовательные успехи школьника. Высокая вовлечённость родителей положительно связана и с амбициями школьников получать высшее образование, и с их фактическими шансами поступления в вуз.
Эффект при этом неоднороден. Для подростков из семей с низким социально-экономическим статусом высокая вовлечённость родителей в большей степени связана с продолжением обучения в 10-м классе — в литературе это называется эффектом компенсации. Но при фактическом переходе в вуз дополнительное преимущество от высокой вовлечённости сильнее выражено у школьников из более обеспеченных и образованных семей, то есть наблюдается уже накопительный эффект
Другими словами, повседневное участие и эмоциональная поддержка родителей важны, хотя система высшего образования продолжает воспроизводить неравенство через требования, выходящие за рамки обычных семейных практик».
21 ноября 2025