Результаты исследования компетенций студентов 3-4 курсов ЭФ МГУ 2022
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Исследование компетенций («Карьерный марафон 2022») - ежегодное мероприятие для студентов старших курсов направлений «Экономика» и «Менеджмент» бакалавриата экономического факультета МГУ. В 2022 году исследование включало в себя два этапа:
- тесты способностей - на оценку уровня вербальных и числовых способностей,
- видеоинтервью - на оценку компетенций студентов (системное мышление, лидерство, убеждение и влияние, принятие решений, эмоциональный интеллект).
Исследование 2022 года было направлено на проверку гипотезы, сформированной в результате исследований 2020-2021 года, а также анализа результатов центров оценки компетенций студентов 1-4 курсов Менеджмента за 2017-2021 гг., о влиянии дистанционного формата обучения на способности и компетенции студентов. К участию в исследовании 2022 года были приглашены студенты 3 курса направления «Менеджмент».
Выборка 2022 года представлена 132 (+474% к 2021 году) студентами 3 курса направления Менеджмент. Из них: студенты-граждане Российской Федерации – 111 человек; иностранные студенты – 21 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ
Результаты тестов числовых способностей показывают, что уровень числовых способностей иностранных студентов незначительно ниже, чем у остальных студентов с 3-го курса Менеджмента. По сравнению исследованием 2021 года, средний уровень числовых способностей студентов 3-го курса Менеджмента снизился на 5 баллов.
Уровень вербальных способностей иностранных студентов ниже, чем у остальных коллег с 3-го курса. По сравнению с исследованием 2021 года, средний уровень вербальных способностей студентов 3-го курса Менеджмента снизился на 10 баллов.
Снижение результатов тестов способностей наблюдается и у 2017 года набора: результаты студентов Менеджмента в 2020 году (3 курс) выше, чем в 2021 году (4 курс).
Аналогичная ситуация наблюдается на направлении Экономика, но только относительно числовых способностей, также стоит отметить, что снижение результатов студентов Менеджмента значительнее, чем студентов Экономики. По результатам вербальных способностей у студентов Экономики 2017 года набора наблюдается обратная ситуация: результаты 2021 года (4 курс) выше результатов 2020 года (3 курс).
Если сравнивать результаты 2018 года набора (только статика, без динамики), можем говорить о том, что результаты числовых способностей студентов Экономики значительно выше, чем студентов Менеджмента, как и результаты вербальных способностей, однако в этом случае разница не такая значительная.
Также стоит обратить внимание на результаты тестов способностей разных лет набора на одном “срезе” - 3 курс. На графике видно, что каждый последующий год набора (начиная с 2017) показывает результаты ниже, чем предыдущий, как по числовым, так и по вербальным способностям. Возможные причины такой ситуации:
- разный уровень студентов на “входе”,
- влияние дистанционного формата обучения, как в школе, так и в вузе.
Эти гипотезы косвенно подтверждаются результатами центров оценки компетенций, по которым 2021 год набора показал самые низкие результаты за последние три года.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВИДЕОИНТЕРВЬЮ
119 учащихся 3 курса направления “Менеджмент” (90% от всех участников, прошедших тесты способностей) прошли видеоинтервью, которое оценивалось по 5 параметрам: системное мышление, лидерство, убеждение и влияние, принятие решений, эмоциональный интеллект: студенты – граждане РФ – 100 человек, иностранные студенты – 19 человек.
По результатам видеоинтервью по компетенциям иностранные студенты направления «Менеджмент» показали себя хуже, чем остальные студенты потока (средний балл иностранных студентов - 5,5, российских - 14,95). Возможно, это обусловлено тем, что:
- иностранные студенты до 2022 года не принимали участия в таких форматах активностей,
- у иностранных студентов ниже уровень владения языком (компетенция коммуникации), что также подтверждают результаты тестов способностей.
47% иностранных студентов не справились с заданиями на видеоинтервью и получили 0 баллов. Среди студентов-граждан РФ с заданиями не справились лишь 2 % участников.
- Системное мышление. Средняя оценка компетенции у студентов-граждан РФ (3,01) оказалась выше, чем аналогичный показатель у иностранных студентов (1,37). 47% иностранных студентов и 2% студентов-граждан РФ не смогли проявить данную компетенцию в своих ответах на вопросы.
- Убеждение и влияние. Иностранные студенты показали результат ниже среднего: средняя оценка составила 0,97, показатель студентов - граждан РФ – 3, при средней - 2,67.
- Эмоциональный интеллект. Иностранные студенты показали результат ниже среднего 1,82 при средней 3,5, у студентов-граждан РФ - 3,82.
- Лидерство. И Студенты-граждане РФ (2,08), и иностранные студенты (0,26) показали низкие результаты в заданиях по этой компетенции - средний балл 1,79. 35% студентов-граждан РФ и 84% иностранных студентов не смогли выполнить задания, где необходимо было проявить лидерские способности.
- Принятие решений. Наблюдается более высокое проявление данной компетенции у студентов граждан-РФ: 3,07 при среднем значении 2,75.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Результаты числовых и вербальных способностей в 2022 году оказались ниже результатов 2021 года. Студенты-граждане РФ показали более высокие результаты, чем иностранные студенты; как по числовым, так и по вербальным способностям иностранные студенты продемонстрировали результаты ниже среднего. С каждым годом уровень компетенций студентов 3 курса уменьшается, что демонстриурется на всех графиках.
По итогам оценки компетенций на основе видеоинтервью студенты-граждане РФ показали более высокие результаты, чем иностранные студенты (47% иностранных студентов не справились с заданиями, что с высокой вероятностью связано с языковым барьером).
Авторы исследования: Ирина Суслова, Ангелина Говорова.
- По результатам исследования был подготовлен доклад на Ломоносовских чтениях 2022 "Влияние дистанционного обучения на образовательные результаты студентов бакалавриата в условиях пандемии COVID-19" >>
- Результаты исследования компетенций 2020 >>
- Результаты исследования компетенций 2021 >>
Учебно-научная лаборатория "Проект МАХ" благодарит партнеров из КПМГ и VCV за предоставление платформ и помощь в реализации исследования.
Проект МАХ
17 апреля 2022