Eng

Результаты исследования компетенций студентов 3-4 курсов ЭФ МГУ 2021

Результаты исследования компетенций студентов 3-4 курсов ЭФ МГУ 2021

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Исследование компетенций («Карьерный марафон 2021») - ежегодное мероприятие для студентов старших курсов направлений «Экономика» и «Менеджмент» бакалавриата экономического факультета МГУ. В 2021 году исследование включало в себя три этапа: 

  1. тесты Кейрси - на определение типа темперамента,
  2. тесты способностей - на оценку уровней вербальных и числовых способностей,
  3. видеоинтервью - на оценку компетенций студентов (лидерство, аналитика, убеждение и влияние, принятие решений, работа в команде, самоорганизация, управление эмоциями, коммуникация, ответственность).

В исследовании приняли участие 76 (+23% к 2020 году) студентов 3 и 4 курса бакалавриата экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Из них 42 (+83%) студента направления «Экономика» и 34 (-13%) студента направления «Менеджмент». 

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ

В рамках исследования участники проходили вербальный и числовой тесты. Тестирование прошли 62 участника исследования (82% от всех участников). Тесты оцениваются по 100 балльной шкале. Пунктирной линией обозначен средний уровень результата по каждой метрике оценивания.

Уровень числовых способностей студентов направления «Экономика» стабильно высокий, выше 70 баллов, и выше для 4-го курса по сравнению с 3-им. В 2021 году результаты теста на числовые способности ниже результатов 2020 года, где экономисты показывали уровень выше 90 баллов, а менеджеры выше 65 баллов.

Результаты теста на вербальные способности студентов направления «Экономика» выше среднего по выборке, уровень способностей выше на 4 курсе по сравнению с третьим. На направлении «Менеджмент» наблюдается обратная картина: результаты теста на вербальные способности на 4-м курсе ниже, чем на третьем, что согласуется с результатами, полученными в 2020 году: третий курс показывал более низкие результаты по сравнению с другими. Аналогично тесту на числовые способности средний показатель 2021 года ниже, чем в 2020 году.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

66 участников (87% от всех участников) исследования прошли видео-интервью, которое оценивалось по 9 параметрам: лидерство, аналитика, убеждение и влияние, принятие решений, работа в команде, самоорганизация, управление эмоциями, коммуникация, ответственность. Кроме того, интервьюеры давали подробный комментарий по каждому интервью. Каждый из 9 параметров оценивался по 5 балльной шкале. Также была составлена средняя оценка по результатам оценки всех компетенция. Студенты направления «Менеджмент» показали себя в среднем лучше, чем студенты направления «Экономика», что обусловлено тем, что на направлении есть проект MAX, участники которого проходят ежегодный ассессмент и учатся проявлять компетенции. Особенно разница заметна на 3-м курсе, к 4-му курсу оценки компетенций студентов разных направлений выравниваются.

В целом студенты направления «Менеджмент» как на 3-м, так и на 4-м курсе показали более высокое развитие компетенций по сравнению со студентами направления «Экономика». Большинство компетенций в среднем проявлено на высоком уровне, выше 3.5 баллов. Согласно результатам оценки наиболее низкий уровень проявления компетенций лидерство и аналитика. Для первой компетенции – это свойственно, так как не все делают упор на развитие лидерских качеств. Низкая оценка компетенции аналитика может быть обусловлена тем, что эту компетенцию в целом сложно исследовать в формате видеоинтервью. В 2021 году в среднем уровень всех компетенций был оценен ниже, чем в 2020 году, что может быть также связано с общей когнитивной усталостью участников, связанной с дистанционным обучением.

На высоком уровне проявлены компетенции коммуникация (4.3), работа в команде (4.1), самоорганизация (4.1), управление эмоциями (4.1) и ответственность (4.0). Такой набор проявляемых на высоком уровне компетенций может быть связан с переходом к дистанционному обучению, так как в первую очередь этот переход потребовал усовершенствования навыков коммуникации, в том числе и в виртуальном пространстве.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ КЕЙРСИ

Тесты Кейрси прошли 72 участника (95% от всех участников). Результатом тестов является одна из двух характеристик по каждому из пунктов оценки.      Для анализа каждой из букв было присвоено числовое значение 1 для первой, 2 для второй. После чего рассчитывалось среднее по выборке и по отдельным курсам/направлениям. Чем ближе полученное число к единице, тем сильнее преобладает среди участников тип 1.

Среднее значение, которое получено по показателю ориентация сознания 1.3, этот показатель говорит о том, что среди студентов-участников преобладает тип E, ориентация сознания наружу, его демонстрируют 70% респондентов. Притом показатели различаются между направлениями: на направлении «Экономика» процент участников с типом E ниже (средний показатель 1.4), а на направлении «Менеджмент» выше (средний показатель 1.2). 

По способу ориентировки в ситуации среди студентов незначительно преобладает тип S, ориентировка на материальную информацию, средний показатель 1.4. Различий между студентами разных направлений не наблюдается, но есть некоторое увеличение среднего показателя до 1.5 на 4-м курсе, где уже больше студентов начинает ориентироваться на интуитивную информацию.

Основой принятия решений для большей части студентов (показатель 1.4) является логическое взвешивание альтернатив. Притом доля студентов, которые руководствуются логикой на направлении «Экономика» незначительно выше, чем на направлении «Менеджмент». 

Подавляющее большинство студентов предпочитают рационально планировать и заранее упорядочивать информацию перед тем, как принимать решение, средний показатель 1.1.  Этот результат устойчив и не изменяется в зависимости от направления подготовки или курса.

Наиболее часто встречающиеся среди участников типы темпераментов: 

специфические для направлений:

Специфических темпераментов для участников с направления «Менеджмент» не выявлено.

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Показатели тестов способностей связаны между собой положительно: если результат по одному тесту высокий, то и по второму вероятно от будет высоким, проявление различных компетенций положительно связаны между собой: если студент проявляет одну компетенцию хорошо, то вероятно и другие он проявит хорошо, что может быть связано с методологией оценки компетенций по видео-интервью. Также есть положительная значимая связь между разными характеристиками типов темперамента на основе тестов Кейрси. 

Кроме корреляций внутри групп показателей наблюдается несколько интересных связей между результатами теста Кейрси и проявлением компетенций. Если человек склонен к ориентации сознания наружу и при принятии решений руководствуется логическим взвешиванием альтернатив, то он с некоторой вероятностью получит более высокую оценку проявление компетенции принятие решений. Также у тех, кто при принятии решений руководствуется логическим взвешиванием альтернатив выше показатели проявления компетенций аналитика и убеждение, и влияние. 

 ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Студенты направления «Экономика» показали более высокие результаты по тестам на вербальные и числовые способности по сравнению со студентами направления «Менеджмент». Это объясняется спецификой набора на программы, наличием бюджетных мест и более высокого конкурса на направлении «Экономика» в момент поступления студентов 3-4 курсов. В то же время средний уровень оценок по тестам способностей ниже уровня, демонстрируемого теми же курсами студентов в 2020 году. 

По итогам оценки компетенций на основе видео-интервью студенты направления «Менеджмент» показывают более высокие оценки развития компетенций на обоих курсах. Оценка всех компетенций в среднем снизилась по сравнению с оценками 2020 года. Наиболее низкие оценки по компетенциям лидерство и аналитика, наиболее высокие по компетенциям коммуникация (4.3), работа в команде (4.1), самоорганизация (4.1), управление эмоциями (4.1) и ответственность (4.0). Студенты обоих направлений показывают высокий уровень развития гибких навыков (выше 3.5 баллов), оцененных при помощи видео-интервью.

Корреляционный анализ показывает наличие связей внутри групп оцениваемых параметров, а также связь между характеристиками темперамента и компетенциями аналитика, убеждение и влияние, принятие решений.


Авторы исследования: Ирина Суслова, Александра Москалева, Алина Малышева, Полина Обухова.

Учебно-научная лаборатория "Проект МАХ" благодарит партнеров Кристину Павленко (Talent Acquisition & Internal Communications Manager, Fererro) и Александру Левицкую (Head of Global Growth&Marketing в VCV.AI) за предоставление платформ и помощь в реализации исследования.

Ознакомиться с результатами исследования компетенций студентов 2-4 курсов ЭФ МГУ 2020 >>

Проект МАХ
17 апреля 2021