Eng

Рекомендации по итогам международной научной конференции "Ломоносовские чтения – 2024"

Рекомендации по итогам международной научной конференции "Ломоносовские чтения – 2024"

18 апреля 2024 года в рамках Международной научной конференции «Ломоносовские чтения – 2024» прошла секция кафедры философии и методологии экономики «Человек и общество в фокусе экономики: методологические основания и проблемы».

Ссылка на фотографии с мероприятия

В работе секции приняли участие 13 человек. Секция состояла из трех тематических блоков (сессий):

1) Человеческий и социальный капитал России: теоретико-методологические основания – на этой сессии обсуждались принципы и идеи, лежащие в основе современных теорий человеческого и социального капитала, а также актуальные проблемы, связанные с формированием человеческого и социального капитала в современном обществе.

2) Человек и общество: новые вызовы и возможности в цифровой экономике – в рамках данной сессии были представлены доклады, посвященные влиянию развития цифровой экономики и искусственного интеллекта на человеческий капитал и общество в целом.

3) Социально-экономическая политика России как фактор развития человеческого и социального капитала – доклады на этой сессии касались конкретных социально-экономических проблем формирования человеческого и социального капитала России. 

На заседании секции были сформулированы следующие рекомендации:

1.      Современные теоретико-методологические основания формирования человеческого и социального капитала связаны, с нашей точки зрения, прежде всего с идеей взаимодействия. С философской точки зрения взаимодействие – это процесс воздействия разных сил, сторон, объектов, явлений друг на друга, раскрывающий их взаимообусловленность. В контексте процесса формирования человеческого и социального капитала такими взаимодействующими сторонами или объектами этого процесса выступают человек и организация (например, фирма), человек и институты (государство, семья, доверие и т.д.), человек и человек/общество. Рассматривая развитие человеческого и социального капитала как процесс и результат взаимодействия, можно обнаружить как системные провалы в этой области, так и точки роста, причем на разных уровнях – индивидуальном, социальном, государственном, межстрановом и т.д. Опора на идею взаимодействия обеспечивает возможность комплексного подхода к решению проблем, возникающих в процессе формирования и развития человеческого и социального капитала.

2.      Следует подчеркнуть важность института доверия, которое оказывает значительное влияние на снижение трансакционных издержек при формировании человеческого и социального капитала. Доверие необходимо на всех уровнях социальной жизни: без него невозможно осуществлять взаимодействие, особенно если стороны последнего занимают противоположные или даже просто различные мировоззренческие позиции, находятся на разных ступенях социальной иерархии. 

3.      В формировании человеческого и социального капитала существенную роль играет креативность как характеристика личности, компетенция, которая позволяет человеку создавать идеи или решать задачи новаторским, нестандартным путем. С нашей точки зрения, анализ креативности как составляющей человеческого и социального капитала должен быть направлен на выявление совокупных причин и условий ее формирования, понимание историко-культурного и ценностного контекста креативности, исследование роли ее индивидуальной и социальной составляющей.

4.      В качестве конкретных рекомендаций, сформулированных во время проведения секции, мы предлагаем следующие: 1) Рассматривая университет как место формирования и развития человеческого и социального капитала, имеет смысл на всех уровнях организации процесса обучения поддерживать институт доверия. Например, если мы говорим об отношениях между преподавателем и студентом, здесь необходима ориентация на диалог и равноправное сотрудничество, исходить из презумпции невиновности по отношению к студентам и высоких профессиональных требований преподавателей по отношению к себе. Так, проверку на плагиат студент должен проводить сам, чтобы избежать непредумышленных повторов, а анкетирование студентов должен организовывать сам преподаватель, и анкетирование не должно быть анонимным. 2) При анализе роли искусственного интеллекта (ИИ) в развитии человеческого и социального капитала необходимо рассматривать эту роль комплексно, уделяя внимание как положительным, так и отрицательным аспектам этого влияния. С одной стороны, ИИ снижает человеческий и социальный капитал населения, предлагая легкие способы работы с информацией и создания контента, в том числе в сфере науки и образования. Мошенники, использующие ИИ, эксплуатируют низкую финансовую и правовую грамотность населения, его недоверие власти. Компании применяют технологии ИИ для поведенческого дизайна и управления потребительским выбором. С другой стороны, ИИ – это источник новых способов обработки и анализа информации и создания контента, он дает возможность сэкономить силы для более творческих задач и даже является причиной появления новых профессий, например, связанных с чатом GPT. 3) Развитие отраслей социальной сферы, формирующих и развивающих человеческий и социальный капитал, должно ориентироваться на качество его формирования в сфере здравоохранения, образования и воспитания, культуры и спорта. Для успешного решения задач в этой сфере средняя зарплата работников бюджетного сектора социальной сферы должна быть не ниже средней в региональной экономике, а у врачей, научных и педагогических работников – в два раза выше средней в регионе. Это требует повышения уровня общественного финансирования ведущих отраслей социальной сферы РФ – образования и здравоохранения – до 5% ВВП.

Филимонов И.В.
17 мая 2024