Эволюция экономической науки в XX веке
Факультатив «Эволюция экономической науки в XX веке»
Бакалавриат, направление «Экономика», 5 семестр
Автор и преподаватель:
к.э.н., доцент кафедры ИНХиЭУ, И.Г.Чаплыгина
Научный консультант и преподаватель:
к.э.н., доцент кафедры ИНХиЭУ, Е.Н.Калмычкова
Курс предназначен для студентов, интересующихся экономической теорией и теоретическими основами экономической политики. Задача курса – осветить ключевые аспекты развития экономической науки в XX веке, изменение аксиоматики и трансформации метода, вскрыть истоки формирования современных научных школ, обсудить важные теоретические дискуссии XX века и влияние теорий на характер проводившейся экономической политики.
Курс начинается с обзора основных этапов развития экономической мысли и фундаментальных изменений в предмете и методе, которые отличают экономическую мысль XX века от теорий XIX века (количественный анализ, динамический анализ, денежный характер моделей, трансформация функций государства и т.д.). Далее обсуждается эволюция школ и направлений – понятие неоклассики, ее судьба в XX веке, виды кейнсианства, трансформация институционализма, возникновение новых школ (монетаризм, неоавстрийская школа, эволюционная экономика, теория общественного выбора, экономика и право, поведенческая экономика и т.д.). В ходе изучения эволюции структуры научных школ рассматриваются важные теоретические дискуссии, выявившие различие этих школ и повлиявшие на их судьбу. Отдельное внимание уделяется научным объединениям, оказавшим влияние на развитие науки, таким, например, как Комиссия Коулза, Американское эконометрическое общество или общество Мон Пелерин. Определяются ключевые характеристики университетских школ – Кембриджская, Варшавская, Гарвардская, Чикагская, Вирджинская и т.д.
Отдельная тема курса – эволюция взглядов на роль государства в экономике и способность рыночного механизма эффективно выполнять экономические задачи. В рамках этой темы анализируется эволюция аргументов в пользу или против вмешательства государства, а также связь теоретических школ и направлений экономической политики (стокгольмская школа и шведский социализм, виды кейнсианства и кейнсианская политика, институционализм и французский дирижизм, ордолиберализм и модель социального рыночного хозяйства, монетаризм и рейганомика/тетчеризм).
При достаточной подготовке студентов на обсуждение выносится эволюция отдельных экономических концепций– эволюция микроэкономических моделей, этапы эволюции макроэкономических моделей, этапы трансформации теорий роста, эволюция понятия капитал, современные его виды и их учет в моделях роста, судьба теории общественного благосостояния и т.д.Также дается экскурс в эволюцию методов экономической науки в XX веке, влияние развития смежных наук и форм междисциплинарных исследований.
Форма проведения занятий – лекции-дискуссии.
В качестве самостоятельной работы студентов предполагается чтение дополнительной литературы для подготовки к дискуссиям и закрепления уже обсужденного материала, а также проведение одной исследовательской работы и защита результатов исследования в виде доклада с презентацией.