ВАРМСУ совместно с Минстроем России провели вебинар «Главные улицы маленького города: проблемы, возможности, результаты»
Александр Панин, директор Центра геодемографии и пространственного развития МГУ им. М.В. Ломоносова, принял участие в вебинаре «Главные улицы маленького города: проблемы, возможности, результаты». Главные тезисы:
Как сформировать престиж центральных улиц малого города? Мне давно хотелось, чтобы этот разговор вышел из чисто экспертного поля в управленческий и проектный контекст. И это происходит!
Центральные улицы обладают высоким социальным, экономическим, символическим капиталом, который обычно называют престижем или репутацией. Конечно, высшая оценка городской локации складывается из оснащенности социальной и транспортной инфраструктурой, качества жилья, эстетики природных и архитектурных ландшафтов, близости объектов власти и бизнеса и т.д. Центр малого города при всем многообразии текущих проблем — особый драйвер новой экономики, и с него, как правило, начинаются большие изменения. Подчеркиваю, что осмыслить центр означает повысить узнаваемость, в том числе туристическую, увеличить долю МСП и дать новый импульс в развитии.
Главный вызов даже не архитектурный и не градостроительный, нам необходимо строить честный диалог с собственниками и жителями. Если мы делаем не просто благоустройство, а функциональное наполнение улиц, то должны понимать, кто и зачем там располагается, какие буду эффекты. Нужно договариваться с бизнесом, креативным классом, который, например, займёт первые этажи. Пусть это сложно, но обязательно!
Важная проблема: морфология застройки (не считая исторические города и поселения, где априори есть потенциал формирования «буржуазного уюта»). Советская, микрорайонная застройка часто не позволяет сгенерировать качественный трафик. Нужно думать и предлагать решения.
Недавний наш кейс, зашитый в мастер-план Северобайкальска: с помощью стилобатов, единого уличного фронта формируется новое узнаваемое лицо центра с набором эстетических качеств и новых экономических функций. Именно бизнес здесь выступает бенефициаром развития Ленинградского проспекта, ведущего к Байкалу. Ясно, что таким образом создаётся репутационное давление, которое меняет пространственные сценарии жителей и туристов.
Материалы и запись семинара здесь.
19 июня 2024