Российская креативная неделя — Урал. Панельная дискуссия «Креативные индустрии — битва за человеческий капитал»
По опросу ВЦИОМа 51% совершеннолетних граждан страны живут не в том населенном пункте, где родились. Для городских экономик отъезд трудоспособного населения (и особенно молодёжи) означает не просто снижение потенциальных темпов роста, а в прямом смысле демографическое опустынивание – за последние 30 лет численность населения сократилась примерно в 80% городов России согласно Всероссийской переписи населения.
Малые, средние и крупные города, несмотря на отрицательную демографическую и миграционную динамику, обладают особым средовым и креативным потенциалом, способным менять негативные тренды. Но как, если в России пока нет устоявшихся традиций демографического измерения креативной экономики и её территориального планирования. При том совершенно очевидно, что её основа — это люди. Ключевой вопрос заключается в особенностях оценки креативных индустрий – сколько их/нас, кто они, какие они и, наконец, где они?
Главные тезисы:
Модератор – Александр Панин, директор Центра геодемографии и пространственного развития МГУ имени М.В. Ломоносова, управляющий партнер Картфонда. Известный экономгеограф и основатель «советской районной школы» Николай Баранский в 50-60-е годы прошлого века часто говорил в отношении проблем пространственного планирования СССР: «Человека забыли». Сегодня задача новой экономики – трансформация творческого потенциала в креативный капитал. Поэтому «Забыть человека» или не понять его потребности в конкретном городе означает остановить его развитие и ускорить темпы депопуляции. На Урале сформировалась особая горнозаводская цивилизация, в основе которой лежит культура труда. Промышленные города с богатым наследием активно переосмысливают себя и формируют новые роли. Пример Сысерти, Магнитогорска и региональных столиц Урала показывает, что промышленные территории становятся вначале креативными, а потом и миграционно привлекательными. Поэтому предложил спикерам порассуждать о том, как с помощью креативных индустрий можно формировать человеческий и социальный капитал в территориях.
Юлия Талалайкина, заместитель директора Департамента стратегических проектов Минстроя России. Городская среда — фактор новой экономики. Когда мы говорим, что доля МСП в России должна быть выше 20%, то надо понимать, что именно его представители наиболее требовательны к качеству горсреды. Парикмахерские, рестораны, ритейл, туристические услуги предпочитают благоустроенные и хорошо проходимые локации. Прекрасные примеры Дербента, Кисловодска и Грозного показывают, как благоустройство в связке с историческим и этнокультурным контекстом территорий увеличивает турпоток и долю занятых. Это здорово! Мы видим, какими темпами развивается креативная экономика в городах и, в том числе, малых – арт-кластеры, гастрономия, мода и дизайн, IT и многое другое. И эта экономика нуждается в особой средовой и социальной настройке города. Как мы любим говорить: «нужно создавать места, где будет гнездиться креативный класс». Хорошие примеры малых городов – Сысерть, Сатка, Юрьевец и многие другие. Большую работу здесь проводит Минстрой России в рамках Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Именно креативные индустрии создают устойчивость городской экономики и формируют новые рабочие места. Здесь исключительно важное место занимают витрины и активные фасады зданий, требования к которым надо переосмыслить и научиться их создавать на принципиально другом уровне как с функциональной, так и с эстетической точки зрения.
Иван Куцевляк, заместитель Губернатора Челябинской области. Креативные индустрии можно и нужно развивать как бизнес, а государству заниматься акселерацией этих направлений как бизнеса. Мы сами по части экономического блока выбрали в качестве базовой организации Агентство международного сотрудничества. Для таких экспертов выводить новые продукты/организации – привычное дело. А ещё есть «Мой бизнес», они готовы оказывать креативному классу как финансовую, так и нефинансовую помощь. Креативные индустрии сами по себе – это интересно, но ещё и удобно, например, IT. И нужно искать способы помогать им развиваться.
Юлия Петренко, заместитель директора Центра пространственного развития. Креативный класс — это прежде всего те, кто производит свою продукцию для креативной экономики. Исследования показали, что 60% ежедневного активного времени человек пользуется продуктами и сервисами креативной экономики. Современная кризисная ситуация отрабатывает большой потенциал для развития креативных индустрий как в России в целом, так и в её округах и регионах. Но для этого требуются инструменты. Необходимо создавать образовательные центры в сфере основных управлений креативных индустрий, специальную инфраструктуру со специализированными сервисами. Нужны локации, которые позволяют объединить креативный класс, для того, чтобы люди обменивались своим опытом, идеями, самореализовывались, находили поддержку властей, привлекали инвестиции.
Витта Владимирова, директор ООО «СоциалБизнес Групп». Сегодня много говорится о барьерах при формировании креативного капитала в городах, а вот уклад жизни — это барьер или потенциал для развития? Конечно потенциал, но чтобы его раскрыть, его нужно понять. Особенно если мы говорим про уклад жизни здесь, на Урале и в Челябинске. Развернувшаяся в стране большая работа по созданию мастер-планов городов должна учитывать сложившийся уклад жизни территорий. Мы не должны смотреть на город «фасеточным зрением» –видеть отдельно в одном случае здания, сооружения, линейные объекты, элементы благоустройства, малые архитектурные формы. Потому что всё это наполнено жизнью, а уклад жизни – это целостная вещь. Мы живем, у нас есть быт, дом, труд, удовлетворение потребностей и так далее. Всё это взаимосвязано. И важный элемент жизненного уклада – это мечта. Тот самый образ будущего для себя, своих детей. А может ли быть мечта у города? По идее, должна быть. Иначе как нам поставить цели для тех самых конкурсов, для программ, как определить, куда нам нужно? Найти ответ на этот вопрос помогут только нетривиальные исследования.
06 мая 2024