Российская креативная неделя — Урал. Панельная дискуссия «Креативные индустрии в индустриальном городе»
Индустриальные города и особенно моногорода столкнулись с потерей экономических функций, заложенных в советском прошлом, что спровоцировало массовый отток жителей, прежде всего, молодежи. Остановить или замедлить этот процесс эксперты предлагают с помощью креативных индустрий: наполнения городов культурными и досуговыми событиями, комфортными местами, точками карьерной самореализации. Креативные индустрии — фактор развития городов с промышленным профилем.
Ключевые тезисы спикеров:
Модератор – Александр Панин, Директор Центра геодемографии и пространственного развития МГУ имени М.В. Ломоносова, управляющий партнер Картфонда. У нас в стране 1230 городов. Половина из них — индустриальные. И это самые сложные территории, которые за последние 30 лет испытали всю тяжесть постиндустриального перехода. Английский индустриальный художник — Лаури Лоренс в середине 20-го века блестяще передал образы промышленного города. Они ироничны! Но во многом стереотипные виды с холстов продолжают жить у нас в голове, и даже в некоторых новых мастер-планах. А ведь нужно посмотреть на такой город иначе, найти балансы между индустриальным прошлым и постиндустриальным будущим? Мы должны строить новую экономику страны и найти способы дать вторую жизнь индустриальным городам!
Игорь Задорин, основатель и научный руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН. Отток населения из индустриального города — проблема, актуальная для 80% территорий страны. Почему люди — и особенно молодёжь — уезжают и главное, почему приезжают в конкретные локации? Мы разработали пирамиду мотивации переезда. В основании критерий банальный — материальный, и это не только про заработок, но и про уровень жизни «не ниже, чем…». Далее — социальный комфорт, когда креативные люди минимизируют затраты на не творческие вещи, окружены единомышленниками. Третий уровень — мотивация за счет того, что «я работаю с нобелевским лауреатом», то есть приобщение к некоторому авторитету. Четвертый — самореализация, достижение уровня мастера, получение собственного имени в творческом процессе. Пятый уровень — вхождение в историю, участие в амбициозных больших проектах, в чем-то таком, что действительно придает очень высокий смысл деятельности. И это самый главный и важный стимул для креативного класса особенно!
Станислав Наумов, Заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике. Законопроект о креативных индустриях, который мы разрабатывали с коллегами, уже принят в первом чтении. Он обеспечивает инструментами муниципальные и региональные власти. Это важно, чтобы именно местное сообщество могло распоряжаться семейными ресурсами, территориальными ресурсами для того, чтобы создавать такую среду, которая, например, создана в инновационном центре Сколково, и успешно работает. Но что для этого нужно еще? Разные налоговые режимы. Сегодня у местных властей нет инструментов оказания поддержки творческим сообществам. Поэтому нужно создать реестр, включив и юридические лица, и индивидуальных предпринимателей. Чтобы представители креативного класса могли получать помощь и искать себе сферу применения.
Дмитрий Барсенков, генеральный директор творческого индустриального кластера «Октава». Надо понимать, что города покидает не то население, которое непосредственно работает на заводах, а их дети и следующие поколения. И для этого молодого поколения, которое хочет какой-то другой жизни, важны два фактора. Первый — это комфортная, красивая, привлекательная среда. Второй — просвещение. Не образование в таком системном ключе, который дают школы и вузы, а просвещение с точки зрения кругозора. В этом смысле как раз растет ценность таких пространств внутри промышленных городов, которые дают этот объем информации людям, дают понимание, что мир большой, глобальный. Что в нем можно найти для себя какие-то новые интересные смыслы.
Марина Маленьких, учредитель, генеральный директор благотворительного фонда «Технология чуда». Креативные индустрии – это не вишенка на торте, это реальный инструмент улучшения качества жизни людей, особенно когда мы говорим об индустриальных или малых городах. Если для столицы креативные индустрии – это дополнительные рабочие места и налоговые поступления, то для промышленных городов это может стать вообще вопросом существования. Наш знаковый проект – фонд «Технология чуда» в городе Новотроицк. Сейчас он является драйверами всех позитивных изменений в городе, в том числе, инфраструктурных.
Артем Кириленко, заместитель главы города Сургута. Сургут — это особый индустриальный город, начиная с его самоопределения и истории. Уже долго здесь существуют такие «тяжелые» проекты, которые дают жизнь городу, и которые, в том числе являются креативными. Более того, мы ежегодно создаем пространства и объекты для самореализации творческих жителей. И вот в процессе общения с креативными индустриями мы выявили такую проблему: у нас очень много талантливой молодежи, которая умеет создавать продукт, но не понимает, как на этом заработать. На помощь приходят продюсеры. Это прослойка людей, которые умеют вывести креативный продукт на рынок и заработать на нём. Но смысл не только в финансовой выгоде, а в формировании смыслов, упаковке, продвижении локального бренда.
Дмитрий Поярков, начальник управления по КСО и бренду «Северстали». Развитием креативных индустрий мы занимаемся очень давно. У нас есть грантовые конкурсы «Череповец, включайся» и «Музей русского Севера», привозим много различных выставок из ведущих музеев, проводим театральный фестиваль «Золотая маска», порт развиваем. Но отток населения продолжается. Но касательно молодёжи, важна среда, дающая свободу самореализации вне карьеры. Решили, что нам нужно создавать Агентство развития творческих инициатив, очень важно и все неформальные движения, и муниципальную культуру каким-то образом объединить так, чтобы они не потеряли свою сущность.
Ян Кожан, руководитель проекта «Лето на заводе». Разве креативный кластер – это просто торговый центр, выкрашенный в фиолетовый цвет? Нет, это фактически бизнес акселератор. Креативные индустрии не для того, чтобы латте был вкуснее, они – окно в глобальный мир, они открывают новые возможности для людей и предприятий на территории. У нас в Сысерти был старинный завод 18 века, как в любом уральском городе. Он стал руиной, но с помощью практического урбанизма мы превратили его в креативный кластер. Сейчас, например, там проводится масштабный фестиваль «Лето на заводе». Но фестиваль – это ярка обертка, а внутри воспитательный, образовательный проект. В этом задумка – привлечь людей, а затем «развить» их, дать объём знаний и понимания. Быть таким хабом – коннектором с миром, мне кажется, очень хорошая функция для чего-то креативного, особенно в малых индустриальных городах.
02 мая 2024