Архив новостей

Новости центра когнитивной экономики ЭФ МГУ

Весной 2015 года в рамках центра когнитивной экономики стартовал проект «Как покупать не покупаясь: маркетинговые приемы и почему они на нас действуют», по итогам которого был записан просветительский курс из восьми видеолекций «Как покупать не покупаясь». В роли организаторов данного курса выступили: Анна Солодухина, к.э.н., преподаватель Экономического факультета МГУ, Вячеслав Дубынин д.б.н., профессор кафедры физиологии животных и человека Биологического факультета МГУ, Наталья Галкина, генеральный директор компании "Нейротренд", Марина Королева, к.б.н., практический психолог. Цель курса заключалась в том, чтобы ответить с научной точки зрения на вопрос, почему люди ведутся на уловки маркетологов и покупают то, что им на самом деле не нужно. В курсе рассказывается, какие биологические потребности и особенности человеческого мозга используют маркетологи, чтобы поменять наше поведение, наши планы и наши желания.

P.S. Все 8 лекций в открытом доступе в интернете, с ними можно ознакомиться в группе в вконтакте: http://vk.com/kakpokypat или на ютубе.

 

В августе 2015 года в исследовательской лаборатории «Нейротренд» состоялась финальная дискуссия по итогам данного проекта. Были рассмотрена такие вопросы, как: Можно ли воздействовать на подсознание? Какие методы могут на него воздействовать? Как они работают? Какие бывают способы продаж финансовых продуктов (займов, микрокредитов, ипотеки, страхования)? Возможен ли «взлом» нашего мозга? Могут ли маркетологи влиять на процесс принятия решений?

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще о событиях 2015 года:

В 2015 году Центр участвовал в образовательной деятельности на факультете, а также в содержательной подготовке, организации и проведении ряда мероприятий, в частности:

 

18 апреля 2015 года был проведен мастер-класс на тему "Поведенческие и когнитивные аспекты государственного управления". Место проведения - Экономический факультет МГУ. Спикер: Сергей Владимирович Лебедев, эксперт в области политического PR и GR.

На мастер-классе были представлены современные психологические технологии управления, применяющиеся в ряде ведущих экономик мира и повышающих качество жизни населения. Во второй части состоялась дискуссия с аудиторией о перспективах применения этих технологий для решения социально-экономических задач в России.

 

23 марта 2015 года состоялся круглый стол на тему потребительских стереотипов и маркетинговых приемов, которые применяются в России: к круглому столу студенты-участники проводили качественное исследование на данные темы. В ходе самого мероприятия выявленные студентами кейсы обсуждались с экспертами (С.Трухачев, Ю.Каденко, С.Студников, Н.Галкина, Р.Кокорев).

 

19 апреля 2015 прошла лекция на семинаре для учителей в рамках Открытого Чемпионата школ по экономике МГУ имени М.В.Ломоносова, проводимого при поддержке Правительства Москвы.

Директор Центра, Анна Владимировна Солодухина, рассказала о новых направлениях в экономической мысли – о поведенческой экономике и нейромаркетинге. На основе своего опыта проведения занятий со старшеклассниками лектор поделилась идеями, как можно интегрировать элементы этих направлений в образовательный процесс в школе. Поведенческие эксперименты в классе, иллюстрирующие рациональный и нерациональный экономический выбор, «полевые» исследования, в частности анализ маркетинговых приемов и уловок, проектирование эффективных экономических и жизненных систем, подбирая оптимальные стимулы и ограничения - вот лишь несколько вариантов, которые позволяют знакомить школьников с экономикой в полезном и интересном формате.

Лекция вызвала большой интерес у учителей. После лекции в кулуарах обсуждались возможности сотрудничества, совместных проектов, а также образовательных программ для школьных учителей по данным направлениям.

Сайт Открытого Чемпионата

 

19 мая 2015 года Центр организовал дискуссию «Стереотипы финансового поведения населения в условиях кризиса» в рамках проекта «Создание институтов социального партнерства на финансовом рынке». Место проведения мероприятия – Экономический факультет МГУ. Вот ссылка на дискуссию.

Центром была проделана следующая работа работа: подготовка материалов, проработка со студентами-участниками дискуссии темы, проблемных вопросов, анализ статистических данных для выявления особенностей поведения населения, их модели реагирования на кризис и т.д.

 

В июле 2015 года состоялся первый набор на магистерскую программу «Когнитивная экономика». Из 70 заявок на программу по результатам экзаменов были отобраны лучшие студенты.

 

 

 

 

 

 

 

2-3 сентября 2015 года в Калининграде прошла вторая межрегиональная научно-практическая конференция «Защита прав потребителей финансовых услуг: ключевые проблемы и пути их решения» для регионов–участников Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», (организаторы: Минфин России, Всемирный Банк, Роспотребнадзор).

На этой конференции директор Центра Когнитивной экономики, Анна Владимировна Солодухина, выступила с докладом на тему «Распространенные потребительские заблуждения и ловушки на финансовом рынке с точки зрения поведенческой экономики». В докладе рассматривались так называемые поведенческие эффекты, которые систематически проявляются в процессе принятия решений потребителей финансовых услуг и порождают нерациональное, невыгодное для себя поведение. Действие и последствия поведенческих эффектов демонстрируются на примере рынка микрофинансовых услуг. Также в докладе поднималась актуальная проблема - все, что нам известно об особенностях когнитивных процессов и работы мозга в целом, говорит о том, что семинары и прочие мероприятия по повышению финансовой грамотности недостаточны для того, чтобы люди не делали ошибок в финансовых решениях, не «попадались» на уловки финансовых организаций, противостояли соблазнам (взять кредит, чтобы купить очередной «писк моды») -  необходимо защищать потребителей дополнительными мерами, в том числе при участии государственных органов.

 

10 октября 2015 года в рамках Фестиваля Науки, 2015 директор Центра, Солодухина Анна Владимировна, выступила с лекцией на тему «Когнитивная экономика: новый подход на стыке с психологией и биологией». На данной лекции обсуждалось, что такое когнитивная экономика? Рассказывалось о том, что это новое научное направление, возникшее на стыке с одной стороны экономики и с другой – психологии и когнитивных наук (в том числе, когнитивной психологии и нейрофизиологии). Отмечалось, что когнитивная экономика обучает анализу, изучению и поиску решений для широкого спектра проблем экономики через призму когнитивных подходов, включая:

  • поведенческий подход, разработанный в направлении поведенческая экономика, получившем Нобелевскую премию и занявшем достойное место как в академической, так и деловой среде;

  • психологический и психофизиологический подходы;

  • нейро-подход, реализуемый в новых перспективных направлениях – нейроэкономике и нейромаркетинге, – открывающих огромные возможности для теоретического развития экономики и работы в практической области.

 Ссылка на данное мероприятие

 

29 октября 2015 года при поддержке центра состоялась форсайт-дискуссия о будущем нейротехнологий в нашей жизни. Организовала это интересное мероприятие и руководила его ходом гуру нашей магистерской программы "Когнитивная экономика" – Наталия Галкина.

С более подробной информацией о данном событии можно ознакомиться на сайте экономического факультета МГУ. Ссылка на форсайт-дискуссию.

 

События 2016 года:

12 февраля 2016 года, в честь Дня всех влюбленных, Центр когнитивной экономики оранизовал лекцию «про любовь и день всех маркетологов». Наши лекторы - биолог Вячеслав Альбертович ДУБЫНИН, профессор Биологического факультета МГУ, и экономист Анна СОЛОДУХИНА, руководитель магистерской программы "Когнитивная экономика" ЭФ МГУ, рассказали о том, что происходит в нашем мозгу в момент влюбленности, о химии любви, и о том, как хитрые маркетологи используют наше желание любить и быть любимыми в своих целях.  На лекции также обсуждались следующие вопросы: 

  • Почему мы влюбляемся? и можем ли не влюбляться?

  • Как мы выбираем, в кого влюбиться, и выбираем ли?

  • Есть ли «любовь с первого взгляда»?

  • Почему девушек так и тянет влюбиться в «плохих» парней?

  • Правда, что любовь живет три года?

  • Почему мы ревнуем?

  • Как рождается привязанность?

  • Почему одни изменяют, а другие хранят верность?

Кстати, лекция о любви была заснята телеканалом Дождь. Так что, если вы пропустили данное мероприятие, но тема любви вам интересна, вот ссылка на видео с лекции «про любовь и день всех маркетологов».

 

В марте 2016 года вышел первый выпуск Дайджеста Отраслевого союза «НейроНет» (компания, созданная для формирования и развития в России рынка НейроНет: http://rusneuro.net/). В нем представлена подборка самых важных новостей, интервью лидеров рыночных направлений и самых интересных публикаций в СМИ об основных событиях НейроНета в 2015 году.
Вот ссылка на Дайджест.
В этом выпуске Дайджеста вы сможете прочитать интервью с Наталией Галкиной, генеральным директором АО "НейроТренд", и по совместительству гуру нашей магистерской программы когнитивная экономика, в котором она рассказала о том, что такое "Эра Digital" и как она незаметно наступила.