Eng

Лаборатория прикладного отраслевого анализа
Applied Industrial Analysis Laboratory

Лаборатория прикладного отраслевого анализа  создана на экономическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова в 2015 году для организации и осуществления научно-исследовательских разработок и проектов в области решения комплексных проблем экономики отдельных отраслей с привлечением внимания со стороны государственных, муниципальных органов власти, бизнес-сообщества и общественности, имеющих высокую научную и практическую значимость.

Лаборатория является отдельным структурным подразделением экономического факультета МГУ и подчиняется декану факультета.

imageРуководство Лабораторией осуществляет Лариса Владимировна Лапидус, доктор экономических наук, профессор экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, директор Центра социально-экономических инноваций экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), директор Центра компетенций цифровой экономики Международной Ассоциации корпоративного образования (МАКО), соразработчик программы и ведущий блока "Цифровая трансформация" Школы технологического лидерства (ШТЛ),эксперт рабочей группы по структурной модернизации экономики и инфраструктурным национальным проектам Общественной палаты РФ, член Экспертно-консультативного совета при Комитете Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока http://larisalapidus.ru. Автор более 100 печатных работ общим объемом более 150 п.л., в том числе учебника «Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией». 

Руководитель научных проектов по заказу ГУП «Московский метрополитен», ОАО «РЖД», ИКБ «Совкомбанк», Департамента социальной защиты населения города Москвы. 

Руководитель программ повышения квалификации:«Эффективный менеджмент транспортной отрасли»; «Passenger rail transport in the context of intermodality: Economics and Management» (на английском языке); «Управление взаимоотношениями с клиентами»; «Мастерство эффективной бизнес-презентации»;   «Краудсорсинг и краудфандинг: новые возможности для бизнеса», «Цифровая экономика: новые возможности для профессионального роста», «Цифровая экономика: инновационные решения для бизнеса».

Автор межфакультетского курса МГУ имени М.В.Ломоносова «Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией», автор курса «Цифровая трансформация бизнеса» для магистров экономического факультета МГУ. 

Основные направления исследовательской, экспертно-аналитической и учебной работы Лаборатории:

  • Цифровая экономика и Индустрия 4.0: трансформация отраслей, бизнес-моделей и бизнес-процессов.
  • Отраслевые особенности цифровой трансформации предприятия.
  • Методологические основы цифровой экономики.
  • Экономика и управление на транспорте.
  • Развитие промышленности в России: экономика и управление промышленными комплексами и предприятиями.
  • Инновационное развитие сферы услуг в условиях технологического сдвига.
  • Экономика и управление отраслями социальной сферы.
  • Разработка механизмов государственно-частного партнерства в отдельных отраслях экономики.
  • Методологические подходы в области управления качеством продукции/услуг.


Формирование рабочих групп осуществляется по отраслевому принципу на основе гибкой кадровой политики, межкафедрального взаимодействия и интеграции усилий специалистов факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова с привлечением внешних экспертов, специализирующихся на отраслевых проблемах.

В Лаборатории накоплен успешный опыт проведения прикладных научных исследований и отраслевых проектов: «Обзор передового опыта государственно-частного партнерства в социальном обслуживании населения» по заказу Департамента социальной защиты населения города Москвы (2013 г.); «Разработка методики оценки эффективности инвестиций в развитие и обучение персонала» по заказу ОАО «РЖД» (2014 г.); «Оценка уровней лояльности и потребительской удовлетворенности клиентов ООО ИКБ «Совкомбанк»» по заказу ИКБ «Совкомбанк» (2014 г.); «Оценка уровней лояльности и потребительской удовлетворенности пассажиров Московского метрополитена» по заказу ГУП «Московский метрополитен» (2014 г.); «Формирование механизмов устойчивого развития ОАО «РЖД» (выявление сдерживающих факторов)» (2015 г.).

Реализуются отраслевые программы дополнительного образования под корпоративный заказ: «Управление взаимоотношениями с клиентами» (по заказу ГУП «Московский метрополитен»); «Мастерство эффективной бизнес-презентации» (по заказу ОАО «ВНИИЖТ», ОАО «ИЭРТ»); «Passenger rail transport in the context of intermodality: Economics and Management» / «Экономика и управление пассажирским железнодорожным транспортом в условиях интермодальности» на английском языке; «Эффективный менеджмент транспортной отрасли» по заказу ГУП «Московский метрополитен», «Цифровая экономика: инновационные решения для бизнеса» (по заказу ОАО «РЖД»).

В 2015 г. осуществлено обучение 70 руководителей высшего состава ГУП «Московский метрополитен» по программе «Эффективный менеджмент транспортной отрасли», включая ассессмент-центр и тренинги по развитию инновационного, системного и стратегического мышления, руководства персоналом, применения компетентностного подхода в области развития персональной эффективности.

В 2017-2018 гг. реализован проект по тендерным договорам на оказание услуг по обучению управленческого состава ГУП «Московский метрополитен» по 11 программам дополнительного профессионального образования по направлениям «Экономика», «Организация оплаты и нормирования труда».

с 2018 года по н.в. осуществляется обучение по курсам «Цифровая экономика», «Цифровая трансформация» и «Прикладной искусственный интеллект» в рамках Программы профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации Мастер делового администрирования (высший управленческий уровень) Executive Master of Business Administration (EMBA) "Долгосрочное экономическое лидерство: институциональная и персональная эффективность" (для Лидеров России, 2 потока; для Топ-руководителей Холдинга "Байтерек", Казахстан).

В 2019 году осуществлено обучение 30 человек по курсу "Эффективные визуальные коммуникации и публичные выступления" по программе повышения квалификации «Мастерство эффективной бизнес-презентации" по заказу ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт».

В 2019 году в Лаборатории прикладного отраслевого анализа под руководством Лапидус Л.В. проходили исследовательскую практику 20 аспирантов Экономического факультета МГУ по следующим темам: «Разработка организационно-экономических условий успешной цифровой трансформации ОАО «РЖД»; «Портрет поколения Z как онлайн-потребителя»; «Оценка уровней лояльности и потребительской удовлетворенности цифровыми шеринговыми сервисами на транспорте»; «Потенциал шеринговых технологий для решения проблемы «последней мили».

Результаты работы и продукты Лаборатории: методики, аналитические отчеты, доклады, справки, целевые программы, инновационные учебные продукты на русском и английском языках, методическая и учебная литература, рекомендации, экспертные заключения и проекты по вопросам экономической отраслевой политики, модернизации и развития различных отраслей экономики, стратегического управления крупными отраслевыми комплексами, предприятиями и другими бизнес-структурами, экспертные заключения и проекты по вопросам развития цифровой экономики, трансформации компаний с учетом отраслевых особенностей и мировых трендов.

Новости

показать еще...