Рыночная власть на продуктовом рынке России. Результаты исследования
7 лет назад были приняты поправки в «Закон о торговле», направленные на выравнивание рыночного баланса во взаимоотношении крупных торговых сетей с российскими поставщиками и производителями. С тех пор на российском потребительском рынке произошли значимые изменения в структуре участников, их горизонтальных и вертикальных связях. Большую роль в этих изменениях наряду с упомянутыми поправками сыграла масштабная государственная политика по поддержке отечественного сельского хозяйства и пищевой промышленности, санкционная политика в отношении российского рынка и ряд «черных лебедей» последних лет.
В рамках исследования был проведен анализ распределения рыночной власти в сегментах социально-значимых продуктов питания, а также факторов, влияющих на баланс сил, в том числе с учетом задач государственной политики и изменений в потребительском поведении.
Исследование затрагивает период с 2017 по 2022 гг. и основывается на официальных статистических и отраслевых данных, социологических опросах населения, а также экспертных оценках участников рынка, с использованием ряда научных подходов и методик.
Результаты исследования показали, что с 2017 г. на продовольственном потребительском рынке значительно изменился баланс сил участников рынка. В товарных категориях происходили процессы консолидации, лидеры наращивали свои доли и выделялись в отдельные доминирующие группы. Как следствие, стремительная консолидация поставщиков позволила им увеличить рыночную власть и дала возможность устанавливать более высокую отпускную цену. В большей части изученных отраслей изменение распределения рыночной власти оказалось достаточно существенным, что сместило баланс в сторону поставщиков продовольственных товаров. Смещение происходило не только в вертикальных связях, но и в горизонтальных.
Анализ показал, что рассмотрение продуктового рынка как совокупности неинформативно, каждая из подотраслей имеет свою специфику и неравномерно распределенную рыночную власть. Рынки различаются по таким показателям, как траектория и логика развития, особенности потребительского спроса, специфика производственно-сбытовой цепочки, структура участников, состояние конкуренции, и могут по-разному реагировать на изменения законодательства.
Помимо смещения баланса рыночной силы данные свидетельствуют о том, что темпы роста розничной торговли вышли на плато. Ключевые игроки наращивают свои доли медленно, по 1-2 п.п. в год и упираются в установленные ФАС ограничения по доле рынка в 25% в каждом регионе. В онлайн-сегменте в исследуемом периоде также проходили процессы консолидации, позволившие ему приблизится по рыночной власти к розничной торговле. Разница в издержках переключения между каналами в настоящее время минимальная.
Потребительское поведение также стало более сложным с точки зрения способов покупки продуктов питания. Общее снижение покупательной способности населения и тенденции к экономии оказывают давление на маржу торговли и поставщиков[1].
Подробнее о результатах исследования:
- Отчет "Рыночная власть на продуктовом рынке России"
- Презентация "Рыночная власть на продуктовом рыннке России"
- Приложение к презентации
[1] В рамках исследования не рассматривались данные за 2023 г. и 2024 г., внесшие существенные изменения в масштабы, структуру и географию платежеспособного спроса
22 мая 2024