Исследование. Маркетплейсы глазами других участников рынка
Цифровые платформы и маркетплейсы за последние два десятилетия претерпели значительные изменения, превратившись из нишевых игроков электронной торговли в глобальные экосистемы, обслуживающие потребителей по всему миру. Сегмент онлайн-торговли в России растет стремительными темпами, с 2019 по 2023 г. средний темп прироста объема продаж составлял 49%. Темпы роста продаж маркетплейсов более высокие, в среднем 89% в год.
В России онлайн-сегмент характеризуется отсутствием специализированных правовых рамок и отлаженных регулирующих механизмов, что создает значительные трудности в процессе взаимодействия между основными субъектами рынка: потребителями, продавцами, поставщиками и государственными органами. Несмотря на быстрый рост и значительное влияние этого сегмента на экономику, по мнению многих экспертов, он остается недорегулированным.
Необходимость регулирования маркетплейсов обусловлена несколькими ключевыми факторами:
1. Ускоренный рост и экспансия (территориальная и рыночная).
2. Влияние на рынок.
3. Отсутствие должного контроля за контрагентами.
4. Проблематика контроля качества и безопасности продаваемых товаров.
5. Элемент неопределенности и недоверия.
Центр развития потребительского рынка экономического факультета МГУ, понимая высокую актуальность вопроса для потребительского рынка, провёл исследование, целью которого было изучение точек зрения участников рынка в отношении функционирования ведущих игроков онлайн-сегмента – маркетплейсов. Такой подход дает возможность через своего рода «зеркало» выявить ключевые аспекты восприятия маркетплейсов другими участниками рынка, а также выделить ключевые проблемные зоны и области критики, которые, возможно, предстоит урегулировать государству.
Исследование проводилось на условиях анонимности. Всего в исследовании приняли участие 15 экспертов – представители традиционной и омниканальной торговли, поставщиков, отраслевых ассоциаций и независимые эксперты от научного и академического сообществ.
Мы благодарим участников исследования за взвешенную и профессиональную позицию.
Подробнее о результатах исследования:
Маркетплейсы глазами других участников рынка_Отчет
Маркетплейсы глазами других участников рынка_Презентация
01 апреля 2025