Кросс-культурные коммуникации в бизнесе: итоги курса МП «Инновационный менеджмент» совместно с глобальной маркетинговой компанией Nielsen
Защитами проектов завершился курс «Кросс-культурные коммуникации в бизнесе», организованный магистерской программой «Инновационный менеджмент» совместно с глобальной маркетинговой компанией Nielsen.
На протяжении трех месяцев студенты магистерской программы «Инновационный менеджмент» совместно со студентами из Великобритании, Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Болгарии, которые приехали по обмену на экономический факультет МГУ, развивали компетентности в сфере кросс-культурных коммуникаций и работали в кросс-культурных командах над решением кейса от компании Nielsen по созданию и запуску концепта нового продукта.
В итоге 5 студенческих команд презентовали на английском языке свои решения, которые оценивали эксперты и менеджеры компании Nielsen. По мнению членов жюри, студентам удалось проявить креативность и выработать нестандартные, заслуживающие внимания и дальнейшей проработки решения.
Георгий Лаптев, руководитель маг.программы «Инновационный менеджмент», беседует с членами жюри Яной Салимовой (Nielsen) и Ольгой Капустиной (Nielsen):
На вопросы Георгия Лаптева отвечает автор и инструктор курса «Кросс-культурные коммуникации в бизнесе» - Карина Фомина, выпускница экономического факультета МГУ, генеральный директор ООО "ДжиАйЭн", основатель проекта KinderMBA.
Г.Лаптев: Карина, в чем цель и специфика курса «Кросс-культурные коммуникации в бизнесе»?
Карина Фомина: Цель курса - подготовка эффективных кросс-культурных управленцев, способных гибко реагировать на изменения в условиях глобализации и возрастающей роли международной кооперации в бизнесе. В рамках курса «Кросс-культурные коммуникации в бизнесе» магистры программы «Инновационный менеджмент» и зарубежные студенты учатся работать в кросс-культурных командах над решением реальных бизнес-задач, учитывать культурные особенности коллег. А я стараюсь построить занятия так, чтобы студенты на практике осознали важность кросс-культурного взаимодействия в управлении бизнесом. Тренинговые и игровые форматы, бизнес-кейсы позволяют выработать необходимые умения. Курс проходит на английском языке, а сквозной проект формируется в партнерстве с международной компанией.
Г.Лаптев: А как культурные особенности влияют на экономическое развитие?
Карина Фомина: Культурные ценности людей - это то, что во многом предопределяет развитие страны. Национальную культуру можно сравнить с айсбергом. Мы часто видим только вершину айсберга - это то, что лежит на поверхности, как результат нашей деятельности: поведенческие особенности, привычки, ритуалы, символы. Однако наши ценности находятся «глубоко под водой». Понимание и осознание своих и чужих ценностей позволяет объяснить особенности ведения бизнеса в различных странах. Именно осознание культурных ценностей дает возможность понять различия в институтах. На мой взгляд, очень важно понимать не только особенности «чужой» бизнес-культуры, но и собственные поведенческие установки.
Г.Лаптев: Карина, а расскажите, как построены занятия в рамках курса и в чем их практическая значимость?
Карина Фомина: Как я говорила, в рамках курса студенты работают в кросс-культурных командах над конкретным бизнес-проектом. Проектную задачу ставят компании-партнеры. В прошлом году в качестве партнера курса выступила компания L'Oréal, и студенты делали проект для бренда Roger & Gallet. Бренд Roger & Gallet очень популярен в Европе, но был неуспешен в России. Студентам была поставлена задача провести исследования, выявить и объяснить причины неудачного выхода на российский рынок и предложить новую стратегию.
В этом году нашим партнером стала компания Nielsen. Отдельное спасибо Службе содействия трудоустройству экономического ф-та МГУ за знакомство с компанией. В рамках предоставленного компанией Nielsen кейса студенты в кросс-культурных командах должны были разработать концепт нового продукта и стратегию его вывода на рынок Великобритании. Непосредственное общение студентов и менеджеров компании Nielsen было особо ценно для студентов с точки зрения получения новых актуальных знаний и международной экспертизы.
Стоит сказать, что все занятия по курсу проходят очень оживленно, студенты стараются получить как можно больше информации, коммуницируя друг с другом и с нашим бизнес-партнером. Общение, передача опыта и работа над проектом активно идут и за пределами аудитории. Не всегда все проходит гладко. Но все как в реальной жизни, бывают спорные ситуации, для которых нужно находить согласованное решение. Интересно, что российские студенты прошлого года до сих пор общаются с иностранными коллегами, с которыми они работали в проектных командах. Мы наблюдаем, что за три месяца работы в кросс-культурных командах, у российских студентов возрастает уровень знания английского, улучшаются коммуникационные способности и, конечно, приобретаются новые знания. Я надеюсь, что курс способствует и укреплению международных отношений.
28 декабря 2014