Eng

Созрело ли бизнес-сообщество для идей когнитивной экономики? Интервью с руководителем программы Анной Солодухиной

Созрело ли бизнес-сообщество для идей когнитивной экономики? Интервью с руководителем программы Анной Солодухиной

Выбирая профиль своего обучения, студенты часто задумываются не только о том, насколько интересно будет учиться на той или иной программе, но и о том, насколько они будут востребованы после обучения. Программа «Когнитивная экономика» интересна своим сплавом психологии, когнитивных наук и экономики, дисциплины поведенческой экономики, поведенческих финансов, нейроэкономики уже утвердились как в научном, так и в академическом сообществе, а поведенческий подход в реализации государственной социально-экономической политики уже давно применяется и приносит плоды в самых разных странах – от США, Канады и Великобритании до Сингапура, Китая и Австралии.

А что у нас, в России? Мы попросили рассказать руководителя программы, Анну Владимировну, как принимают идеи поведенческой экономики, нейроэкономики за пределами университетских аудиторий – в российской бизнес-среде, топ-менеджеры, инвесторы, директора компаний.

Анна Владимировна СОЛОДУХИНА:

«Можно долго рассказывать, какие у наших выпускников перспективы трудоустройства и профессионального развития, в каких областях они теоретически нужны-важны, и это все правда, но, пожалуй, самое показательное и важное это готовы ли люди, работающие в коммерческом секторе, воспринимать  идеи психологии, психофизиологии, нейробиологии в контексте экономических решений, и применять их в бизнесе. В связи с этим я расскажу лишь об одном своем выступлении, которое лучше всего ответит на эти вопросы.

Как раз не так давно, два месяца назад, я выступала  с лекцией о поведенческой экономике, а точнее о том, как мы принимаем финансовые решения и какие ловушки нас поджидают на этом повседневном пути.

Тема, казалось бы, самая обычная, но… Выступление получилось весьма необычным, и приятным.

Во-первых, прочитать лекцию меня пригласили в рамках проекта Интеллектуальный капитал, партнером которого выступает бутик Jaguar Landrover  в Москве. В связи с чем площадкой выступления был тот самый бутик в центре Москвы. Уже необычно, и это создает совершенно особенный контекст (а сила контекста нам, когнитивщикам, хорошо известна).

Представьте: теплый весенний вечер, вы идете от Красной площади мимо Большого театра, где в это время у входа собираются торжественно нарядные поклонники театрального искусства, мимо ЦУМа, зазывающего своими витринами поклонников иного искусства…  все такое красивое, праздничное и волшебное, что ты тоже становишься праздничным и волшебным.

И вот бутик – маленький, но стильный: у входа встречает он – Ягуар!, а дальше в глубине ты видишь небольшой зал, с несколькими рядами стульев, но при этом с полноценным экраном и даже флип-чартом, и бэк-стэйджем расположена барная стойка, сплошь заставленная восхитительными бутербродиками, канапе и прочими аппетитными закусками.

Меж тем гости прибывают – аудитория состоит  исключительно из «друзей Ягуара», случайных людей тут нет, хотя, сразу видно, все разные.

Второе приятное открытие состояло в том, что у людей уже есть какое-то понимание, что такое поведенческая экономика – кто-то читал Дэна Ариэли, кто-то - Линдстрома, кто-то назвал ключевые фамилии Канемана и Тверски. Для сравнения - еще лет 9 назад, когда мы с коллегой Дмитрием Репиным, только вернувшимся с PhD из легендарного Massachusetts Institute of Technology (MIT), ведущего университета в области когнитивных исследований, начинали «раскачивать рынок» и рассказывать бизнесу про поведенческую экономику, никто не слышал про Дэниэла Канемана, хотя к тому времени он уже как 6 лет получил Нобелевскую премию, и результаты экспериментов, которые показывали, что мы весьма странные и нелогичные существа, были для них откровением. А сейчас  эти идеи уже прочно вписаны в картину мира и люди пытаются узнать больше и понять, что с этим делать. Именно понять.

Аудитория, перед которой я выступала, была готова общаться, думать, перекладывать теории, эксперименты и мои кейсы на свой опыт. Никто не ждал рецепта счастья. Не могу не вспомнить свой первый тренинг по поведенческим финансам, который меня пригласили провести для бизнесменов Калининграда, примерно 7 лет назад: сначала я пробивалась сквозь скепсис ("все какое-то нетрадиционное… новое… очевидно, от лукавого!"), а под конец я поняла, что все слушатели ждали универсальной инструкции «делай раз, делай два и будут тебе золотые горы». Никто даже не пытался примерить эффекты и кейсы на свой бизнес, даже в рамках специальных заданий.

Здесь же, после лекции слушатели, те же топ-менеджеры и предприниматели, подходили в восторге и говорили, как это все интересно и жизненно и как были бы полезны корпоративные тренинги на эту тему. Некоторые дополнительно рассказывали свои кейсы или спрашивали, как можно было бы применить поведенческие эффекты к продвижению, например, зубной пасты и мы вместе брейнстормили там же, у вдохновляющей барной стойки с мини-десертиками.

Это однозначно прорыв и выход на другой уровень мышления и восприятия. Я больше не беспокоюсь за судьбу когнитивной экономики в российском бизнес-сообществе. Нужны только увлеченные студенты, будущие тренера, исследователи, "поведенческие дизайнеры", выстраивающие эффективные с точки зрения когнитивных процессов системы, будь то бизнес-процессы, архитектура веб-сайта или торгового пространства, реформы или законы.

Ну и бонусом, под занавес, стал флэшмоб – "фото с лектором" (а все началось с селфи с лектором - скажу честно, такого со мной еще не случалось!). Модератор, Артем Гиневский, основатель проекта "Интеллектуальный капитал", тоже воспользовался случаем и попросил сфотографировать нас с главным героем эксперимента - с купюрой в 1000 евро, которую я нарисовала специально для игры «Ультиматум».

К слову, "занавес" случился лишь спустя час после окончания самой лекции..."

 

 


22 июля 2016