Eng

Результаты исследования компетенций студентов 2-4 курсов ЭФ МГУ 2020

Результаты исследования компетенций студентов 2-4 курсов ЭФ МГУ 2020

 ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

В феврале-марте 2020 года студенты 2-4 курсов ЭФ МГУ приняли участие в карьерном марафоне. Мы проанализировали полученные результаты, что позволило дать представление об образе студента бакалавриата и специфических особенностях направлений "Менеджмент" и "Экономика". 

В исследовании учитывались результаты двух этапов марафона: тесты способностей и видеоинтервью. В качестве инструмента для проведения тестов способностей был выбран комплект тестов SHL. В качестве инструмента для проведения видеоинтервью была выбрана рекрутинговая платформа VCV.

В рамках тестов способностей анализировались: числовые, вербальные и логические способности студентов. В рамках видеоинтервью анализировались компетенции: лидерство, аналитика, убеждение и влияние, принятие решений, работа в команде, самоорганизация, управление моциями, коммуникация. 

К анализу были приняты результаты 62 студентов, которые завершили  два этапа марафона. По направлениям: 23 студента направления "Экономика" и 39 студентов направления "Менеджмент". По курсам: 29 студентов 2 курса, 17 студентов 3 курса, 16 студентов 4 курса. 

 РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ

В рамках тестов способностей мы учли результаты 60 участников, которые полностью прошли все три теста. Все тесты оцениваются по 100-балльной шкале.

Тест вербальных способностей отражает способность участника к быстрому и точному анализу текстовой информации. 3 курс в целом показал более низкие результаты по сравнению с двумя другими курсами (кстати, результаты ассессментов 2019 года подтверждают эту ситуацию для студентов направления "Менеджмент"). На 2 и 4 курсе результаты теста выше на направлении "Экономика" по сравнению с направлением "Менеджмент", на 4 курсе разрыв достигает 20 баллов, на 3 курсе ситуация обратная.

Значение показателя "числовые способности" на направлении "Экономика" стабильно высокое (выше 90 баллов) и растёт с каждым последующим курсом, что потенциально соотносится со спецификой программы обучения. На направлении "Менеджмент" уровень числовых способностей ниже среднего, но к старшему курсу растёт.

Также стабильно высоким на направлении "Экономика" является уровень проявляемых логических способностей (выше 85 баллов), кроме того, с ростом курса он возрастает. Ситуация на направлении "Менеджмент" аналогична показателю "вербальные способности": на младших курсах оценка показателя ниже среднего, но на 4 курсе растёт и практически достигает уровня на направлении "Экономика".

Студенты направления "Экономика" в целом показывают более высокие результаты по сравнению со студентами направления "Менеджмент", что потенциально может быть связано с тем, как устроен набор на эти программы. На старших курсах в целом результаты тестов способностей выше, чем на младших, наблюдается положительная динамика.

 РЕЗУЛЬТАТЫ ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

В рамках видеоинтервью мы учли результаты 62 студентов, которые полностью завершили свои интервью и у которых не наблюдалось технических сбоев во время прохождения этого этапа.  Видеоинтервью оценивалось 3 экспертами по 8 параметрам
(компетенциям): лидерство, аналитика, убеждение и влияние, принятие решений, работа в команде, самоорганизация, управление эмоциями, коммуникация. Каждый из 8 параметров оценивался по 5-балльной шкале. 

Каждый вопрос видеоинтервью был направлен на 2-3 исследуемых параметра, что давало респонденту несколько возможностей "проявить компетенцию". В случае если компетенция все же не проявлялась, то ответ респондента не учитывался при анализе. Учитывались только случаи проявления компетенций в системе от 0 (проявлена в негативном формате) до 5 (проявлена в должной мере). В рамках исследования эксперты опирались на карту компетенций проекта МАХ, соответствующую актуальным требованиям к молодым специалистам. 

Лидерство. В целом, студенты направлений не различимы по проявлению этого показателя, их результаты находятся очень близко к среднему.

Аналитика. Аналитика развита относительно выше у студентов направления "Экономика", кроме того, значение этого показателя растёт по мере приближения к 4 курсу. Аналогично значение показателя растёт с ростом курса обучения и у студентов направления "Менеджмент". 

Убеждение и влияние. Здесь студенты обоих направлений проявили себя очень близко к среднему значению показателя. К старшим курсам проявление показателя незначительно растёт.

Принятие решений. Компетенция проявлена очень близко для студентов обоих направлений и растёт с ростом курса.

Работа в команде. На младших курсах проявляется на обоих направлениях на уровне среднего. Но на 4 курсе растёт на обоих направлениях, что может быть связано с активным участием студентов в групповых проектных заданиях во время обучения на 3 курсе. 

Самоорганизация.  На всех курсах и направлениях проявлен на высоком уровне. Чуть ниже среднего на 2 курсе и на 4 курсе направления "Экономика".

Управление эмоциями. На направлении "Экономика" незначительно растёт к 4 курсу. На направлении "Менеджмент" колеблется около среднего.

Коммуникация. На направлении "Экономика" проявление показателя растёт к 4 курсу. На направлении "Менеджмент" колеблется около среднего, не показывает определённой динамики.

Общие выводы по результатам видеоинтервью:

 ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ И ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

В целом, наблюдается сильная положительная взаимосвязь между результатами видеоинтервью по показателям коммуникация и управление эмоциями. Средняя положительная взаимосвязь наблюдается между показателями логики и числовых способностей в тестах способностей.

В видеоинтервью наблюдается средняя положительная связь между показателями: 

У студентов направления "Менеджмент" наблюдается положительная взаимосвязь между 16 показателями, тогда как у направления "Экономика" только между 10, что потенциально может свидетельствовать о более комплексном развитии студента направления
"Менеджмент". В то же время у студентов направления "Экономика" наблюдается корреляция между показателем вербальных тестов способностей и результатами прохождения видеоинтервью, что может говорить о том, что студенты используют свои способности на практике.

Также интересным результатом является наличие слабой отрицательной взаимосвязи проявления логики в тестах способностей у студентов направления "Экономика" с некоторыми показателями прохождения видеоинтервью. У студентов направления "Менеджмент" такой взаимосвязи показателей не наблюдается. Зато наблюдается слабая положительная взаимосвязь проявления числовых способностей с некоторыми показателями видеоинтервью.

 АНАЛИЗ КОММЕНТАРИЕВ

В комментариях интервьюеров были выделены ключевые слова по частоте их "встречаемости". Это те качества студентов, на которые интервьюеры обратили внимание и которые они позитивно оценили в интервью.

В основном комментарии ассессоров связаны с индикаторами, раскрывающими исследуемые компетенции. Наиболее часто отмечаемые качества указаны в облаке.

Чаще характеристики наличия конкретной цели, анализ предыдущего опыта и позитивный настрой проявляли студенты направления "Экономика", студенты направления "Менеджмент" давали более структурированные ответы и проявили себя более уверенно. 

Наиболее часто встречающиеся положительные характеристики студентов в комментариях по видеоинтервью указаны в таблице.

 ОБРАЗ СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Студенты факультета показывают высокий уровень развития гибких навыков, оценённых при помощи видеоинтервью, а также рост развития навыков аналитика, убеждение и влияние, принятие решений, работа в команде, управление эмоциями за время обучения. 

По показателям лидерство, убеждение и влияние, принятие решений, самоорганизация, управление эмоциями и коммуникация - результаты направлений неразличимы.

Также положительные качества, на которые обращали внимание интервьюеры, студенты проявляют независимо от направления обучения.

Познакомиться с корреляционными матрицами можно по ссылке.


Авторы исследования: Ирина Суслова, Александра Москалева, Полина Обухова.

Учебно-научная лаборатория "Проект МАХ" благодарит партнеров Кристину Павленко (Talent Acquisition & Internal Communications Manager, Fererro) и Александру Левицкую (Head of Global Growth&Marketing в VCV.AI) за предоставление платформ и помощь в реализации исследования.

Проект МАХ
17 апреля 2020