Eng

«У нас в целом была такая культура, что стремление в науку поощрялось». Интервью с Ириной Лунёвой (ЭФ'19)

«У нас в целом была такая культура, что стремление в науку поощрялось». Интервью с Ириной Лунёвой (ЭФ'19)

Ирина Лунёва поступила на экономический факультет МГУ с дипломом Всероссийской олимпиады школьников в 2015 году. В 2019, окончив программу ПАН-группы с отличием, Ирина приняла оффер на PhD-программу в Уортонскую школу бизнеса университета Пеннсильвании. В этом году, успешно защитив диссертацию, Ирина получила профессорскую позицию в Стерновской бизнес-школе Нью-Йоркского университета (NYU). Мы поздравляем Ирину и представляем вашему вниманию интервью с ней – о поступлениях, учебе и научной карьере в аккаунтинге.

Ира, ты в этом году получила профессорскую позицию, а всего 9 лет назад окончила школу. Вспомни, пожалуйста, о своем поступлении

ИЛ: Я из города Салават Республики Башкортостан. Там училась во Второй гимназии, это одна из лучших школ нашего города. У нас в школе преподавали экономику и право, но я также занималась дополнительно математикой и физикой в заочной школе при МФТИ.

В МГУ я поступила с дипломом Всероса по экономике. К олимпиаде готовилась частично сама, частично онлайн с преподавателем из Москвы. Также параллельно с олимпиадой готовилась к ЕГЭ. Процесс поступления был напряженным, и я безумно радовалась, когда у меня всё-таки получилось.

Экономика мне нравилась еще в школе, но только со временем я поняла, чем именно. С одной стороны, мне нравятся точные науки, математика и физика. С другой стороны, я очень люблю взаимодействовать с людьми. И, как мне кажется, экономика очень хорошо сочетает в себе математическую строгость и внимание к поведению людей. Хоть люди и не физические объекты, и мы как экономисты не можем давать 100% прогнозы, но мы все-таки можем делать количественные оценки и строить модели.

Как и почему ты выбрала МГУ?

ИЛ: До всероса я и думать про МГУ боялась: не думала, что смогу поступить по конкурсу. Но когда я выиграла олимпиаду, то рассматривала самые лучшие варианты — Вышка, МГУ, МГИМО. Но еще на всеросе я поняла, что Вышка не мой университет. Часто олимпиадники поступают именно туда, но я, пообщавшись с на всеросе с будущими студентами вышки, не поймала с ними общий «вайб».  В начале, когда я приехала поступать в Москву, я вообще думала, что буду учиться в МГИМО. Я даже пришла туда в приемную комиссию, но общение со студентами тоже не вдохновило. Потом мы поехали смотреть МГУ. В тот день как будто сложились все звезды: было солнечно, всё цвело, и на экономе очень классная душевная приемка. Все всё показывали, рассказывали, улыбались. Я почувствовала себя как дома и поняла, что тут — моё место.  И никогда не жалела, что выбрала  ЭФ МГУ, всё еще на одной волне с ним. Здесь одновременно традиции очень высокого уровня преподавания и много общения с талантливыми людьми. С нашими преподавателями мы стали хорошими друзьями – это и мой научный руководитель Филипп Картаев, и Володя Иванов, и Оля Сучкова, и многие другие. ЭФ — это мое счастливое место. Каждый раз очень приятно сюда возвращаться.

Ты училась в ПАН-группе. Было сложно?

ИЛ: На первом курсе я была очень сфокусирована на учебе. Одногруппники, и мой муж в их числе, до сих пор мне припоминают, как я искренне расстраивалась, если вдруг отменяли контрольную в середине семестра. Для меня это был хороший повод собраться и что-то выучить, чтобы лучше разобраться в предмете.

Конечно, было сложно, как и всем на первом курсе. И всё же мне нравилось. Я очень люблю ощущение, которое появляется после решения какой-то сложной задачи. Когда сначала ничего не понимаешь, а потом прилагаешь большие усилия, разбираешься, и за счёт этого становишься умнее, поднимаешься на новую ступеньку.

Академическая траектория – это серьезный выбор. Как ты к нему пришла?

ИЛ: Первые два курса я не думала о карьере, просто училась. При этом нам достаточно рано начали рассказывать, что такое академия и как она работает. И приглашали к нам замечательных выпускников – на семинары, спецкурсы и неформальные встречи. Мы во время учебы смогли пообщаться с Олегом Ицхоки, Димой Мухиным, Галиной Хейл, Ильёй Стребулаевым, Митей Архангельским. Можно сказать, что у нас в целом была такая культура, что стремление в науку поощрялось.

После второго курса я при поддержке факультета съездила в летнюю школу LSE,  там увидела, как преподают в западных университетах. Потом я поучаствовала как ассистент в нескольких исследовательских проектах, поэтому мне стало интересно попробовать поступить в аспирантуру за рубежом. Так я оказалась в Уортоне.

И, конечно, оказалось важным, что мне нравится учиться и узнавать новое, преодолевать себя, много работать головой. В академии концентрируются классные и безумно интересные люди, с ними можно вести долгие разговоры на самые разные темы, которые кому-то могут показаться скучными. А мне интересно. Учёные умеют очень круто спорить, они много знают и создают новое. Именно этим и привлекает академическая среда. 

Кроме того, работа в академии почётна. Для меня важно быть в профессии, в которой я могу как-то поменять этот мир. Конечно, исследованиями это сделать непросто – было бы проще, если бы люди из индустрии чаще читали научные статьи. Зато есть очень прямой способ подействовать на этот мир – через преподавание. И сейчас я много рефлексирую о том, как я учу людей мыслить, потому что это повлияет на моих студентов так же, как на меня влияли мои преподаватели и научные руководители. Преподавание — это очень большая ответственность.

Почему именно аккаунтинг?

ИЛ: На самом деле, я до последнего не была уверена. Я собиралась поступать в бизнес-школу в США и, когда прочитала про аккаунтинг, он меня заинтересовал. Экономика — это очень широкая наука, в ней много разных областей. Аккаунтинг – более узкое направление, и, выбирая между возможностью переключения и специализацией я выбрала второе. Аккаунтинг как наука сильно моложе экономики – первая фундаментальная статья, которая напрямую поставила вопрос об информации в компании, опубликована в 1968 году. Поэтому тут еще много нерешенных вопросов, в том числе имеющих прикладное значение  и требующих новых методов и моделей.  Многие приходят в профессию после работы в крупных компаниях. Например, нескольким моим коллегам надоело быть аудиторами и они подумали: «хм, мне нравилось помогать своему преподавателю, попробую-ка я академию».

Для изучения работы компаний нужно ли поработать где-нибудь для того, чтобы понимать, как фирмы функционируют изнутри?

ИЛ: Конечно, есть такая вещь как институциональные детали. Эти институциональные детали очень важны и понять их можно, проработав в индустрии. У меня не было такого опыта и мне приходилось прикладывать дополнительные усилия. Надо изучать, как работают реальные компании и рынки, общаться с людьми из индустрии. Зато у меня было преимущество перед моими коллегами — я очень хорошо знала математику благодаря МГУ, спасибо нашим преподавателям

Что вообще такое – научный аккаунтинг?

ИЛ: Аккаунтинг — это в первую очередь история про информацию, которая существует внутри и вокруг компаний. Это может быть информация из отчетности, на основе которой инвесторы строят свои оценки. Эта та часть, которая преподается в стандартных курсах финансов и учета. Но на информацию можно смотреть шире — компании, помимо выпуска разного вида отчетности, проводят пресс-конференции, где они рассказывают про перспективы, про свое видение какого-то события и как оно повлияет на бизнес. Это один из примеров не количественной, а качественной информации, и ее анализ представляет большое поле для исследований.

Кроме того, информацией пользуются далеко не только инвесторы. Информацию можно раскрывать для воздействия на другие компании. Например, есть статьи, которые показывают, что компании могут стратегически разглашать определенную информацию, чтобы вредить своим конкурентам в какой-либо форме. Информация также активно используется кредиторами компании, ее сотрудниками, потребителями, государственными регуляторами. А ещё эту информацию медиа могут интерпретировать, искажать и распространить всё новым обозревателям.

Как вы видите, информация совершенно разная, по-разному используется, и у неё широкий круг потребителей. Несколько лет назад, когда во время пандемии многие занятия перешли в дистант, Ольга Витальевна Соловьёва пригласила меня провести несколько занятий на родном экономическом факультете — я постаралась выстроить занятия именно вокруг информационных вопросов.

Как будет выглядеть твоя дальнейшая карьера?

ИЛ: В целом – как у всех других профессоров в международной академии. Сейчас я получила позицию assistant professor, ближайшие несколько лет у меня tenure-track. NYU – исследовательский университет. Это значит, что профессора преподают относительно немного – в моем случае одно полугодие два раза в неделю по три часа в день. Всё остальное время от меня ожидается, что вместе с коллегами я буду делать исследования, публиковать статьи и ходить на научные семинары. Если у меня это будет получаться хорошо, то через 6-7 лет университет будет рассматривать мою кандидатуру для пожизненного контракта и я смогу стать полным профессором.

И мы тебе желаем в этом успеха! Завершая интервью, сформулируй, пожалуйста, что тебе дал эконом?

ИЛ: МГУ меня научил глубоко думать, учиться и мыслить критически. Эти навыки влияют практически на всё: как ты читаешь СМИ, как принимаешь решения и даже как ты споришь с друзьями в баре. Экономистов учат размышлять об оптимальности решений, взвешивать издержки и выгоды. Это везде полезно.

Также эконом дал мне ещё один очень важный навык. Часто бывают ситуации, когда можно обойти проблему по простому и понятному пути, а можно сесть и детально в ней разобраться, в итоге узнав что-то новое. Мне этот навык очень помогает в академии и в жизни.

  

Беседовали Пётр Дариалашвили и Артём Павлов


31 мая 2024