Eng

«В финансах расстояние между теорией и практикой очень небольшое». Интервью с Сергеем Саркисяном (ЭФ'19) и Тимуром Соболевым (ЭФ'18)

«В финансах расстояние между теорией и практикой очень небольшое». Интервью с Сергеем Саркисяном (ЭФ'19) и Тимуром Соболевым (ЭФ'18)

В июне на экономическом факультете прошёл Летний семинар по финансам. Спикерами семинара выступили недавние выпускники факультета, аспиранты лучших мировых университетов. Мы представляем вам вторую часть интервью с лекторами – на наши вопросы отвечают Сергей Саркисян (ЭФ’19, UPenn Wharton Business School) и Тимур Соболев (ЭФ’18, Stanford GSB)

Вы с коллегами провели на факультете недельный семинар по финансам — в чём мотивация участия в таком мероприятии?
 

Сергей Саркисян: У нас как у нынешних PhD-студентов и будущих профессоров есть две активности — исследования и преподавание. И то, и другое – это удовольствие, а когда есть возможность преподавать то, что мы исследуем, — это вдвойне приятно. Многие курсы по финансам в дефиците, поэтому я считаю необходимым поделиться полученными знаниями с коллегами из моей alma mater. И очень банально — преподавание полезно и мне самому, ведь это один из главных навыков успешного академика. 

Тимур Соболев: У студентов бакалавриата и зачастую даже магистратуры довольно мало возможностей познакомиться именно с академическими финансами – как  теорией, так и эмпирическими исследованиями. В рамках насыщенного недельного семинара можно за короткий срок разобрать основы ключевых направлений финансов и главные понятия, которыми оперируют в этой сфере. Нам показалось важным, чтобы студенты, рассматривающие перспективы академической карьеры, могли сформировать представление о финансах как науке и начать детальнее формировать собственные научные интересы.

 

Ты сразу после бакалавриата попал в аспирантуру топовой бизнес-школы. Как так получилось?

С.С.  На факультете я оказался в среде, где можно было проверить разные интересы и устремления. Я в какой-то момент почувствовал, что хочу заниматься наукой. Мой научный руководитель, Филипп Картаев, с первых лет знакомил меня с академическими исследованиями и помогал с моими первыми идеями.

А во время учёбы в первой группе и в ходе работы research assistant у профессора Галины Хейл я приобрел достаточный технический опыт для того, чтобы конкурировать с людьми, подающими документы после европейских и американских магистратур. Тут, конечно, очень пригодился факультетский математический фундамент. Например, курсы по математике от Игоря Алексеевича Кострикина, Андрея Васильевича Кочергина и Вероники Михайловы Ромашовой, на мой взгляд, превосходят по материалу курсы, которые прослушали мои коллеги из Уортона.

И, наконец, есть некоторая доля везения. Я получил приглашение на интервью из Уортона, на который я почти не рассчитывал, но при этом не получил его от университетов из нижних строчек топ-10. На интервью уже все зависело от меня. 

Т.С. В общем, история была довольно стандартная. Я поступил на экономический факультет МГУ. Как всеросник – попал в Первую группу. Ездил на летнюю школу в LSE, где взял курсы по финансам. Большой удачей было знакомство с нашим выпускником, профессором Стэнфордской Бизнес-школы Ильей Стребулаевым, у которого я работал как research assistant. Илья дал мне очень много ценных советов, и его рекомендация стала критически важной для поступления.

Какой прикладной смысл в академических финансах? Чем для студентов полезна финансовая теория? 

С.С. В академических финансах есть несколько направлений исследований — корпоративные финансы, ценообразование активов, банкинг, поведенческие финансы, макро-финансы. Каждая из них изучает важнейшие аспекты нашей жизни, а именно целостность и стабильность финансовых рынков, здоровое развитие корпораций, рациональное принятие решений инвесторами, влияние финансовых процессов на кризисы, рецессии, дефолты и другие макроэкономические шоки. Большинство кризисов являются следствием провалов финансовых рынков. Именно поэтому так важно знать финансовую теорию и понимать, как ее применить. Надеюсь, наш курс помог в этом. Из свежих книг могу посоветовать “A Crisis of Beliefs” Николы Дженнаиоли и Андрея Шлейфера и статьи, на которые они ссылаются. А вообще список статей зависит от направления: по ценообразованию активов советую статьи Фамы, Кокрейна, Абеля, Стамбауха, Паркера, Константинидеса, Бансала, Ярона и многих других; по банкингу — Дайамонд, Дибвиг, Шлейфер, Дрекслер и со-авторы; по поведенческим финансам — Шлейфер, Барберис, Талер, Кахана и другие; по продвинутой теории — Даффи, Голдстейн, Кришнамурти; по макро-финансам — Гертлер, Каради, Бернанке, Рогофф, Бланшар и другие.

Т.С. В финансах расстояние между теорией и практикой очень небольшое. Например, теория финансов демонстрирует основные "правила" работы финансовых рынков и поведения предприятий. Безусловно, все модели по определению требуют упрощающих предпосылок, однако они также демонстрируют фундаментальные механизмы, лежащие в основе многих рыночных взаимодействий. Знание этих законов необходимо как для понимания причин и последствий событий на финансовых рынках (в частности кризисов) и корректной оценки экономической политики, так и при принятии собственных решений – например, при взятии кредита, покупке/продажи активов (валюта, квартира, машина и т.д.) или выборе сберегательного вклада.

 В этом году факультету в этом году исполняется 80 лет — что вы пожелаете юбиляру?

С.С. Я желаю факультету достойных людей. Люди — то, чем всегда славился экономический факультет. Преподаватели, выпускники, студенты — именно они мотивировали меня и моих однокурсников. В той же мере, в которой люди факультета развиваются благодаря нему, факультет растет благодаря людям.

Т.С. Эконом смог соединить одну из лучших в мире математических баз с обучением по очень широкому спектру направлений экономики. Не менее важно, что преподаватели и сотрудники факультета всегда готовы к изменениям и развитию, открыты к новым знания и сотрудничеству с научным и с деловым сообществом. Я надеюсь, что факультет и дальше будет привлекать людей, ставящих на первое место качество и современность образования, и давать им всё необходимое для продвижения и преподавания экономической науки.

 

 

 

 

 

 


19 июля 2021