Eng

Филипп Картаев об итогах первого семестра в группе ПАН

Филипп Картаев об итогах первого семестра в группе ПАН

 

Закончился первый семестр, ставший непростым испытанием для студентов группы повышенной академической нагрузки (ПАН). Первые итоги проекта подводит доцент кафедры математических методов анализа экономики Филипп Картаев — один из кураторов группы.

 

— Чем в первом семестре отличалось обучение в ПАН-группе от остальных групп?

— В учебном плане первого семестра предусмотрены несколько блоков дисциплин. Экономический блок представлен курсами микроэкономика-1 и введение в экономику[1]. Оба курса читались для ПАН-группы по специальной программе. Студенты слушали отдельные отостального потока лекции по этим курсам, что обусловлено более высоким уровнем базовой подготовки студентов ПАН-группы по экономическим дисциплинам. Кроме преподавателей экономического факультета, в чтении этих курсов принимали участие профессор Принстонского университета Олег Ицхоки, профессор университета Индианы Майкл Алексеев, а также докторант Принстона Дмитрий Мухин.

— Отличия касались только экономических дисциплин?

— Кафедра истории народного хозяйства и экономических учений читала группе курс истории по специальной программе. Были некоторые отличия от стандарта и в программе курса экономической информатики. Например, дополнительно к стандартному набору офисных приложений ребята познакомились с системой компьютерной верстки TeX, которая является стандартом при приеме статей во многих ведущих научных журналах.

— Все ли студенты справились с нагрузкой?

— В целом группа ПАН хорошо справилась с первым семестром: несмотря на повышенные требования по некоторым дисциплинам, группа продемонстрировала высокую успеваемость. По истории оценки «хорошо» и «отлично» получили 23 студента из 25; по информатике — 24 из 25; по математическому анализу — все 25; по микроэкономике — 21 из 25 (тут стоит учесть, что сложность заданий для студентов группы ПАН в рамках этого курса существенно превышала общепринятую на факультете). Есть еще 4 незачета по методологии экономико-математических доказательств и один — по линейной алгебре.

— Если группа слушает курсы по отдельным программам, значит ли это, что она не пересекается с остальными группами первого курса?

— Пересекается, и довольно существенно. Часть дисциплин группа слушает вместе со всем остальным курсом. Например, линейную алгебру и матанализ. Факультет большой, на нем учится и преподает много замечательных людей, поэтому у нас совершенно нет желания превращать группу ПАН в отдельный заповедник. Наоборот, хочется продуктивного взаимодействия. Дисциплины, которые читаются всему курсу по единой программе, важны для сопоставления уровня студентов в разных группах.

— Вернемся к тем курсам, которые преподаются отдельно. Это просто другие программы, или в группе действительно повышенная нагрузка? Насколько название группы соответствует реальности?

— В первой группе действительно непросто учиться. Это видно по активным (и в основном доброжелательным) обсуждениям учебы в группе в соцсетях. Сложности связаны как с большим объемом заданий, которые обязаны выполнить студенты, так и с их повышенной сложностью. Кроме того, очень важно, что уже на первом курсе ребятам пришлось знакомиться с основами научной работы. Каждый из них прочитал и проанализировал несколько научных статей (разумеется, на английском). Конечно, мы старались рекомендовать им не слишком сложные с технической точки зрения работы, но все-таки это полноценные научные статьи. Для свежеиспеченных студентов (они совсем недавно оставили школьную скамью) это было серьезным, но очень полезным испытанием. Чем раньше они начнут работать с научной литературой, тем проще будет писать собственные исследовательские работы, которые не за горами.

— И что, неужели не списывают?

— У нас было два инцидента со списыванием домашних работ, но после того, как ребята поняли, что они действительно будут вынуждены покинуть группу, попытки сыграть в безбилетника не повторялись. Даже «невинное» списывание домашней работы имеет жесткие последствия. Правила игры объявлены заранее, и преподаватели их неукоснительно соблюдают. Вообще, конечно, списывать нельзя на всем факультете, просто в группе ПАН это совсем бессмысленно: группа маленькая, в ней все на виду, все работы внимательно проверяются. Так что выгоды никакой (все равно заметят), а издержки большие (все преподаватели, работающие с группой, нетерпимы по отношению к читерам).

— Сколько студентов выбыло из группы и какова их дальнейшая судьба?

— Всего по итогам семестра группу покинуло 4 студента из 25. Перевод из группы осуществляется в соответствии со следующим критерием: проблемы с успеваемостью (оценка ниже «четверки») по двум различным дисциплинам. Например, два незачета или «двойка» и «тройка». Дополнительной причиной для перевода может являться нарушение академической этики (например, попытка сдать дословно списанную у коллеги домашнюю работу).

Покинувшие первую группу студенты сами выбрали, в какой академической группе они продолжат обучение. Кроме того, по итогам следующего семестра они имеют право претендовать на возвращение в группу ПАН наравне со всеми остальными студентами курса.

— Как определялось, кто займет места выбывших?

— На освободившееся места приглашены студенты из других групп, продемонстрировавшие наилучшие результаты в первом семестре. В отборе участвовали студенты, желающие попасть в группу и сдавшие первую сессию без «хвостов» и «троек». Обязательное условие, которое также было объявлено в сентябре, — зачет по методологии экономико-математических доказательств (факультативный курс, читавшийся в первом семестре). По итогам осеннего семестра на место в ПАН-группе могли претендовать 12 студентов.

Из этих 12 кандидатов приглашение в ПАН-группу в первую очередь получили те, кто имел лучшие оценки по микроэкономике-1 и математическому анализу. Алгоритм отбора предусматривает, что в случае равенства по первому критерию преимущество получают студенты, имеющие наибольшую сумму оценок по всем дисциплинам семестра. В случае равенства и по второму критерию приоритет имеют студенты, имеющие более высокую сумму рейтинговых баллов по математическим дисциплинам.

— Почему именно по математическим?

— Дело в том, что по этим дисциплинам баллы для студентов разных групп сопоставимы между собой, т.к. все группы пишут одинаковые работы, которые проверяются по единым критериям.

По дисциплинам, в оценке которых решающее значение имеет финальный устный экзамен, такой сопоставимости нет, так как один студент может получить более низкий балл по сравнению с другим просто потому, что ему не повезло с суровым экзаменатором.

Впрочем, важно заметить, что этот критерий не сыграл решающей роли, так как лидеры рейтинга по математике одновременно имеют пятерки и по истории с философией.

— Почему бы тогда для сопоставимости не провести для всех кандидатов какой-нибудь тест или собеседование?

— Обучение на факультете — это такой непростой марафон, и оценки, полученные по итогам всех разнообразных видов работ в семестре, лучше отражают успехи студентов в этом марафоне, чем одномоментный срез знаний. Эти оценки выставлены преподавателями, которые работали с ребятами весь семестр, им следует доверять.

— Перевод в группу ПАН является обязательным?

— Конечно, нет. Для нас очень важно, чтобы решение о переходе в группу ПАН было осознанным и добровольным. Все-таки речь идет не только о новых возможностях, но и о действительно более высокой нагрузке. Не всем это нужно. Двое из приглашенных в этом году предпочли остаться в своей первоначальной группе, в которой учатся с первого семестра. Я отношусь к этому с уважением. Хорошая, значит, группа.

Важно заметить, что даже те ребята, которые не приняли приглашение присоединиться к группе, попросили разрешение посещать некоторые из курсов, которые читаются группе отдельно, например, макроэкономику. Разумеется, они это разрешение получили.

— Насколько охотно учатся студенты в группе ПАН?

— Конечно, лучше об этом спросить самих ребят, но мне кажется, в группе сложилась очень хорошая атмосфера: видно, что им интересно учиться. И хотя обязательная нагрузка на них довольно высока, они совершенно не склонны ограничиваться только ей. Например, некоторые ребята из группы попросили организовать дополнительный факультативный курс по истории российских реформ. Разумеется, коллеги с кафедры истории народного хозяйства и экономических учений в этом семестре его прочитают.

Еще один пример — это разнообразные открытые лекции, которые происходят на факультете. Мой коллега из другого хорошего вуза недавно сетовал, что студенты как-то не очень охотно посещают отрытые лекции и семинары. Рад, что в нашем случае такой проблемы нет. Ребята часто заглядывают на такие мероприятия. Вот скажем, совсем недавно на экономическом факультете читал лекцию профессор Висконсинского университета в Мэдисоне Стивен Дурлауф. И хотя это было 29 января, то есть в самый разгар студенческих каникул, многие ребята из группы на лекции были. Студенты группы пишут короткие заметки об увиденных мероприятиях, некоторые из которых можно прочитать на сайте факультета[2].

— Какие планы на предстоящий семестр?

— В этом семестре в группе будут прочитаны отдельные продвинутые курсы макроэкономики-1, истории экономики и права. Кроме того, ребятам снова будут предложены дополнительные виды активности, связанные с развитием навыков научной работы. Также им снова прочитают лекции некоторые наши успешные выпускники, например, ведущий экономист федерального резервного банка Сан-Франциско Галина Хейл (степень Ph.D. по экономике Калифорнийского университете в Беркли).



[1] Программы курсов доступны на страничке группы http://www.econ.msu.ru/students/my/bachelor/2013/gpan/

[2] См., например, отчет о Почетных докладах лауреатов первой Гайдаровской премии лучшим молодым экономистам http://www.econ.msu.ru/science/News.20131004_8752/

 

 


10 февраля 2014