Eng

Замдекана М.В. Палт: интервью об анкетировании студентов бакалавриата

Замдекана М.В. Палт: интервью  об анкетировании студентов бакалавриата

1. Михаил Викторович, зачем нужно анкетирование? Смотрит ли кто-то на оценки студентов?

Анкетирование студентов – один из способов обратной связи. Основная цель анкетирования – повышение качества образовательных программ. Здесь есть два аспекта: совершенствование учебных планов и повышение качества преподавания. Создана специальная рабочая группа, которая обрабатывает результаты анкетирования и готовит аналитические отчеты: для меня и декана – общий отчет, для заведующих кафедрами – отчет по дисциплинам, читаемым кафедрой. Конечно, мы внимательно изучаем результаты. Скажу честно, анкетирование – не единственный источник информации для принятия управленческих решений. Есть собственные наблюдения, частные беседы, информация из социальных сетей и многое другое.

Вы знаете, что с 2014 года на программе бакалавров приняты новые учебные планы по направлениям Экономика и Менеджмент. При их составлении использовались и результаты анкетирования. Многие обязательные дисциплины переведены в дисциплины по выбору или в факультативы. Например, на направлении Экономика осталось 16 обязательных дисциплин вместо 34, а на направлении Менеджмент – 29 вместо 41. Уменьшилось количество дисциплин, изучаемым каждым студентом в семестре – с 8 до 6-ти. В результате увеличилось время для изучения каждой дисциплины. Но самое главное - при составлении нового учебного плана были улучшены и обновлены программы курсов.

Что касается курсов, которые читаются еще по старому учебному плану, то, если мы наблюдаем стабильно низкие оценки по каким-то курсам или преподавателям, обсуждение выносится на Совет по развитию, и проблемы обсуждаются с деканом.

2. То есть декан тоже видит результаты анкетирования?

Да, поверьте, он очень внимательно их изучает. Потом проходит обсуждение результатов с заведующим кафедрой по проблемным курсам и преподавателям, ищутся пути для улучшения ситуации. Иногда – это поиск новых форм и методов преподавания, иногда – совершенствование программы, но бывают и крайние меры – замена преподавателя.

3. Вы можете привести примеры? Почему мы пишем, что и где плохо, а преподаватель и ныне там?

Еще раз повторю, что замена преподавателя – крайний случай. Если преподаватель воспринимает критику, улучшает качество ведения дисциплины – он продолжает читать этот курс. Если оценки остаются стабильно низкими – ему предлагают другие виды деятельности. Некоторые вместо лекций стали вести семинары, и у них это хорошо получается. Перестановки – дело непростое, не стоит ждать мгновенных волшебных результатов. Давайте системно и стабильно наращивать позитивные изменения.

Не хотелось бы называть имена, чтобы никого не обижать, но могу привести примеры: мы отказались от преподавателей социологического факультета по курсу «Социология», произошла замена преподавателя по курсу «Государственное управление», «Макроэкономическая политика и прогнозирование», «Демография», «Микроэкономика 1», «Многомерный статистический анализ», «Введение в Менеджмент», «Менеджмент», «Эконометрика», «Количественные методы в прикладной экономике», «Экономика общественного сектора», «История экономических учений», «История», «Математический анализ 2»

4. Поощряются ли лучшие преподаватели?

В этом семестре мы на основании результатов анкетирования выделили 10 лучших лекторов и 20 лучших семинаристов. Они получили премии. Имена этих преподавателей вы увидите на нашем сайте. Безусловно, при переизбрании преподавателя на Ученом Совете учитываются и оценки, полученные при анкетировании.

5. Вы призываете студентов к максимально активному участию в анкетировании. Для чего? Читает ли кто-то комментарии, на что они влияют?

Это взаимосвязанные вопросы.

Нам важна репрезентативность. Если оценку преподавателю ставят 20-30 % слушателей, этого недостаточно для обоснованных выводов и принятия управленческих решений.
Нам важны комментарии, причем не эмоции, а аргументы: почему тот или иной курс или преподаватель получил высокие (или низкие) оценки. Поэтому комментарии в стиле «Всё супер!!!» или «Кошмар!!!» бессмысленны.

Конечно, мы могли бы расширить анкету, задать множество уточняющих вопросов и получить в результате анализа полную картину, но мы понимаем, что на заполнение анкеты уходит время, и не хотим ее утяжелять. Напротив, мы пошли по пути сокращения количества вопросов. Поэтому для нас очень важно получить комментарии от большого количества студентов. Бывают диаметрально противоположные суждения по одному и тому же курсу или преподавателю. Надо понимать причины таких расхождений. Тут ценно мнение каждого. Поймите, главное – улучшение качества обучения, поэтому конструктивное замечание, сформулированное в том числе на основании ваших оценок и комментариев, доведенное до преподавателя руководством факультета, меняет ситуацию к лучшему.

6. Нет ли риска, что преподаватель увидит наши оценки и в следующем семестре будет к нам придираться?

Исключено! Все студенты получают одноразовые, сгенерированные случайным образом пароли. При раздаче паролей никто не знает, какой пароль кому достался. Даже члены рабочей группы этого не знают. Так что анкеты полностью анонимны. В систему оценка попадает под номером респондента, но в отчете не фигурирует даже номер. Возвращаясь к предыдущему вопросу - очень важно следить за стилем и качеством комментариев.

7. Очень сложно выделить в сессию время на анкетирование, тем более писать подробные комментарии

Я уже упомянул, что мы сократили количество вопросов. Заполнить анкету можно с любого компьютера через Интернет.
В этом году анкета открывается 15 декабря
. До конца января можно отвечать на вопросы из дома или из читального зала. Во время сессии в дни экзамена мы для каждой группы забронируем компьютерный класс на пару, можно отвечать в это время. Главное, чтобы было желание!

Спасибо всем, кто уже принимает участие в анкетировании, кто пишет подробные комментарии, позволяющие администрации и преподавателю улучшать качество курсов. Пожалуйста, участвуйте! Чем более репрезентативную выборку мы получим, тем выше будет достоверность, а значит, и доверие к результатам анкетирования. Тем больше мы сможем сделать для улучшения качества обучения – и вашего, и следующих поколений студентов нашего факультета.


15 декабря 2015