Eng

Андрей Симонов: "Академия – очень честная профессия"

Андрей Симонов: "Академия – очень честная профессия"

Андрей Симонов, выпускник ЭФ МГУ 2010, летом займет позицию профессора университета Коламбия в Нью-Йорке. Это огромный успех, которым гордится факультет! Андрей рассказал о своих исследованиях в области экономики СМИ, особенностях академической карьеры и учебе на экономическом факультете.

            Андрей, привет! Тебя можно поздравить с радостным событием – ты стал профессором Колумбийского университета! 

Спасибо! Да, у меня было несколько предложений, и в итоге я решил присоединиться к бизнес-школе университета Коламбия, где я буду читать курс по количественному маркетингу для MBA-студентов и, главное, заниматься исследованиями. Я выбрал Колумбийский университет во многом потому, что там работают люди, которые занимаются экономикой медиа – например, Андреа Прат – и эмпирическими отраслевыми рынками.

Это главная область твоих академических интересов?

В целом – да. Последние пять лет я учился на PhD-программе по количественному маркетингу в бизнес-школе Чикагского университета. Фактически я занимаюсь прикладной микроэкономикой, если точнее – эмпирическим анализом отраслевых рынков, c фокусом на рынке информационных продуктов, таких как новости или реклама. Я рассматриваю информацию как эндогенный продукт рынка, который формируется спросом и предложением. Такой подход к информации отличается от традиционной экономики информации, под которой обычно понимаются проблемы вроде «принципал-агент». Иногда изучение информации как эндогенного продукта рынка называют economics of communication. Благодаря развитию технологий в последние 15 лет у компаний и исследователей появился доступ к огромному количеству данных, описывающих рынки информации, что открыло возможность для эмпирических исследований в этой дисциплине.

К примеру, в моей диссертации я изучаю новостной рынок, в рамках которого на контент влияют как разные заинтересованные лица со стороны предложения, так и спрос на определенную повестку со стороны читателей. Это интересно и компаниям, которые «продают» новости аудитории, и государству, которое регулирует этот рынок. Другая часть моих работ касается онлайн-рекламы и её эффективности, а также конкуренции на рынке рекламы.

То есть твои результаты могут быть востребованы бизнесом?

Работы по онлайн-рекламе – конечно. К примеру, вместе с Джастином Рао из Microsoft Research мы изучали конкуренцию на «брэндовых» поисковых запросах: когда люди ищут какую-то конкретную компанию в поиcковиках вроде Bing, Google или Яндекс. На таких запросах часто рекламируются конкуренты компании, которую ищут: например, на поиске слова «Kayak» могут рекламироваться TripAdvisor или Priceline. Возникает вопрос: насколько появление конкурентов влияет на трафик, и если влияет, то переходят ли люди на страницу конкурента по ошибке или переключаются осознанно. Это важно для поисковика и для рекламодателей при распределении рекламного бюджета. Более того, это большой вопрос для регуляторов: например, в США сейчас можно рекламировать свою компанию на поисковых запросах конкурентов, но,если реклама конкурента вводит пользователя в заблуждение, она может быть расценена как нарушение права на товарный знак (trademark infringement). Поэтому для законодателей важно понимать,создает ли реклама других компаний здоровую конкуренцию или просто путает пользователей.

Работы про рынок новостей больше относятся к области политической экономики. К примеру, в своей диссертации я исследую рынок онлайн новостей в России, и как в нем одновременно конкурируют государственные и относительно независимые СМИ. У государственных СМИ в России достаточно большая доля онлайн рынка, несмотря на влияние государства на освещение определенных новостных событий. Значит ли это, что людям, читающим государственные СМИ, нравится такая повестка и подача информации? Или читателем нравится качественное и широкое освещение других тем, вроде спорта или культуры? Или люди читают эти СМИ, чтобы быть в курсе позиции государства по важным вопросам? Ответы на эти вопросы важны как для понимания структуры спроса на новостную информацию (что может быть интересно, например, новостным компаниям), так и для понимания эффективности государственного контроля в такой «гибридной» системе, когда независимые игроки допускаются на рынок. К примеру, в известной статье Бесли и Прата по государственному контролю СМИ (media capture) предполагается, что если государство хочет контролировать новости, то оно должно брать под контроль все источники, чтобы не допустить распространения нежелательной информации. Оказывается, что это необязательное условие: государство может инвестировать ресурсы в свои СМИ и привлекать людей «качеством» новостного продукта.

В общем, понимание структуры спроса на новости важно для политических и социальных процессов. К примеру, основная теория спроса на новостной слант («media slant» – искаженную подачу информации) небезосновательно предполагает, что люди будут выбирать контент, более идеологически близкий к их мнению – за счет эффекта подтверждения (confirmation bias). Например, в США республиканцы предпочитают читать консервативные СМИ, а демократы –либеральные. Но это не объясняет, к примеру, высокий спрос на новостную повестку Дональда Трампа – не так много людей в США разделяют его взгляды. Частично такой спрос объясняется желанием людей быть в курсе противоположной точки зрения – то, что исследователи Шлейфер и Муллинатан называют сознательным потреблением (conscientious consumers). В то же время в случае Трампа новостной слант и новости скорее играют роль развлечения (entertainment) – часть общества, по крайней мере до какого-то момента, была увлечена его риторикой. Изучение влияния таких источников спроса на новостной слант необходимо для понимания работы новостных рынков и демократии в целом.

Как ты приходишь к выбору той или иной темы? Как ты ловишь это «исследовательское вдохновение»?

На этот вопрос нет простого ответа. Основа любого исследования – это интересный вопрос не только из-за важности для общества, но и для самого исследователя. На докторской программе практически с первого дня ты начинаешь размышлять о том, чем тебе интересно заниматься и о чем тебе было бы интересно узнать. При поступлении в Чикагский университет у меня не было чёткого понимания того, что я хочу делать, но был общий интерес к экономике СМИ. По мере того, как я слушал различные курсы и общался с людьми, я начинал больше понимать, чем именно хочу заниматься. Это, в каком-то смысле, движение по спирали: общаешься с профессорами и однокурсниками, узнаёшь какие-то интересные сюжеты, начинаешь читать литературу, понимаешь, насколько эта тема изучена или нет. Читая, узнаёшь другие интересные вещи, рефлексируешь, пытаешься разглядеть «белые пятна» на картине мира.

Ну и, естественно, нужно быть внимательным к окружающему миру. Как минимум – читать качественную журналистику, как ориентированную на бизнес, вроде TheEconomist и Wall Street Journal, так и о более общих темах, например, New York Times и NewYorker. Из статей в открытых источниках можно понять, какие вопросы на повестке дня.

Когда ты принял решение о том, что хочешь всерьёз заниматься исследованиями?

Во время учёбы на экономическом факультете я не очень задумывался об академической карьере. После бакалавриата я подавал документы в Швейцарию, а в магистратуру в Тилбург фактически попал за компанию, туда поступал мой однокурсник и друг Дима Замковой. Меня приняли и дали стипендию, и в итоге я уехал в Голландию.

Я приехал в Тилбург писать магистерскую по эконометрике без четкого плана: думал поучиться, какое-то время поработать в Европе и уже дальше решать, что делать. Параллельно во время учебы я начал думать о академической карьере. Единственныйпрофессор, которого я знал до приезда в Тилбург, был Ян Магнус, автор известного в России учебника по эконометрике. Я взял его курс,было любопытно, но постепенно я понял, что теоретическая эконометрика –не та дисциплина, которой я хочу заниматься в долгосрочной перспективе.

В какой-то момент я познакомился с профессором Бартом Бронненбергом, который подтолкнул меня к изучению маркетинга и эмпирических отраслевых рынков. Это знакомство было огромной удачей. Я прослушал несколько его курсов, погрузился в тему и, закончив магистерскую по эконометрике, остался еще на год в рамках другой программы. То есть получилось аж две магистерских. У меня была возможность остаться в Тилбурге получать PhD, но после разговоров с Бартом я решил подать заявления на PhD-программы в несколько университетов США. До переезда в Тилбург Барт получил постоянный контракт (tenure) в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе (UCLA) и очень рекомендовал хотя бы часть академической карьеры провести в США. В итоге меня приняли в несколько мест, и я поехал в Чикаго. Кстати, Дима, закончив Тилбург, остался в Голландии и успешно работает в инвестиционном менеджменте.

Вообще твой выпуск ЭФ оказался богат на будущих исследователей. В чём секрет? Как обнаружить в себе будущего учёного?

Это хороший вопрос. Действительно, много моих однокурсников сейчас работают или дописывают докторские диссертации в разных университетах в США: Дима Мухин в Принстоне, Митя Архангельский в Стэнфорде, Вася Коровкин в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе, Володя Тяжельников в Калифорнийском университете в Дэвисе. Некоторые закончили или заканчивают докторские диссертации в Европе: например, Маша Лаврутич в Тилбурге и Алина Пелих в Ливерпуле. Кажется, у многих было изначально больше понимания, что они хотят пойти в академию. У меня интерес к науке родился уже только в Голландии после общения с Бартом. Мне были интересны разные прикладные вопросы, и постепенно я пришел к тому, чем занимаюсь сейчас. Но это частный случай, а глобально необходимыми условиями для академической карьеры является интерес, любопытство, желание разобраться в том, что происходит вокруг.

Мне кажется, желание докопаться и разобраться – самый хороший сигнал того, что тебе нужна академическая карьера. Отличительная особенность такой карьеры состоит в том, что академия – очень честная профессия. У тебя есть цель ответить на какой-то вопрос, и ты ищешь ответ на него. Поэтому ключевое качество исследователя – любознательность, желание общаться и делиться своими мыслями.

Многие при поступлении думают про математический бэкграунд. Естественно, это необходимое условие, но оно точно не достаточное, и даже не лучший способ предсказать успех в науке. Очень немногие из тех, кого я знаю, получили плохую работу в академии после PhD из-за плохих математических навыков. Гораздо больше людей оставались без хорошей работы, потому что то, что они делали, было недостаточно интересно – либо им самим, и у них не было мотивации двигаться вперед, либо не интересно с точки зрения научного вклада.

В этом отношении, конечно, важно попасть в хорошую среду, как получилось у меня в МГУ. Университет богат человеческим капиталом: здесь много интересных и умных людей – преподавателей и, самое главное, однокурсников. На экономфаке было много отличных курсов – Анны Дмитриевны Вурос, Евгения Николаевича Лукаша, Александра Александровича Аузана и других – у нас было много дискуссий между студентами, а много идей рождается именно в таких диалогах. При этом, замечу, учился в бакалавриате я далеко не так усердно, как можно было бы подумать. 


            Что бы ты посоветовал нынешним студентам?

Интересоваться происходящими в России и в мире событиями и постепенно находить свою область интересов. По моему опыту, поехать жить в другую страну и оказаться в другой культуре очень помогает отфильтровать действительно важное и интересное от того, что было интересно просто по инерции. 20-30 лет – это только начало, это возраст для того, чтобы искать и заниматься интересными вещами, которые останутся для тебя важными до конца жизни – без разницы, в академии или нет. При эффективной работе, которая нравится, можно быть довольным и успешным везде: в консалтинге, инвестициях, маркетинге, финансах, если заниматься с интересом. И, соответственно, делать это там, где твои усилия и способности будут востребованы.

Можешь ли ты дать какой-нибудь совет факультету?

Ну что я буду советовать? Приехать и пообщаться со студентами или прочитать курс – вот это я могу.

 

Беседовала Анна Малькова (э401)

 


06 февраля 2017