Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас на Диспут-клуб «Узлы экономической политики». Тема диспута «Региональная политика и региональное развитие»

Время проведения диспута: 17 января 2008 года, 18:00 – 20:00

Диспут-клуб проводится Ассоциацией независимых центров экономического анализа (АНЦЭА), объединяющей более 50 ведущих аналитических центров. На обсуждение Клуба ежемесячно выносятся самые острые проблемы сегодняшней экономической политики. Участники дискуссии представляют альтернативные позиции по обсуждаемым вопросам.

Тема диспута «Региональная политика и региональное развитие»

В диспуте принимают участие

Ирина Викторовна Стародубровская

руководитель направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономики переходного периода

Леонид Маркович Григорьев

Президент Института энергетики и финансов

Институт экономики переходного периода - независимая научно-исследовательская организация, основанная в 1990 году и проводящая как теоретические, так и прикладные исследования в области в области государственных финансов, денежно-кредитной и курсовой политики, политики в области приватизации, корпоративных финансов, институциональных реформ и проблем экономического роста. Web: www.iet.ru

Институт энергетики и финансов – создан в 2004 году для реализации комплексного подхода к исследованию отраслей энергетики и финансового сектора в России в контексте экономического роста, макроэкономической устойчивости и процессов реформирования российской экономики. Проводит исследовательские и консультационные работы в области российской и мировой экономики, энергетики, финансовой сферы. Web: www.fief.ru

На диспут приглашаются

Экономисты, аналитики, студенты и все, кому интересна тема диспута.

Место проведения диспута

2-й гуманитарный корпус Московского государственного университета (Экономический факультет), ауд. 7-П, 2 этаж.

Сопредседатель Клуба,
Президент АНЦЭА
А.А. АУЗАН

Сопредседатель Клуба,
Член Правления АНЦЭА
Е.Т. ГУРВИЧ

Основные вопросы диспута

1. Возможна ли в России единая региональная политика?

3. От каких факторов зависит развитие регионов?

2. Какие инструменты региональной политики могут быть эффективны в российских условиях?

4. Должна ли политика федерального центра учитывать интересы региональных элит?

Информация к размышлению

Владимир Путин

Президент РФ

«Один из главных критериев политической культуры и развития общества – это увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за всю ее историю уровня.

Только за последний год субъектам Федерации были переданы важнейшие полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира, а также в вопросах занятости населения. Со следующего года региональные органы власти должны приступить к реализации полномочий в области охраны и управления памятниками истории и культуры федерального значения.»

(Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г. Цитируется по www.kremlin.ru)

Аналитическая записка Счетной палаты РФ

«Уровень бюджетной обеспеченности граждан РФ в 2004-2006 гг.»

«Анализ [имеющихся] данных показал, что в 2004-2006 годах сокращается количество субъектов Российской Федерации, среднедушевые доходы консолидированных бюджетов которых превышают среднедушевые расходы: 8 субъектов Российской Федерации – в 2004 году; 5 – в 2005 году.»

Концепция стратегии социально-экономического развития регионов РФ

«Принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития, которое приходит на смену политике выравнивания уровня регионального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы.»

Ирина Стародубровская

«В рамках региональной политики должна поддерживаться реализация общефедеральных приоритетов, а также основных региональных приоритетов, если они находятся в русле федеральной политики. При этом необходимо исходить из того, что реализация федеральных приоритетов в различных регионах может иметь серьезную специфику, связанную с территориальными особенностями, тем самым унифицированный подход здесь не может считаться оптимальным.»

Леонид Григорьев

«Отношения между центром и регионами за последние 15 лет менялись в диапазоне от “берите что хотите” до глубокого подозрения в сепаратизме и неспособности управлять своими делами. Центр периодически показывает своими поступками и законами, что считает региональные власти и элиты своего рода “хитрыми” туземцами, которые прикидываются добрыми гражданами страны. […]

В будущем качество и стабильность формальных и неформальных институтов регионов будет являться все более важным фактором в региональном развитии, и именно институциональный дизайн будет определять успешность развития региона в долгосрочной перспективе» (Григорьев Л., Урожаева Ю. Региональное измерение: Глубина разнообразия // Ведомости. 2005. № 102(1383). 7 июня)

14 янв 2008