Eng

Декан ЭФ МГУ, профессор А.А. Аузан выступил на стратегической сессии ПМЭФ'23 «Российское экономическое образование: будущее начинается сегодня»

Декан ЭФ МГУ, профессор А.А. Аузан выступил на стратегической сессии ПМЭФ'23 «Российское экономическое образование: будущее начинается сегодня»

Модераторировала дискуссию Иванова Ленара Хакимовна - Министр семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Спикерами также выступили:
Лобанов Иван Васильевич - Ректор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова
Максимцев Игорь Анатольевич - Ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Прокофьев Станислав Евгеньевич - Ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Тышецкая Анна Юрьевна - директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Из тезисов декана А.А. Аузана:
Экономическое образование обслуживает экономику; так как в России рыночная экономика, необходимо ориентироваться на подготовку специалистов, способных работать в рыночной экономике как российской, так и глобальной, с учетом существующих вызовов.
За последние годы российская экономика продемонстрировала непредсказуемую устойчивость, а российские экономические власти высокую компетентность. Одна из причин «нового русского экономического чуда» - выработанный естественный иммунитет бизнеса к потрясениям и аккуратные меры экономической политики,основанные на моделях, расчетах, новых подходах к анализу данных. Это означает, что актуальна фундаментальная подготовка в области современных эмпирических методов, сопровождаемая пониманием российских социально-экономических реалий.
При этом важно показывать разнообразие экономических теорий, обсуждать и критически осмысливать ограничения разных подходов и методологических иоснований.
Практически это означает сочетание в учебных планах дисциплин, развивающих практикориентированные навыки, в рамках современного мейнстрима; дисциплин, направленных на изучение современных гетеродоксальных направлений экономической мысли и взглядов их представителей на экономическую политику и ключевые социально-экономические вызовы современности; а также прикладных дисциплин, раскрывающих особенности развития экономики России.
Постоянно меняющаяся экономическая реальность, совершенствующиеся эмпирические методы, новые вызовы требуют нового формата учебно-методических материалов. Традиционные бумажные учебники быстро устаревают, даже если регулярно переиздаются. Новые форматы учебно-методических материалов должны позволять их оперативно актуализировать, обеспечивать взаимодействие с
читателями, непременно сохраняя качество и фундаментальность.
Государство как производитель правил, гарант их исполнения в первую очередь должно обеспечивать устойчивость, предотвращение негативных экстерналий при внедрении изменений, а также предотвращать наращивание транзакционных издержек, препятствующих эффективному взаимодействию стейкхолдеров.
Государственный сектор как крупнейший в российской экономике работодатель заинтересован в качестве подготовки, препятствующей критическому мышлению.
Открытость – важная характеристика для развития науки, которая необходима современному образованию. При всех ограничениях текущей ситуации важно поддерживать научные связи и не выпасть окончательно из глобального научного пространства. Задача вузов – по возможности продолжать институциональное сотрудничество и поддерживать персональные научные связи.
Современная наука во многом базируется на продвинутых эмпирических методах и больших данных. Важно понимать, что большие данные сосредоточены у регулятора и крупного бизнеса, которые зачастую имеют собственные научные подразделения, решающие задачи организации. В этих условиях вузы, в основном, лишены доступа к данным и прикасаются к реальным задачам лишь в рамках специально организованных хакатонов или мастер-классов. Конструирование режимов безопасного пользования большими данными – совместная задача государства, бизнеса и вузов.
Запись сессии «Российское экономическое образование: будущее начинается сегодня»


15 июня 2023