Eng

МФФ-22: декан ЭФ А.А. Аузан и руководитель ФСМЦ ЭФ И.Г. Телешова приняли участие в дискуссии «Финансовая грамотность как фактор успешного экономического развития региона и государства»

МФФ-22: декан ЭФ А.А. Аузан и руководитель ФСМЦ ЭФ И.Г. Телешова приняли участие в дискуссии «Финансовая грамотность как фактор успешного экономического развития региона и государства»

8 сентября в рамках Московского финансового форума состоялась дискуссия: «Финансовая грамотность как фактор успешного экономического развития региона и государства» с участием декана экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова А,А. Аузана, заместителя Министра финансов Российской Федерации Михаила Котюкова, председателя Наблюдательного совета АРФГ  Анатолия Гавриленко, министра Правительства Москвы, руководителя Департамента финансов города Москвы Елены Зяббаровой, члена Совета директоров Банка России, руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации Михаила Мамуты, руководителя ФСМЦ ЭФ Ирины Телешовой, представителей профессионального сообщества - участников реализации Стратегии по повышению финансовой грамотности в РФ.

Cсылка на запись трансляции >>

Из выступления декана ЭФ А.А. Аузана; 

"Если говорить о действующей стратегии, то, как ни странно, она вполне успешно реализуется. Фактически мы пришли к тому, к чему хотели, то есть продвинули установки финансовой грамотности через образовательные стандарты в довольно широкий слой наших соотечественников. Теперь вопрос: что делать дальше, потому что эта стратегия заканчивается, надо начинать следующую.

Какой должна быть новая стратегия? Прежде всего она не может ограничиваться только образованием и просвещением, потому что, чтобы ехать вперед, хорошо бы знать, как устроена дорога и рельеф местности. Поразительным образом мы пока продвигались на тех знаниях и пониманиях, которые у нас были -  при том, что на самом деле нет ни мониторинга того, как меняется финансовое поведение в стране, ни исследований того, как воздействуют те или иные стимулы, как работает наджинг, и т.д. Я бы сказал, что начинать нужно с некоторых предварительных исследований и установления мониторинговых систем, а уже на этом строить конструкцию новой стратегии. Организационно она тоже должна быть другой. Скорее всего, она должна быть устроена как некоторая совокупность или система проектов.

Когда что-то придумываешь, хорошо бы понять, как изменился мир, чтобы эти идеи с новым миром как-то сочетались. Последние два года переменили мир радикально.
Пандемия серьезнейшим образом повлияла на поведение населения в самых разных сферах: в экономике, потребительских установках и т.д., а цивилизационное столкновение, которое мы сейчас наблюдаем и последствия которого еще не вполне осознаем, показывает, что мир вряд ли будет прежним.

В новой исторической эпохе нам нужно в стратегию по финансовой грамотности закладывать эти серьезные факторы изменений. И еще не худо бы понимать, что и в разных регионах страны установки довольно разные, поскольку есть социокультурные особенности регионов.  Мы до сих пор, хотя и начали строить, но не построили социокультурную карту регионов России.

Мне кажется, что принципиально надо менять еще одну вещь. Медийное продвижение установок финансовой грамотности – вещь, конечно, хорошая, но быстро проходящая. Надо переходить на другие уровни воздействия – там, где воздействие идет через образ, впечатление, эмоцию - я имею ввиду креативные индустрии. Этот фактор развития появился во многих экономиках; он, как показывает опыт предыдущих кризисов, не испытывает на себе воздействия кризиса и может расти даже в условиях кризиса. Инструменты продвижения финансовой грамотности было бы правильным совместить с  ростом креативных индустрий."

 


08 September 2022