Eng

Экспертная онлайн-дискуссия «Развитие человеческого капитала в условиях форсированной цифровизации»

Экспертная онлайн-дискуссия «Развитие человеческого капитала в условиях форсированной цифровизации»

23 октября 2020 г.  состоялась экспертная онлайн-дискуссия «Развитие человеческого капитала в условиях форсированной цифровизации», организованная совместно экономическим факультетом МГУ, МФЦ «Астана» и Институтом национальных проектов.

Участники обсудили актуальные и среднесрочные вызовы для систем развития человеческого капитала в условиях цифровизации, социально-экономических потрясений (в т.ч. связанных с пандемией) и новых социальных ожиданий. В фокусе особого внимания были вопросы, связанные с развитием здравоохранения, в т.ч. какие модели необходимы в нынешних условиях и какие финансовые, регуляторные и управленческие решения необходимы для ускорения перехода к таким моделям. С докладами выступили декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Аузан, член совета магистерской программы «Экономическая политика» Екатерина Малофеева, сопредседатель Учебно-методической комиссии факультета Андрей Марков и другие эксперты.

 

 

В современной ситуации системы здравоохранения испытывают серьезные вызовы, связанные с усложнением медицинской помощи, постоянным ростом соответствующих расходов, старением населения и появлением диагнозов, требующих длительного лечения, а также шоковыми событиями, подобными пандемии коронавируса.

Серьезный вопрос, по мнению экспертов, связан с базовыми принципами, лежащими в основе системы здравоохранения, которая будет способна отвечать на эти вызовы. Как бюджетная, так и страховая модель вряд ли способны справиться с нынешними тенденциями. Решение имеет смысл искать в комбинированных вариантах, реализуемых «вдолгую» и предполагающих активную работу по управлению издержками и стимулирование инноваций.

Здравоохранение – это доверительное благо, а в треугольнике «доступность – качество – эффективность» у пациентов, участников рынка, властей разные приоритеты и разная готовность (да и возможность) идти навстречу ожиданиям друг друга, поэтому принципиально важно перестраивать механизмы координации, чтобы обеспечивать более продуктивное взаимодействие. Необходимо менять стимулы для врачей и пациентов так, чтобы они были связаны со стремлением добиваться выздоровления человека (или хотя бы обеспечения приемлемых условий жизни), с одной стороны, и с поддержанием здорового образа жизни, – с другой; делать систему управления более гибкой и распределенной, с делегированием права принятия решений на более низкие уровни.

Это в свою очередь требует междисциплинарной подготовки врачей, развитой кооперации между частными и государственными игроками (в т.ч. в вопросах финансирования), а также более глубокой, быстрой и всеобъемлющей работы со всеми имеющимися данными – статистикой, административной отчетностью, опросами пациентов и проч. Требуется также перестраивание государственной политики в сфере здравоохранения, чтобы большее внимание уделялось вопросам общественного здоровья, включая различные формы «подталкивания» (наджинга) людей к ведению здорового образа жизни. Эффективны здесь могут быть налоговые, страховые и иные стимулы для закрепления моделей поведения, укрепляющих здоровье человека и продолжительность его активной жизни.

Значительное внимание в ходе обсуждение было уделено пандемии коронавируса и реагирования на него различных систем здравоохранения. Анализируя опыт Москвы, которая весной 2020 г. первой приняла на себя удар, эксперты выделили несколько факторов, которые позволяют сохранить устойчивость системы в подобных шоковых обстоятельствах.

Прежде всего это активная диспетчеризация потоков заболевших, задействование амбулаторного звена и лечение дома – когда это возможно – с плотным телемедицинским сопровождением, которое будет доступно для самых разных категорий населения, в том числе не самых технологически продвинутых. Далее, ключевым условием является централизация информационных потоков, единая платформа для всех ИТ-решений и предельно четкая алгоритмизация всех процессов, «контрольных точек» (по которым принимается решение о тактике лечения пациента), сведение в одном месте информации обо всех исследованиях пациента, проводимом лечении, осложнениях. Наконец, обязательным условием является постоянная обработка собираемой информации для выявления закономерностей и тенденций в лечении, контроль качества работы телемедицинской системы и, главное, постоянное обучение врачей и быстрое распространение значимой для процесса лечения информации в виде готовых рекомендаций.

Негативные эффекты пандемии проявляются не только для тех, кто заболел ковидом, но и для всех остальных пациентов системы здравоохранения, «плановое» лечение которых в ряде случае оказалось затруднено или невозможно как из-за карантинных ограничений, так и из-за переброски ресурсов для борьбы с коронавирусом. С учетом таких вызовов, по мнению экспертов, очень важно, во-первых, постоянно поддерживать операционную гибкость системы, ее способность переключаться между сценариями повседневной работы с «хроникой» и авральными сценариями пандемии или иных вызовов, с которыми человечество еще может столкнуться. И, во-вторых, очень важно задействовать ресурсы сообществ, негосударственных организаций, волонтеров, которые способны быстро включаться в решение проблем пациентов, когда государственная система здравоохранения по тем или иным причинам на это неспособна. Яркий пример этого: обеспечение организациями сообществ доступа уязвимых групп населения на постсоветском пространстве к антиретровирусной терапии (против ВИЧ, требующей строгой регулярности), когда из-за карантинных ограничений поставки лекарств прерывались, а пациенты не имели возможности самостоятельно добраться до врача.


23 октября 2020