Магистратура как новая форма подготовки кадров в области экономики и управления
Магистратура как новая форма
подготовки кадров в области
экономики и управления
И.Г. Телешова,
зам. декана по учебной работе (программа магистров), доцент
Последнее десятилетие ХХ в. в истории экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова ознаменовалось проведением достаточно радикальных изменений в организации и содержании подготовки экономистов и управленцев. В 1990 г. Ученый Совет факультета обсудил и принял новую концепцию экономического и управленческого образования, основная идея которой заключалась в переходе к многоуровневой системе подготовки кадров — «бакалавр—магистр—кандидат наук».
В сентябре 1991 г. 12 студентов были зачислены на первую не только в МГУ, но и в России магистерскую программу — «Международный бизнес». В 2000/01 учебном году в рамках магистерской подготовки студентам предоставлена возможность обучения по 2 направлениям — «Экономика» и «Менеджмент» и по 16 магистерским программам: «Экономическая теория», «Математические методы анализа экономики», «Международная экономика», «Экономическая и социальная политика», «Финансовая экономика», «Экономика фирмы и отраслевых рынков» (направление «Экономика»); «Бухгалтерский учет и аудит», «Деловое администрирование», «Инвестиционное проектирование», «Маркетинг», «Международный бизнес», «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности», «Управление персоналом», «Управление рисками и страхование», «Финансовый менеджмент», «Экономическая информатика» (направление «Менеджмент»). Общая численность учащихся на магистерских программах в этом учебном году составила 592 человека, из них 324 человека обучаются на программах по направлению «Экономика» и 268 человек — по направлению «Менеджмент». Среди обучающихся удельный вес лиц, имеющих базовое высшее экономическое образование, составляет 70—75%, на долю лиц, имеющих базовое высшее неэкономическое образование, приходится 25—30%. За десятилетний период существования магистратуры дипломы магистров получили 866 человек.
Переход на многоуровневую систему организации обучения позволил, на наш взгляд, на магистерском уровне достаточно эффективно решать 2 основные задачи:
— осуществлять специализированную фундаментальную подготовку научно-педагогических кадров в области экономики и управления;
— осуществлять специализированную конкретно-прикладную подготовку кадров в области экономики и управления.
В соответствии с решаемыми задачами функционируют 2 вида магистерских программ:
— теоретического, научно-исследовательского характера;
— прикладного, практического характера.
В первом случае студенты в течение 2 лет продолжают углубленное изучение базовых фундаментальных экономических дисциплин, но при этом большое внимание уделяется их подготовке в конкретной области экономических и управленческих знаний. Одной из основных целей данного вида магистерской подготовки является формирование у студентов определенного аналитического мышления и навыков в области научно-исследовательской и педагогической деятельности. Студентам предоставляется возможность подготовки и сдачи экзаменов кандидатского минимума. Итогом обучения является защита магистерской диссертации и сдача государственных экзаменов, после чего возможно обучение в аспирантуре в течение 2 лет с целью написания и защиты диссертации на соискание степени кандидата экономических наук.
Во втором случае основная задача магистерской подготовки состоит в том, чтобы, наряду с определенной фундаментальной экономической и управленческой подготовкой, дать студентам возможность овладеть углубленными конкретно-экономическими и управленческими знаниями и прикладными навыками и умениями. Поэтому в период обучения студенты изучают как теоретические, так и конкретно-экономические и инструментальные дисциплины. Завершается обучение защитой магистерской диссертации и сдачей государственных экзаменов. Желающим предоставляется возможность подготовки и сдачи экзаменов кандидатского минимума.
Магистерские программы должны быть, с одной стороны, основательными, фундаментальными по содержанию и качеству подготовки, а с другой стороны — гибкими, живо реагирующими на потребности различных областей экономической и управленческой науки и практики. Обеспечить успешное решение данной задачи, на наш взгляд, позволяет выделение различных областей специализации в каждой программе. Сегодня каждая магистерская программа в рамках направления «Экономика» имеет 2—3 специализации: «Экономическая теория» — институциональная экономика, история народного хозяйства и экономических учений, регулирование в рыночной экономике; «Математические методы анализа экономики» — эконометрика, макроэкономическое моделирование, исследование операций; «Финансовая экономика» — бухгалтерский учет и аудит, инвестиционный анализ, финансы и банки; «Экономическая и социальная политика» — демография, трудовые отношения и социальная политика, экономическая политика, экономика социальной сферы и услуг; «Международная экономика» — международные экономические отношения, международные валютно-финансовые отношения; «Экономика фирмы и отраслевых рынков» — интегрированные системы управления фирмой, управление рисками и страхование.
Учебный план магистерской программы состоит из 3 основных блоков дисциплин (соответственно 25, 25, 50% учебного времени):
блок — дисциплины направления: базовые общеобразовательные и экономические (управленческие) дисциплины, обязательные для всех обучающихся на магистерских программах направления «Экономика» («Менеджмент»);
блок — дисциплины программы: обязательные фундаментальные дисциплины каждой программы;
III блок — дисциплины специализации: а) обязательные, б) по выбору
Первый блок предусматривает получение необходимых для высококвалифицированных специалистов общенаучных и общеэкономических знаний. Для подготовки магистров по направлению «Экономика» — это продвинутые (advanced) курсы по экономической теории, эконометрике, философии и иностранному языку. Второй блок объединяет курсы, формирующие профиль программы. Например, для программы «Экономическая и социальная политика» к их числу следует отнести экономику общественного сектора, экономику труда, институциональную экономику, государственное управление, региональную экономику и т.п.; для программы «Международная экономика» — теорию международной торговли, теорию международных финансов, международные финансовые рынки, стратегическое управление, международную статистику и т.д.; для программы «Экономика фирмы и отраслевых рынков» — теорию отраслевых рынков, экономику фирмы, государственное управление, стратегическое управление, страхование и т.п. Эти курсы являются ключевыми для соответствующей программы и должны быть освоены всеми студентами вне зависимости от их дальнейшей специализации. Наконец, третий блок обеспечивает специализацию студентов и ориентирует их либо на продолжение дальнейшей исследовательской работы, преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях, либо на работу в конкретных сферах экономики и управления.
Реализация магистерских программ потребовала изменений не только содержания, но и организации учебного процесса. В магистратуре обучение осуществляется в «малых» группах с количеством студентов от 3—5 человек (специализация) до 30 человек (программа). Учебный год делится на 3 периода продолжительностью 11—16 недель каждый. Между триместрами студентам предоставляются каникулы в течение 7—15 дней. В каждом триместре читается в среднем 6—8 дисциплин. Продолжительность каждого курса не более одного триместра. Мы отказались от традиционного деления учебных часов на лекционные и практические, семинарские. В учебном плане зафиксирована фактическая аудиторная нагрузка. Преподаватель сам имеет право решать вопрос об организации обучения в зависимости от конкретного курса, наличия учебно-методической литературы, уровня подготовки студентов и т.п. Заканчивается изучение каждого курса итоговой дифференцированной (с оценкой) аттестацией, проводимой в различной форме. Во время обучения студенты проходят практику, вид которой (научно-исследовательская, производственная, педагогическая) должен определяться содержанием программы и желанием студента. Тематика курсовой и дипломной работ также не только взаимосвязана между собой, но и определяет задание студенту во время прохождения практики.
Определенного внимания заслуживают вопросы, связанные с условиями и правилами приема на магистерские программы. Десятилетний опыт работы экономического факультета подтверждает, что на магистерских программах как направления «Экономика», так и направления «Менеджмент» могут обучаться лица, имеющие любое высшее образование. При этом отбор на обучение должен проводиться на конкурсной основе. Так, например, из 271 зачисленных в магистратуру в 2001 г. 65% составили выпускники экономического факультета текущего (2001) года, 4% — выпускники экономического факультета прошлых лет, 8% — выпускники других факультетов Московского университета, 23% — выпускники других вузов. На направлении «Экономика» из 169 зачисленных выпускники экономического факультета текущего года составили 74%, выпускники экономического факультета прошлых лет — 7,5%, выпускники других факультетов университета — 7,5%, выпускники других вузов — 11%. На направлении «Менеджмент» из 102 зачисленных выпускники экономического факультета текущего года составили 50%, выпускники экономического факультета прошлых лет — 5%, выпускники других факультетов университета — 12%, выпускники других вузов — 33%.
В подготовке магистров ежегодно принимают участие 230 преподавателей, из них 54% составляет штатный профессорско-преподавательский и научный состав экономического факультета, 11% — совместители экономического факультета, 10% — профессорско-преподавательский состав других факультетов университета, 25% — профессорско-преподавательский состав других вузов, сотрудники различных фирм и организаций. Основной груз ответственности за обеспечение эффективности и качества магистерских программ возложен на руководителей программ и специализаций: доц. Н.Л. Фролову, доц. Н.Л. Шагас, доц. И.М. Волкова, доц.
А.В. Клименко, доц. С.А. Дунаева, проф. О.А. Третьяк, проф.
В.И. Маршева, проф. М.В. Грачеву, ст. науч. сотр. Е.Е. Смирнову, доц. С.Ю. Рощина, доц. В.Х. Эченикэ, доц. И.В. Ивашковскую, проф. М.И. Лугачева, доц. А.Е. Шаститко, доц. Е.Н. Калмычкову, доц. Е.А. Туманову, доц. В.И. Черняка, доц. Н.М. Калмыкову, проф. Е.В. Егорова, а также на заведующую учебной частью С.П. Петрову и инспекторов Т.П. Алпатову, Е.А. Ванян, В.Г. Аверьянову.
Магистратура является весьма динамичной, постоянно развивающейся структурой. Ярким примером является введение таких новых организационных форм работы со студентами, как научные семинары в рамках магистерских программ направления «Экономика» и практические семинары в рамках магистерских программ направления «Менеджмент». Определенная новизна, «нетрадиционность» как научных, так и практических семинаров, на наш взгляд, состоит в том, что они являются авторскими. По решению учебно-методического совета содержание и формы проведения семинаров определяются по каждой программе и даже специализации самостоятельно. При этом, несмотря на имеющееся разнообразие, сегодня практически во всех научных семинарах можно выделить 2 основные проблемные составляющие: методика, методология и организация научных исследований; актуальные проблемы той или иной области экономической (управленческой) науки и практики. В проведении научных семинаров принимают активное участие как ведущие профессора и преподаватели экономического факультета: А.А. Пороховский, А.Е. Шаститко,
Н.Л. Шагас, Е.А. Туманова, В.И. Черняк, В.Ф. Железова, М.В. Кулаков, И.П. Фаминский, М.В. Грачева, Р.П. Колосова, О.А. Третьяк, так и представители бизнеса: П.О. Авен, В.Л. Никофоров (консалтинговая фирма «Прогрессор»), А.Новиков (рейтинговое агентство «ER-рейтинг»). Заслуживающими внимания формами проведения научных семинаров, на наш взгляд, являются следующие: обсуждение научных работ студентов по форме, максимально приближенной к процедуре обсуждения кандидатских диссертаций; обсуждение актуальных проблем экономической науки и новинок научной литературы; обсуждение докладов с коллективной оценкой качества; приглашение специалистов из различных научно-исследовательских организаций, министерств, ведомств (Министерство экономики, ВТО, Всемирный банк и т.п.); проведение занятий в различных организациях (ВНИИВС Министерства торговли, Демографическая секция Дома ученых); участие студентов в научно-практических конференциях, «круглых столах» и т.п.
Для студентов магистерских программ направления «Менеджмент» в рамках сотрудничества экономического факультета МГУ и Клуба 2015, объединяющего менеджеров и предпринимателей, организован практический семинар на тему «Динамика развития и стратегическое планирование в различных индустриях. Практика бизнеса в России». Основная цель данного семинара — продемонстрировать важнейшие стратегические концепции на примере корпоративных стратегий ведущих в своих областях компаний, действующих в России. В работе семинара принимали участие Ольга Дергунова (Генеральный директор российского отделения компании Microsoft, информационные технологии), Рубен Варданян (Президент компании «Тройка Диалог», инвестиции и финансы), Алексей Резникович (Партнер в компании McKinsey, консалтинг), Леонид Новосельский (Генеральный директор компании «Градиент», дистрибьюция потребительских товаров).
С 1997 г. на базе магистратуры экономический факультет и Программа развития ООН в Российской Федерации реализуют совместный образовательный проект в области Концепции человеческого развития, который предполагает разработку учебных курсов, подготовку и издание учебников и учебных пособий. Сегодня уже можно отметить как определенные достижения в этой области, так и новые направления развития.
Первый пилотный 32-часовой учебный курс «Развитие человеческого потенциала» был прочитан студентам магистратуры 2-го года обучения в октябре-декабре 1997 г. Он был объявлен как обязательный для студентов программы «Государственная политика и управление», специализирующихся в области регулирования занятости и социально-трудовых отношений, и как элективный для студентов других программ. В курсе были рассмотрены следующие темы: человеческий капитал и человеческое развитие; экономический рост и человеческое развитие; измерение человеческого развития: методология и оценка; продолжительность жизни и здоровье; образование в контексте человеческого развития; занятость и труд; национальный и личный доход; бедность и неравенство; неравенство и неоднородность; региональные аспекты человеческого развития в Российской Федерации; политика в области народонаселения и человеческого развития; проблемы человеческого развития в Российской Федерации. По итогам изучения данного курса студенты получили специальные сертификаты экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и Программы развития ООН в Российской Федерации.
На основе прочитанного курса в 1998 г., с одной стороны, издано учебное пособие «Основы изучения человеческого развития» под редакцией Н.Б. Баркалова и С.Ф. Иванова (изд-во «Права человека»), а с другой — организована работа по подготовке расширенной и более фундаментальной учебной программы в области человеческого развития.
Первоначально предполагалось данную подготовку проводить в рамках отдельной специализации магистерской программы «Экономическая и социальная политика». Однако в ходе работы произошли некоторые изменения. В настоящее время курсы, связанные с концепцией человеческого развития, являются обязательной составной частью для всех студентов, обучающихся на магистерской программе «Экономическая и социальная политика». Такие курсы, как человеческое развитие и его измерение, экономическая политика, экономика благосостояния и уровень жизни, устойчивое экологическое развитие, человеческое развитие и занятость, экономика здоровья и система здравоохранения, экономика образования и система образования, пенсионные системы формируют блок фундаментальных дисциплин данной программы. На основе накопленного опыта преподавания подготовлено и в 2000 г. издано под редакцией проф. В.П. Колесова и Т.Маккинли на двух языках (русском и английском) учебное пособие «Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса».
О постоянном развитии и стремлении повысить качество магистерской подготовки свидетельствует и организация в 1999 г. подготовительных курсов для лиц, имеющих высшее неэкономическое образование. Организатором данной деятельности был доц. С.Ю. Рощин, в настоящее время эстафету у него переняла ассистент, канд. экон. наук Е.В. Берездивина, которая является выпускницей магистратуры. Ежегодно в течение 4 месяцев на подготовительных курсах проходят обучение в среднем 50—60 человек, которые, как правило, не только успешно сдают вступительные экзамены, но и в процессе обучения занимают лидирующие позиции. Эффективное функционирование подготовительных курсов стало возможным благодаря плодотворной, творческой деятельности проф. Ю.Н. Черемных, проф. А.Н. Чеканского, доц. Л.А. Карасевой, доц. С.Е. Казариновой, ст. преп. А.Д. Вурос.
Однако не следует считать, что развитие магистратуры связано только с успехами и достижениями. Как любое новое дело, оно порождает и новые вопросы, и проблемы. Не претендуя на их всеобъемлющий охват, попытаемся сформулировать основные концептуальные болевые точки, которые возникают сегодня при реализации магистерских программ.
Десятилетний опыт реализации магистерской подготовки в российских вузах, а также зарубежный опыт свидетельствуют о том, что магистратура — это самостоятельная ступень в системе высшего профессионального образования, которая позволяет, во-первых, подготовить высококвалифицированные кадры в конкретных областях науки и практики, во-вторых, более эффективно удовлетворять индивидуальные потребности личности, предоставляя возможность получать образование на стыке направлений и специальностей. Министерство образования РФ рассматривает магистратуру как одну из основных образовательных программ в структуре высшего профессионального образования, состоящую из 4-летней образовательной программы подготовки бакалавра и 2-летней программы специализированной подготовки магистра. Предлагаемая формулировка, на наш взгляд, сужает возможности магистерской подготовки и превращает ее в систему подготовки по специальности с удлиненным сроком обучения с 5 до 6 лет.
Подготовку магистров целесообразно ориентировать не только на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, как это сегодня зафиксировано в нормативных документах, но и на высококвалифицированную практическую работу. В российской системе образования подготовка магистров делового администрирования осуществляется в рамках дополнительного профессионального образования и предполагает присвоение квалификации «мастер», подготовка же магистров государственного управления вообще не предусмотрена.
По нашему мнению, требуют совершенствования образцы государственных документов о высшем профессиональном образовании. В Дипломе магистра важно указывать не просто направление подготовки, а наименование конкретной программы, в приложении к Диплому должна быть указана специализация. Кроме того, целесообразно указывать факультет, где проходил обучение студент.
В настоящее время мы не можем говорить о сложившейся системе непрерывного образования, так как отсутствует соответствие между магистратурой и аспирантурой как по перечню магистерских программ и кандидатских специальностей, так и по срокам и содержанию обучения в аспирантуре выпускников магистратуры.
По-прежнему остается актуальным вопрос о финансировании магистерской подготовки. C одной стороны, целесообразно предусматривать многоканальную систему ее финансирования: госбюджет, возмещение затрат за обучение как физическими, так и юридическими лицами, спонсорская помощь и т.д. С другой стороны, необходимо специально продумать вопрос о формах бюджетного целевого финансирования студентов-магистрантов (стипендии, гранты), а также о возможности предоставления и получения специальных кредитов на оплату за обучение.
К сожалению, иногда возникают формальные вопросы, связанные с трудоустройством людей, имеющих диплом магистра, так как в действующем квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих в разделе «требования к квалификации» до сих пор не предусмотрено наличие квалификации «магистр».
Существуют определенные проблемы и с институциональным (организационным) оформлением магистерской подготовки в рамках факультета и университета. Переход на многоуровневую систему образования предполагает изменение принципов организации и управления учебным процессом. В частности, неизбежен вопрос, связанный с определением места и роли кафедр в реализации магистерских программ. Как правило, магистерские программы носят междисциплинарный характер, поэтому не существует понятия «выпускающей кафедры» и жесткого соответствия между конкретной кафедрой и программой. Кафедры на равных правах вносят посильный вклад в различные магистерские программы. В связи с этим возникает необходимость определения статуса руководителя магистерской программы, его функциональных прав и обязанностей.
Достаточно острыми и злободневными остаются вопросы методики преподавания и обучения в магистратуре. Магистерская подготовка не только предполагает, но и требует перехода к активным формам обучения, переноса акцентов на самостоятельную работу студентов, что, в свою очередь, связано с изменением деятельности профессорско-преподавательского состава, разработкой и внедрением новых методик.
Перечисленные проблемы и вопросы, на наш взгляд, еще раз являются подтверждением того факта, что магистратура прошла первый нулевой цикл становления и перешла в следующую фазу развития, где постепенно и будет в рамках указанных направлений совершенствовать свою деятельность.
04 дек. 2001