На главную страницу!

Отчет декана экономического факультета МГУ на собрании преподавателей 7 сентября 2006 г.

Уважаемые коллеги!

Начался новый учебный год, 252-й в МГУ и 65-й на экономическом факультете. В обстановке достаточно стабильной по стране в целом, хотя характер экономического развития, определяемый и маскируемый благоприятной конъюнктурой на энергоносители, порождает много вопросов и проблем. В области образования, в частности высшего, в истекшем году сохранились тенденции развития, в результате которых также накапливаются проблемы. Их много, но, так или иначе, они сводятся к вопросам качества, эффективности, соответствия запросам общества, в частности запросам рынка труда. Даже более или менее осмысленные меры по обновлению (например, в вопросах юридического статуса вузов, двухступенчатости, финансирования) за истекший год не продвинулись вперёд. Складывается впечатление что "в верхах" есть понимание необходимости перемен, но недостаёт решительности, а профессиональное сообщество, в целом и общем признавая эту необходимость, по причинам консерватизма (неизбежного в образовании) и подозрений, что опять эти перемены произойдут за его счёт, не торопится принимать конкретные предложения по обновлению. Может быть, поэтому политические власти встали на путь экспериментального, выборочного, осуществления этих мер через Национальный проект «Образование». Для вузов этот проект означает получение дополнительных ресурсов через конкурс, путём участия в конкурентной борьбе. Но только под программы модернизации. Даже само участие в конкурсах побуждает к разработке таких программ, т.е. переосмыслению сложившейся практики и разработке конкретных мер по её обновлению.

Не знаю как в других областях, но в образовании такая идеология национального проекта — это находка. Иначе сколько денег не давай, всё останется по-прежнему. И это находится в полном согласии со словами президента страны (сказанными экспромтом, в заключительном слове на Съезде ректоров в июне 2006 года): "Нельзя ничего не делать. Лучше уж в чём-то ошибиться (вводя новшества), чем ничего не менять".

Московский Университет, как известно, принял участие в первом конкурсе и получил под нововведения 1 млрд. рублей. В проекте, рассчитанном на 18 месяцев, примут участие 13 факультетов, в т.ч. наш. Экономический факультет был источником идей и предложений для Университета в целом. Объём финансирования для факультета составляет 60 млн. рублей, т.е. сопоставим с проектом Мирового Банка/НФПК. В МГУ должны быть открыты 54 магистерских программы с использованием системы кредитных часов. Тем самым преодолевается барьер безразличия или непонимания к тому, что раньше делали мы. Наша задача — подготовить магистерские программы второго поколения и подготовить тем самым потенциал обновления программы бакалавров. Но об этом конкретно — чуть позднее. Главное, что я хотел сказать в начале своего доклада: время перемен в университете неизбежно наступает, и наступивший новый учебный год будет проходить под знаком этих перемен.

В начале коротко об итогах. МГУ в целом выпустил 5767 человек. Экономический факультет подготовил 556 бакалавров (в т.ч. 404 экономики и 152 менеджмента), 245 магистров (соответственно — 139 и 106), т.е. всего на студенческом уровне 801 человек, плюс 97 кандидатов наук и 9 докторов. На долю факультета приходится 12%, почти 1/8 выпуска МГУ. Это на выходе системы.

На входе, т.е. приём в МГУ:

Число участвующих в конкурсе

20765 (медалисты 33%)

План приема

3760

Зачислено на бюджетные места

4000

На договорной основе

2000

Всего

6000

в т.ч. по олимпиадам

2827

На факультет в 2006 году принято:

На программу бакалавров

Направление

Количество студентов

Итого

Экономика д/о

223 (бюджет) + 119 (договор)

342

Экономика в/о

42 (бюджет)

42

Менеджмент

113

113

Итого

265 (бюджет)+232 (договор)

497

Переведено из других ВУЗов

17 д/о+9 в/о

26

Всего принято бакалавров

 

523

На программу магистров

Направление

Количество студентов

Итого

Экономика

151+22 по договору

173

Менеджмент

140

140

Всего принято магистров

 

313

Иностранцев всех направлений и уровней 164

Итого 1000 человек

Набор аспирантов составит порядка 100-110 человек.

Если в МГУ общий набор составит порядка 6000 человек, то на долю факультета приходится уже 1/6. Это ещё раз подтверждает, что мы самый крупный факультет из более чем 30 учебных подразделений, со стабильно высоким конкурсом (50% медалисты), а значит и популярностью в стране. Кстати, конкурс по методике подсчета ректората составил 10,5 человек. Это самый высокий, не считая ФГУ, где маленький прием.

Кто-то склонен относить это на счёт популярности профессии экономиста, но думается, что не нужно недооценивать и авторитет факультета, а также работу по информированию потенциальных абитуриентов.

А авторитет факультета — это не только количественный потенциал обучаемых, а ещё и многообразная учебно-воспитательная работа, а также репутация новаторского факультета, преподавательский корпус которого — в постоянном поиске более эффективных и современных приёмов и технологий обучения.

В подтверждение этих слов достаточно только перечислить основные мероприятия истекшего учебного года:

  • Подготовлен проект нового учебного плана по направлению «Экономика» на дневном отделении на основе кредитных часов, предусматривающий увеличение доли самостоятельной работы студентов.
  • Разработана концепция стандарта третьего поколения подготовки бакалавров по направлению «Экономика» на базе компетентностного подхода и кредитно-модульной организации учебного процесса.
  • Опубликован «Справочник студента 2006», который выходит уже в десятый раз. В нем появились новые главы: «Правила поведения студентов», «Традиции факультета».
  • Подготовлен новый каталог учебных программ по направлению «Экономика» с учетом изменений в учебном плане.
  • Значительно продвинута работа по автоматизации управления учебным процессом в части составления расписания с учетом индивидуальных траекторий обучения студентов на программе бакалавров и магистров. В систему по подготовке расписания внесены все учебные планы по годам набора, что позволяет в автоматическом режиме составлять рабочие планы, получать сведения о фактической нагрузке ППС. Краткая иллюстрация расписания будет дана после доклада.
  • Продвинута работа по разработке и внедрению системы управления учебным процессом на основе комплекса SAP R/3. Созданы дополнительные рабочие места в учебной части для сопровождения этой системы.

В декабре 2005 года проведен выездной семинар для преподавателей по методике и организации обучения и преподавания в магистратуре. В семинаре приняли участие 45 человек: руководители магистерских программ и специализаций, заместители заведующих кафедр по учебной работе, а также представители экономического факультета ГУ - ВШЭ.

Особое внимание уделялось вопросу мотивации деятельности профессорско-преподавательского состава в связи с переходом на новую систему организации учебного процесса.

Во втором семестре ежемесячно проводились Педагогические чтения, на которых обсуждались следующие вопросы:

  • Организация и технология обучения с использованием системы ECTS ;
  • Система обеспечения качества высшего образования;
  • Концепция разработки нового учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Экономика»;
  • Новая роль преподавателя в учебном процессе.

Активное участие в проводимых заседаниях принимали преподаватели кафедры политической экономии, ММА, ЭЗС, другим кафедрам в новом учебном году следует обратить внимание на необходимость активизации работы в этом направлении. Приятно, что некоторые коллеги обобщают вопросы методик преподавания на высоком научном уровне, как это делает, например А.А. Пороховский, опубликовав статью в №7 журнала “Вопросы экономики”.

Ученый совет факультета также уделял достаточное внимание вопросам совершенствования учебно-методической работы. Были рассмотрены вопросы о совершенствовании системы оценки знаний студентов, совершенствовании системы изучения иностранных языков на экономическом факультете.

В октябре решением Ученого совета факультета были внесены изменения в Положение о порядке организации оплаты труда работников экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, производимой за счет внебюджетных средств:

  • введено понятие «контактных часов»;
  • контактные часы входят в нагрузку аналогично аудиторным занятиям;
  • контактные часы оплачиваются аналогично аудиторным часам.

Поскольку факультет является координатором учебно-методического совета по экономике УМО по классическому университетскому образованию, методическая работа тесно связана с деятельностью УМО.

В октябре 2005 года проведено заседание на базе экономического факультета Новосибирского государственного университета. Обсуждались концептуальные вопросы разработки государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Экономика». ( 2006 г . Алтайский ГУ).

В феврале 2006 г. проведено заседание на базе экономического факультета МГУ. Приняли участие 63 человека из 27 вузов России, Украины, Белоруссии. Армении. Обсуждались вопросы совершенствования экономического образования, проводилась экспертиза учебников и учебных пособий.

Принимали участие в заседаниях УМО университета, совещаниях Министерства образования.

Профессорско-преподавательский состав экономического факультета принимал участие в проведении научных исследований на тему «Разработка новых ГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика»» в рамках проекта Министерства образования и науки РФ «Разработка и апробация на базе сети высших учебных заведений концепции профессионального образования, ориентированной на фундаментальные знания» и на тему «Европейская система переводных кредитов ( ECTS) и практика использования кредитных систем в зарубежных и российских университетах (аналитический обзор)» по заказу НФПК.

Подготовлены материалы и оказана помощь Университету в получении по конкурсу гранта в рамках национального проекта.

Основные направления работы в 2006/07 учебном году:

В рамках инновационного образовательного проекта предполагается решение следующих задач и осуществление следующих мероприятий:

1. Разработка инновационных образовательных магистерских программ нового
поколения по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» в соответствии с
принципами Европейской системы взаимозачета кредитных часов,
требованиями компетентностного подхода и кредитно-модульной организации
учебного процесса:

  • разработка новых учебных планов магистерских программ
  • разработка системы кодификации курсов
  • разработка программ учебных дисциплин
  • подготовка и издание информационных пакетов (каталогов) на русском
    и английском языках в соответствии с требованиями европейской системы
    обеспечения качества.

2. Совершенствование управления качеством учебного процесса на
экономическом факультете:

  • изучение и обобщение российского и зарубежного опыта вузов по
    управлению качеством образовательного процесса и разработка собственной
    системы управления качеством;
  • разработка новой системы оплаты труда ППС и АУП в условиях
    перехода на инновационную систему организации учебного процесса и использования новых технологий;
  • разработка балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов по
    изучаемым дисциплинам, научно-исследовательской работе, включая
    установление Европейской шкалы оценки успеваемости;
  • разработка системы анкетирования студентов по итогам обучения.

3. Развитие исследовательского компонента учебного процесса:

  • разработка и внедрение новых форм организации научно-
    исследовательской работы студентов магистратуры (научные семинары);
  • создание базы данных магистерских исследований (кодификация
    результатов научно-исследовательских работ, разработка требований и системы
    оценки результатов научно-исследовательской работы и т.п.);
  • закупка подписки на электронные библиотеки, базы данных,
    программного обеспечения и лицензий на него.

4. Повышение квалификации ППС и АУП:

  • организация и проведение Педагогических чтений (1 раз в месяц) — обязательных,
  • организация и проведение выездных тренингов;
  • зарубежная мобильность ППС и АУП

5.Повышение технической оснащенности учебного процесса:

  • закупка презентационного оборудования (20 классов);
  • закупка оборудования для организации видео-конференций.

Отдельно в рамках программы бакалавров, необходимо сделать следующее:

  • Внедрить в практику те элементы самостоятельной работы студентов, которые не требуют дополнительных аудиторий (дистанционные методы контроля, домашние задания и т.п.), а также продумать формы отчетности по этой работе. Необходимо увязать организацию и проведение самостоятельной работы с оплатой труда.
  • Внедрить новый учебный план по направлению «Экономика» с 2007 учебного года. Уже в этом учебном плане предстоит сократить аудиторную нагрузку бакалавров. На выездном заседании деканов факультетов ректор впервые поставил вопрос о правомерности включения курсов только на том основании, что нужно обеспечить часы тому или иному преподавателю. Основание для такой постановки — широко распространённое мнение студентов и родителей, что это именно так. И не в последнюю очередь у нас на факультете. Это не означает, что нужно увольнять кого-то. Сейчас редкая кафедра читает один курс, значит нужно переводить преподавателя на другой предмет. И потом, по самому смыслу обновления главное в работе преподавателя — не часы в аудитории, а эффективная передача знаний через эффективную индивидуальную работу со студентом, главным образом путём самостоятельного изучения. Распределение курсовых и дипломных работ показывает, что на одной их 3, а на другой 300, у одного преподавателя — 0, а у другого 40. У одной кафедры защищается 100 магистров (из общего выпуска 245), на другой никого.
  • Ещё один резерв сокращения аудиторной нагрузки бакалавров — сокращение дублирований, достижение договорённостей о распределении дублируемых тем. Такая работа должна быть сделана в этом году при подготовке и издании нового каталога учебных программ по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» с учётом изменений в учебном плане.
  • Актуальной остается задача ограничения, сдерживания размножения курсов и спецкурсов. Их счёт идет на сотни. Разумно ли это? В каких-то случаях на это нужно идти, когда предметом курса действительно является что-то принципиально новое и заслуживающего специального изучения. Общим же правилом должно, по-видимому, быть включение новых тем или разделов в устоявшиеся курсы, их обновление.
  • Для подготовки программ нового учебного плана нужно будет cформировать экспертную комиссию.
  • Провести экспертизу содержания учебных программ, в т.ч. и на предмет содержания повторов, да и на предмет достаточности оснований на статус дисциплины или спецкурса.
  • Кроме того, в течение года предстоит разработать и внедрить систему ежегодной неформальной аттестации ППС на основе оценки качества читаемого курса: наличия учебно-методического обеспечения, набора самостоятельных и контрольных заданий, статистических материалов, календарно-тематических планов, руководства курсовыми и дипломными работами. А с будущего года — с учётом количества студентов, с которыми проводятся индивидуальные контактные часы. Это будет что-то вроде практикуемого в учебных заведениях многих стран ежегодного performance report. Тогда будет и более полон информационно материал для периодического переизбрания, и возможность двигаться в направлении так называемого “эффективного контракта” преподавателя. Далее необходимо:
  • Подготовить методические указания по организации самостоятельной работы студентов, сформировать календарные планы её выполнения.
  • Подготовить и издать новую программу Государственного экзамена, соответствующую учебному плану 2002 года направления «Экономика».
  • Продолжить усилия по совершенствованию системы оценки знаний студентов. Мы слишком нетребовательны, и диапазон оценок чрезмерно узок. Чтобы показать Вам насколько серьёзна проблема, приведу результат внешней оценки итогов защиты магистерских диссертаций, которая была проведена в экспериментальном порядке. В выборке было 28 работ, получивших на защите оценку отлично. Когда эти работы были показаны внешним (с других кафедр) экспертам, они оценили их так:

Количество работ

Оценка

%

11

Отлично

39

5

Хорошо

18

10

Удовлетворительно

36

2

Неудовлетворительно

7

  • Внедрить систему автоматического управления учебным процессом SAP R -3. Для этого необходима высокая дисциплина организации рабочих мест в учебной части, учебно-методической лаборатории, отделе кадров, на кафедрах, в диспетчерской службе. Обеспечить обмен исходной информации между различными базами данных: АИС «Студент» и «Абитуриент», SAP R -3, АИС «Расписание».
  • В связи с SAP R -3 необходимо повысит исполнительскую дисциплину преподавателей по проведению регулярных аудиторных занятий, промежуточных форм контроля и сессий, планированию занятий по срокам и качеству отчетной информации. Совершенно неприемлемо, когда ведомость по неделе находится у преподавателя после экзамена, или когда экзамен фактически принимается без документа (ведомости, отрывного талона) учебной части.

Чёткость работы преподавателей, спокойная, но уверенная требовательность к студенту, по-университетски особая культура общения со студентами, даже внешний вид, во многом определяют характер воспитательной работы со студентами. Лучше всего её цели достигаются, когда студенты вовлечены в какой-либо исследовательский проект, командную работу. Но и в повседневной жизни преподаватель не должен проходить мимо проявлений вызывающего поведения студентов. Вообще говоря, вмешательство преподавателя, если он стал очевидцем отклонения от правил, опубликованных в справочнике, должно быть нормой. В связи с этим, хотелось бы привести пример требовательности к студентам в одном из американских вузов.

Продолжает тревожить ситуация с внутренним платным репетиторством. Несколько человек, примерно десяток могут такой практикой нанести и наносят огромный ущерб всей работе всего коллектива, репутации факультета, дискредитировать всю работу по обновлению организации и технологии учебного процесса. Перенос центра тяжести на самостоятельную работу с индивидуальным консультированием, организация дополнительных занятий с отстающими могут помочь избавиться от этой напасти, но всё же главное в этом деле — понимание преподавателями недопустимости и предосудительности такой практики, практики извлечения частной выгоды из недостатков организации учебного процесса.

Среди других проблем, которыми нужно заняться в наступившем учебном году, следует назвать развёртывание деятельности Центра поддержки электронных дистанционных курсов и программ, в том числе дополнительного образования. Руководителем Центра назначен Липунцов Ю.П. Он объединил всех энтузиастов и продвинутых преподавателей. Центру будет оказана всяческая поддержка. Существует также предложение (проект) создания информационного центра факультета, в задачи которого будет входить развитие и управление информационными ресурсами. В его структуре предлагается иметь службу электронной подписки на периодику, статистические и юридические базы данных, а также собственный электронный архив препринтов работ сотрудников факультетов и внутреннюю электронную библиотеку факультета. Хотелось бы также сказать, что на факультете проведена инвентаризация всех имеющихся софтов (баз данных, программ, игр и т.д.) (Сердюков Б.П.), планируются подписка и покупка всех заявленных программных продуктов. Сайт факультета стал достаточно информативным и посещаемым, его за год необходимо превратить в многофункциональный портал. Вместе с завершением работы по внедрению SAP R-3 это будет означать существенное продвижение по пути информатизации факультета.

О научной работе. Научный потенциал факультета — это 18 кафедр, 4 самостоятельные лаборатории и 7 лабораторий при кафедрах. Из общего числа работающих на факультете порядка 600 человек, в этот потенциал включаются также 130 человек научного персонала (в т.ч. 14 докторов наук и 73 кандидата наук), 40 человек — научно-вспомогательного персонала и весь п рофессорско-преподавательский состав факультета, насчитывающий 207 человек (в т.ч. 63 докторов наук и 118 кандидатов наук, за прошедший учебный год два сотрудника факультета защитили докторские диссертации и 4 — кандидатские).

Научно-исследовательская работа на факультете ведется по 28 научным темам в рамках следующих 5 приоритетных направлений фундаментальных научных исследований:

  • Развитие экономической теории и практики на основе системного анализа
    и формирование российской модели рыночной экономики. (13 тем).
  • Исторические и философские аспекты экономической теории. (3 темы)
  • Институциональная организация экономических систем. (4 темы).
  • Развитие человеческого потенциала и социальная политика России. (5 тем).
  • Глобализация мирового хозяйства и Россия. (3 темы).

За 2005-2006 учебный год кафедры и лаборатории факультета опубликовали 29 монографий общим объемом 757 п.л. и 58 учебников и учебных пособий общим объемом 732,5 п.л. Сотрудники факультета опубликовали 119 статей объемом около 85 п.л. Ряд работ и отчетных материалов получили высокую оценку общественности и заказчиков, а наш коллега Н.М. Калмыкова в составе авторского коллектива, подготовившего учебник, получила премию Правительства РФ.

Как и в прежние годы, за истекший учебный год в стенах экономического факультета прошла серия научных конференций, семинаров, круглых столов, включая Ломоносовские чтения. Кафедры и лаборатории факультета организовали 28 конференций и семинаров. В их числе Малый университетский форум «Россия — великая держава », конференция «Россия и интернационализация высшего образования» и конференция «Безопасность: обеспечение, оценка и модернизация».

Аспирантура, докторантура. Всего в аспирантуре факультета по данным на конец 2005 г . обучались 359 человек, в том числе 26 человек на контрактной основе, а в докторантуре —4 человека. Из числа аспирантов 265 человек обучались в очной аспирантуре и 94 — в заочной. В качестве соискателей кандидатской степени прикреплены 80 человек, докторской — 20 человек.

На факультете в настоящее время работают 9 советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. Открыт новый совет под председательством Ю.М. Осипова. Результативность по защитам оставляет желать лучшего.

Гранты. В 2005 г. факультет выполнял НИР, финансируемые по 1 гранту РФФИ (15 тыс. руб.) и 7 грантам РГНФ (875,4 тыс. руб.). В 2006 г. Выполняются работы, финансируемые по 6 грантам РГНФ. Общий годовой объем финансирования составляет 975 тыс. руб. Таким образом, количество грантов несколько сократилось, но объем финансирования увеличился.

Ведутся НИР по международным грантам. Так, кафедра экономики предприятия и основ предпринимательства участвует в международном гранте TEMPUS . В рамках этого проекта российская, шведская и датская сторона участвуют в создании новой учебной программы «Инновационное предпринимательство».

По инициативе кафедры экономики предприятия и основ предпринимательства экономический факультет осенью 2005г. принял участие и признан победителем конкурса Федерального агентства по науке и инновациям по лоту № 2005-РИ-27.0/012 «Разработка и создание модели международного учебно-научного и консультационного центра инновационного предпринимательства на базе государственного университета» с общим объемом финансирования 15 млн. руб.

Участие ученых и преподавателей факультета в других работах. Для экономического факультета характерна постоянная востребованность высокой квалификации и научного авторитета его ученых со стороны органов власти РФ и субъектов федерации, а также общественных и неправительственных организаций. Здесь сложились определенные формы сотрудничества, в рамках которых велась работа в истекшем году. Сюда относятся выполнение экспертиз по заказу Правительства РФ, отдельных министерств и органов власти субъектов федерации; экспертиза проектов законов, законодательных актов и нормативных документов; участие в экспертных советах и рабочих органах комитетов Совета Федерации и государственной Думы, а также министерств; научное консультирование законодательных и правительственных органов, общественных и неправительственных организаций. Всего в 2005-2006 учебном году насчитывалось до 20 направлений подобного сотрудничества.

В конце октября этого года в Университете состоится первый в стране Фестиваль науки, в котором факультет должен принять активное участие.

Два слова о социальной стороне нашего бытия. За истекшие 8 месяцев выплачено 12 надбавок. С 1 ноября повышается плата за учёную степень: 3000 рублей вместо 900 за степень кандидата наук и 7000 вместо 1,5 тысяч за докторскую. Фонд оплаты труда на факультете вырос в абсолютном значении с 64,2 до 72,9 млн.рублей или на 13,5 %. Внесены изменения в положения об оплате труда в связи с новыми видами учебной нагрузки. Если ректорат даст добро, начнем дифференцировать дополнительную оплату из экономии по бюджетному фонду оплаты труда в соответствии с поданными нами предложениями. Работа по совершенствованию системы оплаты труда будет проводиться и дальше.

2006 год — год 65-летнего юбилея факультета. Дата не очень круглая, по регламенту ректората даже не юбилей. Поэтому усилия будут сосредоточены на работе с выпускниками-спонсорами.

2007 год — это (с высокой вероятностью) начало переселения и освоения нового здания. Финансирование строительства предусмотрено и на 2008 и 2009 годы, поэтому и осваивать, к сожалению, придётся частями, неодномоментно. Конечно, это связано с определёнными неудобствами, но всё забудется и окупится, когда факультет получит наконец достойную материальную базу. Когда будут реализованы все четыре элемента стратегии обновления факультета: содержание, структура, организация и технология обучения, материальная база. К слову сказать, Стратегия, как документ, как программа развития факультета до 2015 года опубликована в Вестнике, и каждый год конкретизируется годовыми программами по её реализации, утверждаемыми Учёным Советом.

2007 год — год выборов декана, год, когда будет ещё одна дополнительная возможность выверить и уточнить долговременную программу развития.

Завершая выступление, хочу сказать: “У нашего факультета хорошие перспективы, есть хороший потенциал, благородная цель — сделать факультет современным вузом — лидером экономического образования (сохранив, подтвердив и закрепив это лидерство), стабильная обстановка и деловой настрой. Давайте и дальше трудиться во имя этой благородной цели.”

Благодарю за внимание!

12 сен 2006