Eng

Восьмой совместный семинар кафедры философии и методологии экономики и Волховского филиала РГПУ имени А.И. Герцена на тему «Образование и экономика: Болонский процесс: вчера, сегодня, завтра»

Восьмой совместный семинар кафедры философии и методологии экономики и Волховского филиала РГПУ имени А.И. Герцена на тему «Образование и экономика: Болонский процесс: вчера, сегодня, завтра»

29 сентября 2022 года на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся восьмой совместный семинар кафедры философии и методологии экономики и Волховского филиала РГПУ имени А.И. Герцена на тему «Образование и экономика: Болонский процесс: вчера, сегодня, завтра». Открыло семинар вступительное слово д.ф.н., профессора, заведующего кафедрой философии и методологии экономики Л.А. Тутова и к.истор.н., заведующего кафедрой экономического образования Волховского филиала РГПУ имени А.И. Герцена А.Н. Назарова. В своих выступлениях они отметили актуальность темы: реформы системы образования, проводившиеся в нашей стране в рамках «Болонского процесса», были направлены на то, чтобы построить в РФ систему образования, аналогичную системам образования стран Запада, а также снизить барьеры для международной мобильности студентов. Однако однозначной поддержки как в правительстве России, так и у общественности новшество не нашло. Недавно наше членство в Болонском процессе было приостановлено. Что будет дальше? Вернемся ли мы к прежней системе? Как оценивать Болонский процесс? Позитивные и негативные стороны. Создадим ли гибридные формы, соединив достижения Болонской системы и ценный опыт отечественного образования? Все эти вопросы нуждаются в ответах.
В рамках семинара прозвучали выступления д.э.н., профессора кафедры философии и методологии экономики Евгения Викторовича Егорова «Болонский процесс в России: итоги и перспективы», к.истор.н., зав. кафедрой экономического образования Волховского филиала РГПУ имени А.И. Герцена Артема Николаевича Назарова «Неоколониальный аспект Болонского процесса», д.ф.н., профессора кафедры гуманитарного образования и педагогических технологий Волховского филиала РГПУ имени А.И. Герцена Андрея Петровича Фомина «Болонский процесс: риски в отечественном образовании», к.пед.н., доцент кафедры гуманитарного образования и педагогических технологий Волховского филиала РГПУ имени А.И. Герцена Мариты Максудовны Муртазаевой «Проблемы и перспективы современного иноязычного образования», а также дискутанта, к.ф.н., доцента кафедры философии и методологии экономики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Варвары Николаевны Рогожниковой.
В ходе семинара участникам были заданы дискуссионные вопросы, касавшиеся, например, взаимосвязи качества образования и образовательной мобильности, сущности и источника фундаментального (базового) знания, критериев оценки образовательных рисков и т.д.
По итогам научного семинара его участниками были сделаны следующие выводы, обозначенные в заключительном выступлении ведущих семинара, д.ф.н., профессора Л.А. Тутова и к.истор.н., заведующего кафедрой экономического образования Волховского филиала РГПУ имени А.И. Герцена А.Н. Назарова:
1. Основные цели Болонского процесса в целом достигнуты: расширен доступ к высшему образованию, произошло дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширена мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечено успешное трудоустройство выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дало новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открыло дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.
2. Наряду с явными плюсами в плане интернационализации образования, оно нередко дезориентировало работодателей в России, а в ряде областей приводило к снижению качества и объёма получаемых студентом знаний. Такие «провалы» Болонского процесса регистрируются и в Европе.
3. К основным вызовам, связанным с отказом России от Болонской системы, можно отнести, во-первых, необходимость адекватного определения целей развития системы высшего образования. Здесь некоторые опасения вызывают национальные приоритеты, так как, например, обеспечение технологического суверенитета страны как цель образовательного процесса смещает фокус внимания с социально-гуманитарных на естественные науки и в целом ставит под вопрос развитие фундаментальной науки. Второй вызов – это готовность к развитию новых форм и форматов образования, которые несомненно появятся после двух лет пандемии. Здесь основной проблемой является сочетание унификации и индивидуализации образования. Третья проблема – включенность Болонского процесса в геополитическую реальность, что делает его инструментом экономико-политического воздействия на Россию (например, приостановка членства России в Болонской системе может расцениваться как санкции). Есть и другие проблемы. Все они приводят Россию к необходимости переосмысления как целей образовательного процесса, так и его средств, направлений развития, дальнейшего сотрудничества с европейскими странами. С нашей точки зрения, изоляционизм в данной ситуации вряд ли можно считать эффективной стратегией.

Иловайская Елена Геннадьевна