Eng

Профессор М.Ю. Шерешева выступила на экспертной сессии Итогового форума Общественной палаты РФ «Сообщество»

Профессор М.Ю. Шерешева выступила на экспертной сессии Итогового форума Общественной палаты РФ «Сообщество»

М.Ю. Шерешева, профессор кафедры прикладной институциональной экономики, зав. лабораторией институционального анализа МГУ имени М.В. Ломоносова, приняла участие в Итоговом форуме Общественной палаты РФ «Сообщество», посвященном теме «Диалог ради изменений», и выступила на экспертной сессии «Креативные сообщества как драйвер сохранения и развития живого наследия территории».

О Форуме «Сообщество»

Живое наследие - Национальная карта локальных культурных брендов России

Тезисы выступления:

1. Креативные индустрии сегодня упоминаются чрезвычайно широко, в самых разных контекстах. Строго определения в мировой науке и практике до сих пор не существует. По сути, креативными сообществами можно считать разного рода объединения творческих людей, к которым относятся, в том числе, и представители научного сообщества. Сложность управления развитием креативных сообществ – в том, что это самоорганизующиеся объединения личностей. Креативное сообщество успешно развивается только в том случае, если люди объединены общей идеей, осознанным общим интересом, который для них является ценностью.

2. Опыт показывает, и сегодня это прозвучало во всех выступлениях: креативным сообществам нужен лидер – и это не назначенный «сверху» руководитель, а настоящий лидер, который сам увлечен творчеством и за которым идут, потому что поверили в его способность добиваться поставленной цели. В то же время, иногда креативному сообществу для развития нужен своего рода «медиатор», который занимается его продвижением и дает возможность участникам сообщества сконцентрироваться на творческих задачах.

3. В целом, если говорить о развитии локальных креативных сообществ, всегда необходимо помнить принцип баланса интересов стейкхолдеров – тех, кто влияет или находится под влиянием деятельности сообщества. Каждая из таких групп – будь то местные жители (главные амбассадоры бренда территории), муниципальные и региональные власти, местный бизнес и внешние инвесторы, представители министерств и ведомств - все должны видеть и понимать, в чем их выгода от совместного успеха, для чего они должны тратить свои ресурсы, и далеко не только и не столько финансовые.

4. В целом все, о чем мы сейчас говорим, – это долгосрочные взаимодействия множества людей, согласование и координация разнообразных усилий. Речь идет о сетевых взаимодействиях, которые подчиняются определенным управленческим принципам. Эти принципы важно знать и использовать в развитии креативных сообществ.

5. Проект «Живое наследие», который мы развиваем уже несколько лет, позволяет использовать цифровые технологии для сетевого взаимодействия креативных сообществ. Интерактивная карта «Живое наследие» - перспективный инструмент не только для выявления и описания локальных культурных брендов, не только для построения самых разных туристских маршрутов, но, что самое главное, - для объединения людей по интересам, для формирования сети креативных сообществ, находящихся в разных регионах России. Это инструмент взаимной поддержки и обмена лучшими практиками, инструмент усиления связности всей страны благодаря взаимодействию заинтересованных, творческих и активных личностей.

 

 


03 ноября 2021