Лаборатория сравнительного анализа хозяйственных механизмов
Лаборатория философии хозяйства;
Центр общественных наук при МГУ
Деятельность лаборатории философии хозяйства нацелена на философское осмысление хозяйственной жизни, ее различных теоретических интерпретаций.
Лаборатория занимается в основном фундаментальными исследованиями, но ей не чужды и конкретно-аналитические работы. Разносторонняя научная деятельность сочетается с учебно-методической, научные публикации соседствуют с учебными.
Философия хозяйства — актуальное направление современной науки. Это не просто синтез философии и теоретической экономии, а особое обобщающее знание, для которого характерно не столько описание хозяйственного бытия, сколько раскрытие его метасмыслов. Философия хозяйства активно развивается. Для России характерна специфическая ее интерпретация, восходящая к трудам основателя российской философии хозяйства С.Н. Булгакова (1871—1944). Продолжая традицию, современная философия хозяйства предлагает новые подходы и решения. В поле ее зрения не одно хозяйство как таковое, даже не общество в целом, а весь мир человека во всем его многообразии. Обсуждение вопросов философии хозяйства, ее прошлого, настоящего и будущего — важная и увлекательная задача современной науки.
Помимо разработки проблем философии хозяйства, а также теории и практики хозяйственных механизмов, в лаборатории ведутся исследования в области экономической теории, включая политическую экономию, экономической динамики и хозяйственных трансформаций, переходных процессов и кризисов, институциональной и правовой организации хозяйственной жизни, экономической роли государства, финансовой экономики, неоэкономики, теории и практики предпринимательства.
Лаборатория систематически организует различные научные форумы, среди которых крупные международные конференции, а также постоянно действующий теоретический семинар «Дискуссионные проблемы современной обществоведческой и экономической мысли». В рамках Ломоносовских чтений МГУ ежегодно организуются конференции, секции, заседания круглых столов.
С лабораторией успешно сотрудничают многие известные ученые МГУ, Российской академии наук, Академии гуманитарных наук, Российской академии естественных наук и других учреждений и вузов России и зарубежных стран.
Научную деятельность лаборатория сочетает с учебно-методической работой. Ю.М. Осипов читает курсы по философии хозяйства и теории хозяйства. По инициативе лаборатории в 1998 г. при магистратуре экономического факультета МГУ была открыта специальная программа «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности». Е.С. Зотова читает спецкурс по этике предпринимательства и деловому этикету. И.П. Смирнов ведет курс «Русская мыслительная традиция» в Центре русского языка и культуры. Главное же внимание коллектив лаборатории уделяет подготовке учебников и учебных пособий для вузов и иных учебных заведений. В рамках лаборатории готовятся магистерские, кандидатские и докторские диссертации.
Совместно с Центром общественных наук при МГУ ЛФХ подготовила программу «Мастер делового администрирования (MBA)» и участвует в ее реализации на базе Высшей школы предпринимательства и управления им. Л. Козьминского в г. Варшаве.
Лаборатория активно сотрудничает с кафедрами и лабораториями экономического факультета, Центром общественных наук при МГУ, Российской академией наук, Академией гуманитарных наук, Международным фондом Н.Д. Кондратьева, Международным институтом П. Сорокина—Н. Кондратьева, ИППК МГУ, различными факультетами МГУ, Российской академией естественных наук, экономическим факультетом Санкт-Петербургского университета, Волгоградским, Вятским, Костромским, Тульским, Ярославским, Елецким университетами, Российским торгово-экономическим университетом, Санкт-Петербургским университетом экономики и финансов, Ростовским экономическим, Волжским гуманитарным институтом, Вятским социально-экономическим институтом, другими вузами и научными учреждениями страны. Лаборатория поддерживает творческие контакты с учеными Белоруссии, Украины, Польши, Югославии, Франции, Германии, США, Италии, Нидерландов.
История
Как научный коллектив лаборатория философии хозяйства (ЛФХ) создана в 1988 г., но называлась она до 2000 г. лабораторией сравнительного анализа хозяйственных механизмов (ЛСАХМ), а потому у лаборатории как бы два рождения — в 1988 г. и в 2000 г. Оба рождения связаны с инициативой Ю.М. Осипова — бессменного руководителя ЛСХАМ и ЛФХ, а также с поддержкой экономического факультета. Сначала была образована лаборатория, занимавшаяся проблемами хозяйственной организации общества, ее механизмами, а затем, по причине все большего обращения к мировоззренческим вопросам, возникла лаборатория, нацеленная на философское осмысление хозяйственной жизни, ее различные теоретические интерпретации.
Центр общественных наук при МГУ представляет собой многофункциональное учреждение, предназначенное для организации, координации и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований; оказания экспертно-консультационных услуг; участия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров; осуществления научно-вспомогательной (информационной, организационной, издательской, материально-технической и хозяйственной) деятельности. Он был создан распоряжением Совета министров СССР от 26 июля 1990 г. на правах научно-исследовательского института.
До 1994 г. Центр располагал собственными бюджетными средствами для ведения научных исследований, организации научных форумов и сотрудничества, реализации издательской деятельности.
С прекращением данной возможности Центру пришлось, с одной стороны, самому находить финансовые и материальные средства, а с другой — сконцентрировать усилия на более узком направлении научных знаний, в центре которого оказалась экономическая теория, а на периферии — любые иные знания, необходимые для осмысления фундаментальных экономических проблем. В итоге стала активно развиваться научная школа философии хозяйства, что одновременно означало и возрождение экономико-философского направления в стенах Московского университета по прошествии 70—80 лет. Под эгидой Центра возникло и действует с 1997 г. Философско-экономическое ученое собрание (ФЭУС), в составе которого — видные ученые России и зарубежья, а с 1999 г. стал выходить журнал «Философия хозяйства», пользующийся растущей популярностью. С 1998 г. ведется и постепенно усиливается работа по созданию первой в мире «Экономико-философской энциклопедии — Философии хозяйства».
Сосредоточение внимания на вопросах философии хозяйства и теоретической экономии не отразилось на интересе Центра к иным обществоведческим и гуманитарным проблемам: философским, политологическим, социологическим, историческим, правовым, геополитическим, экологическим, культурологическим, цивилизационным, литературоведческим, — как в чисто научном, так и в образовательном аспектах.
Центр обеспечивает творческое взаимодействие специалистов различных отраслей знания, исходя из принципов единства науки о человеке, обществе и природе, методологического и концептуального плюрализма. Он был задуман как многопрофильное научное учреждение, располагающее небольшим административным штатом и ведущее исследовательскую деятельность, привлекая ученых и специалистов посредством внештатного сотрудничества. С самого начала Центр определил своей главной задачей концентрировать усилия ученых разных наук на разработке фундаментальных проблем обществоведческого и гуманитарного знания, отражающих радикальные перемены, переживаемые в настоящее время планетарным миром и Россией, а также самой обществоведческой гуманитарной наукой. Это предопределило ориентацию на проведение авторитетных научных форумов — от крупных международных конференций до заседаний круглых столов, на свободное дискуссионное общение ученых, на подготовку содержательных публикаций, отражающих результаты коллективного и индивидуального поиска.
Центральное место в деятельности Центра общественных наук (ЦОН) занимает наука. Это естественно. Ради науки и был создан Центр, призванный вести исследования на междисциплинарном уровне, где разные отрасли знания сходятся друг с другом, образуя плодотворные полифонические сочетания. Центр общественных наук ориентирован на общественные науки, т. е. науки о человеке и обществе, а несколько иначе — на науки гуманитарные и обществоведческие. Такая ориентация не мешает, конечно, обращаться и к естественным и техническим наукам, коль скоро возникает потребность осмысления человека и общества в контексте мироздания, природы, а также созидаемой человеком неприроды, искусственного мира.
Нетрудно согласиться с тем, что в основании исследовательского проекта Центра не могла не оказаться философия, трактуемая возможно более широко, синтезно и фундаментально — как самое обобщающее, самое онтологическое и гносеологическое, самое разнообразное и самое неспециализированное знание, т. е. как знание о знании и как знание знания, разумеется, в ее возможно более гуманитарной и обществоведческой направленности — без каких бы то ни было идеологических, концептуальных или политических ограничений.
Другой фундаментальной составляющей не могла не стать, что вполне объяснимо, история, также трактуемая возможно более широко и свободно — как история мира, человека и общества, общественной жизни, культуры, цивилизации.
Не как особые предметы, т. е. не как специфические отрасли знания и объекты исследования, входят в научную жизнь Центра философия и история, а как необходимые исходные и сопутствующие моменты, без которых не может состояться ни один сколько-нибудь серьезный размыслительный поиск, ни одно значительное знаниевое обобщение.
Вследствие ряда объективных и субъективных причин в эпицентре научного интереса Центра оказалась экономика — как реальность и как отрасль знания, но с тем важным уточнением, что за экономикой провиделось не что иное, как хозяйство, т. е. нечто большее, чем то, что обычно подразумевается под экономикой. Хозяйство — сама жизнь, жизнь человека и общества, хотя, разумеется, вовсе не во всем ее объеме, как и не во всех ее реальных сопряжениях. Хозяйство — это жизнь, рассматриваемая со стороны ее индивидной и общественной организации, а несколько иначе — организация жизнеотправления человека и общества, но в зоне рождаемых человеком и обществом отношений — с природой, с живыми существами, с людьми, с обществом, с социальными институтами, с техникой. Хозяйство — производство жизни, берущееся возможно более широко, однако, вне чисто физических и биологических процессов, т. е. в области собственно человеческих отношений. Экономика, даже вольно трактуемая, не выходит, как правило, за пределы производства жизненных благ, что совсем даже и не плохо, но чего все-таки слишком мало, ибо производство жизни (вне физики-биологии) гораздо богаче, весомее и разнообразнее: производство благ всего лишь момент в производстве жизни. Производство жизни принадлежит именно хозяйству. И если быть последовательным, то Центр сосредоточивает свои изыскательские и размыслительные усилия именно на хозяйстве, которое, кстати, требует, как это нетрудно заключить, как раз междисциплинарного (или синтетического) подхода.
Отсюда и философия хозяйства — как задача и как результат; отсюда и научная школа философии хозяйства, созданная и развитая под эгидой Центра; отсюда и Философско-экономическое ученое собрание, возникшее и функционирующее при Центре; отсюда и журнал «Философия хозяйства»; отсюда и непреклонная работа над «Экономико-философской энциклопедией — Философией хозяйства»; отсюда и особое внимание к С.Н. Булгакову — основателю философии хозяйства как особой отрасли знания; отсюда и… многое другое, что связано с философией хозяйства.
Центральное положение философии хозяйства не означает, что Центр только ею и занимается. Нет, Центр интересуется гораздо большим. В поле его зрения весь человек и все общество, вся Россия и весь мир, вся история: прошлое, настоящее и будущее, — разумеется, в меру имеющихся сил и возможностей, в меру доступности предмета и его понимания. Ничто, обращенное к человеку и обществу, с ними связанное, на них влияющее, не чуждо Центру. Это не означает, конечно, некой плюралистической всеядности Центра. Последний весьма избирателен и принципиален, ибо сориентирован он на научную объективность и духовную нравственность, воспринимаемые как основной ценностный завет мировой положительной культуры. В своей изыскательной и размыслительной деятельности Центр чувствует себя с научной и моральной точек зрения вполне уверенно.
Помимо разработки проблем философии хозяйства в активе Центра серьезные достижения в области теоретической экономии, что нашло отражение прежде всего в разработке основ теории хозяйства, выразительно отличающейся как от традиционной политэкономии, так и от современного экономикса, и в создании фундаментальных коллективных трудов в рамках серии «Экономическая теория на пороге XXI века», в которых затрагиваются актуальные и, по-видимому, наиболее значимые аспекты экономической теоретической мысли. Кроме того, под эгидой Центра идет всесторонняя разработка теоретических вопросов финансовой экономики (финансомики,финансизма), а также теории переходных процессов в обществе и в экономике, равным образом и теории кризисови циклов, характерных для социо-хозяйственной динамики. Ведется работа по изданию произведений русских экономистов в рамках серии «Российская экономическая мысль».
Пристальное внимание уделяется в Центре и в Философско-экономическом ученом собрании осмыслению масштабных и глубоких перемен, происходящих в современном мире, а также радикальных изменений, переживаемых Россией. Соответственно осмысливаются и качественные сдвиги в человеческом сознании и в культуре, в движении цивилизации. ЦОН и ФЭУС непосредственно участвуют в мировоззренческих и научно-концептуальных разработках, ведущих к обновлению представлений о мире, человеке, обществе, истории, хозяйстве, экономике, проявляя при этом бережное отношение к классическим воззрениям. Критическое отношение к постмодернистским тенденциям не мешает восприятию новейших, но вполне оправданных решений и алгоритмов.
Центр общественных наук — научно-исследовательский институт. Однако он функционирует при Московском университете — в среде высшей школы, и уже поэтому не может не учитывать органической связи науки и образования, науки и просвещения. Не будет преувеличением сказать, что Центр — не только научное, но и образовательно-просветительское учреждение.
Все, что делается Центром и под его эгидой, ко благу образования и просвещения. Любые конференции, любые публикации. Но Центр многое делает для образования и просвещения непосредственно.
Первой публикацией Центра в 1991 г. стал, к примеру, справочник для биржевых менеджеров, затем был издан ряд учебных пособий и учебников по экономике, праву, философии, политологии. Удачным оказался подготовленный совместно с лабораторией сравнительного анализа хозяйственных механизмов экономического факультета МГУ первый в стране популярный учебник «Основы предпринимательского дела», выдержавший два издания — в 1992 г. (150 тыс.) и в 1996 г. (10 тыс.). Выдающимся достижением стало создание трехтомного учебника для высшей школы «Теория хозяйства. Начала высшей экономии» (1995, 1997, 1998), неспешно, но уверенно завоевывающий признание у научной и преподавательской общественности. Значительный интерес вызвала публикация учебного пособия «Институты рынка» (1998), рассматривающего предмет одновременно с экономической и правовой сторон.
Совместно с лабораторией сравнительного анализа хозяйственных механизмов на экономическом факультете была открыта в 1998 г. специальная программа для магистров «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности», подтвердившая междисциплинарную направленность деятельности Центра. Последний также стремится к воссозданию в Московском университете курса философии хозяйства, ушедшего в небытие с революциями 1917 г. Оригинальными и, пожалуй, единственными на сегодня пособиями по философии хозяйства служат подготовленные в Центре работы Ю.М. Осипова «Очерки философии хозяйства» (2000 г.), «Философия хозяйства (свод лекций)» (2001 г.). Этой же задаче служит, безусловно, журнал «Философия хозяйства».
Одной из форм сочетания классического наследия с современным научным поиском является обращение к трудам великих предшественников, не теряющим актуальности. Центр проводит конференции и семинары, посвященные классикам науки, философии и литературы, готовит и публикует соответствующие коллективные работы. Так уже было востребовано наследие С.Н. Булгакова, К. Маркса, В.И. Ленина, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, М.А. Булгакова и снова С.Н. Булгакова. В планах Центра обращение и к другим отечественных и зарубежным мыслителям, в частности, к И. Сталину И.Т. Посошкову.
По решению Ученого совета ЦОН с 2002 г. выходит альманах «История мысли: Русская мыслительная традиция» под редакцией в.н.с. ЦОН И.П. Смирнова (http://www.istorija-mysli.hotbox.ru).
Центр избрал два главных направления: организацию научных форумов по актуальной междисциплинарной тематике и организацию по этой же или аналогичной тематике разносторонней издательской деятельности. Тем самым Центр предоставил заинтересованным научным кругам возможность участия в полном научно-деловом цикле: от устных и письменных сообщений на форумах, личного взаимного общения и непосредственных дискуссий до публикаций работ в коллективных и индивидуальных изданиях, доводящих личную точку зрения каждого из ученых до широкой научной общественности. Расчет полностью себя оправдал. За 1995—2001 гг. ЦОН превратился в один из ведущих центров гуманитарной и обществоведческой мысли в России и за рубежом.
08 окт. 2001