Eng

Примерный материал к программе специального учебного курса «Философия хозяйства»

Примерный материал к программе специального учебного курса «Философия хозяйства»

 

 

Профессор

Ю.М. Осипов

 

Примерный материал к программе специального учебного курса «Философия хозяйства»

 

Тема первая: «Генезис философско-хозяйственной мыли»

Истоки философско-хозяйственной мысли: от седой древности через античность, средневековье и Новое время к текущей современности. Тесная связь хозяйственной мысли с бытовой практикой и отвлечёнными знаниями (преданиями, мифами, жреческим знанием, религией, философией). Особая роль античной (Ксенофонт, Аристотель) и новоевропейской (эпохи Просвещения) философии. Обособление хозяйственной мысли от философии – явление политической экономии. Политическая экономия как первая целостная – научно-философская – версия философии хозяйства (философии экономики). Кризис политической экономии конца XIX в. – начала XX в., обусловленный и кризисом самой хозяйственной (прежде всего – европейской) реальности; усиление тенденции к иному осмыслению хозяйственного бытия и экономической – капиталистической – практики, что имело следствием как отход от политэкономии в сторону научной экономии (от маржинализма до экономикс) с ясно выраженной её научной (сциентистской, физикалистской) направленностью, так и выходом в метафизическое (и метанаучное) пространство, что и увенчалось возникновением собственно философии хозяйства. Философия хозяйства как следствие кризиса (исчерпания) политической экономии и научной философии, а также ограниченности (неполноты) научной экономии, не замедлившей впасть уже в ХХ в. в собственный концептуальный кризис (несоответствия реальности, от неё оторванности). Рождение философии хозяйства в начале XX в. в России: С.Н. Булгаков и его «Философия хозяйства» (1912). Немецкие предшественники: Г. Шмоллер, М. Вебер, В. Зомбарт. Традиционное внимание к «хозяйству» в российской мысли; её отличительная целостность, философичность и социологичность (от «Домостроя» через И.Т. Посошкова к политэкономии рубежа XIX-XX вв.). Российский прорыв в философию хозяйства. Забвение последней в СССР. Возрождение, если не новое рождение, философии хозяйства в России в конце XX в. (вклад МГУ).

 

Тема вторая: «Предмет и метод философии хозяйства»

Объект познания и осмысления. Мир в целом. Человек (человечество) в мире. Человек (человечество) как субъект мира. Взаимодействие человека (человечества) и мира. Мир человека и человеческий мир.

Познаваемая, понимаемая и мыслимая реальность. Сложность, включающая в себя материальное и вещественное, духовное и идеальное, а также трансцендентное, противостоящее имманентному, экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее), феноменальное и ноуменальное, явленческое и сущностное, открытое и закрытое. Физис, но вместе с тем и метафизис. Литосфера, биосфера, ноосфера и спиритосфера вместе и во взаимодействии. Реальность вместе с ирреальностью.

Предмет познания, понимания и размышления. Субъективное, обусловленное и определяемое сознанием, творческое жизнеотправление человека (человечества) во взаимодействии со средой обитания (природой), человека  с человеком и человека (человечества) со сверхприродным началом.

Способ освоения, воссоздания и созидания реальности. Фиксация реальности, ее словесно-категориальное описание, обнаружение смыслов, в нее заложенных, познание принципов и законов ее организации и реализации, установление закономерностей, для нее характерных; целостное, онтологического порядка осмысление реальности, ее соответствующее словесно-категориальное отображение; выведение собственных (человеческих, из человека) представлений и смыслов, их собственная целостная организация, позволяющая создать собственную вообразительную словесно-категориальную конструкцию, не имеющую прямого адеквата в окружающей реальности, но способную предложить собственную (человеческую, из человека) ирреальность как иную реальность.

Методология познания и осмысления. Метафизические познание и осмысление метафизики бытия, не пренебрегающие свойственными бытию трансцендентностью и ирреальностью, их признающие и всячески учитывающие. Отсюда не одно лишь усвоение поверхностной явленности и моделирование взаимодействий материальных элементов и структур, т. е. физическое познание физики бытия, но и ноуменологическое (созерцательное и вообразительное) проникновение в суть реальных вещей, и ирреальных невещественнностей, обнаружение потаенных смыслов и логик, их ментальная организация через посредство полилектического (обратной перспективы, в системном разнообразии и единстве, расчлененности и целостности) видения сложной реальности, включающего диалектическое  видение единства взаимоисключающих положенностей (это есть не это, а то, которое не есть это, но не есть и то, а потому это есть это и то вместе, не будучи при этом ни тем, ни другим, а становясь третьим, разумеется, не этим и не тем).

 

 

 

Тема третья: «Хозяйство как производство жизни»

Жизнь (существование, экзистенция) как трансцендентное предназначение человека. Человек как целостный организм-единица, как субъект жизни и актор жизнеотправления. Человек, человеки и человечество. Сознание – индивидное и общественное. Человек – осознаниенный (снабжённый сознанием) субъект жизни и актор жизнеотправления. Хозяйство как производство (реализация) жизни. Человек – производитель жизни, её субъектный реализатор. Человек как хозяйствующий субъект. Субъект-индивид, субъект-коллектив, субъект-общество. Хозяйство – труд, созидание, творчество, как и труд, обыденность, исчезновение. Производство жизни как домостроительство и домоводство. Дом – организованная человеком и ему подотчётная сфера жизни (бытия). Физис и метафизис жизни; физис и метафизис хозяйства; физическое хозяйство и метафизическое хозяйство. Производство (воспроизводство) организма (физиса) и производство (воспроизводство) сознания (метафизиса). Дом – единство физиса и метафизиса. Пища, одежда, жилище, тепло, безопасность, но и слово, язык, речь, тексты, память, воображение, проекты. Дом как обустроенное физически и метафизически пространство бытия. Жизнь как выживание и жизнь как творчество; хозяйство как первичное выживание и хозяйство как производное творчество. Смерть – момент жизни. Смерть и хозяйство, хозяйство и смерть. Обустройство смерти как обустройство жизни.

 

Тема четвертая: «Хозяйство как культура и культура как хозяйство»

Всё (или почти всё) созидаемое человеком в природе, наряду с природой и вместо этой последней – культура. Мир естественный, он же природный, и мир искусственный, он же культурный. Хозяйство – феномен культуры, мало того – сама культура и есть. Культура здесь – условие, средство, фактор, цель и продукт хозяйства. Культура материальная, или физическая, и культура идеальная, или метафизическая. Окультуренное сознание, окультуренный хозяйствующий субъект, окультуренное хозяйство. Хозяйство как культура. Но и культура как хозяйство. Культура созидает культуру через посредство окультуренного хозяйства. Вне культуры нет хозяйства, но и хозяйства нет вне культуры. Хозяйство – культура, но и культура – хозяйство. То же хозяйственное умение – культура, а любое культурное достижение – от хозяйства. Культура как культура – объект культа (почитания, поклонения, уважения, восприятия, хранения, передачи). Отсюда культо-культурно-хозяйственное воспитание человека – хозяйственного субъекта (даже и поэта). Антикультура – оборотная сторона культуры, её противоположность. Хозяйство… за культуру, но и не без антикультуры. Борьба между культурой и антикультурой в целом окультуренном хозяйстве. Культура жизни, но и культура смерти, как и антикультура при жизни… ради смерти. Феномен цивилизации как феномен неприродно-антиприродных культур и хозяйств.

 

Тема пятая: «Хозяйство как социум и социум как хозяйство»

Человек – феномен социальный, образующий социум, в нём и им бытующий. Робинзонада – абстракция. Вне социума нет человека, его сознания, его культуры; нет и хозяйства. Хозяйство – феномен социальный. Однако есть и феномен хозяйствования – индивидной, личной, единичной, частичной, партикулярной, но при этом и социальной, даже социумной, деятельности. Будучи в основе социальным, частичное хозяйствование может функционально противоречить целостному социумному хозяйству, но преодолеть своей социальности в обществе и среди него оно не может. Все люди – хозяйственные субъекты, агенты хозяйства, акторы хозяйственного процесса. Но есть среди людей особые персоны – организаторы целостных хозяйств, их управители. Именно эти последние и есть собственно хозяйствующие, а не только хозяйственные, субъекты. Особо значима роль больших (в пространстве, времени и по содержанию) хозяйствующих субъектов – созидателей целостных социумных жизнеотправлений. Здесь не одни племенные вожди, директора предприятий и градоначальники, но и те же полководцы, завоеватели колоний и императоры. Хозяйствующий субъект – явление сложное, системное и качественно разнообразное. Среди хозяйствующих субъектов и основатели религий, и философы, и учёные, и писатели, и даже композиторы. Хозяйствование – дело не столько физическое, сколько метафизическое. Любой мастер-ремесленник, любой инженер-технолог, любой арзитектор-строитель – всё это субъекты более метафизиса, чем физиса, а поэтому более метафизики, чем физики, ибо воображение и проектирование тут первее и важнее любого физического праксиса. Хозяйство, не говоря о хозяйствовании – явление собственническое, связанное с присвоением, обособлением, о-свое-нием. Отсюда феномен хозяйственной собственности. Но еще и феномен социального разделения (партикуляризации), тесно связанный с феноменом социальной иерархии. Разная собственность, разные собственники, разные собственнические отношения, но при этом и разные хозяйственные функции: собственнические, управленческие, трудовые, работные. Однако и разные производительные задачи, и присвоительные возможности. Социальная дифференциация и разная социальная взаимозависимость. Феномен эксплуатации человека человеком. Распределение людей по социуму: классы, страты, группировки. Господа-хозяева и труженики-рабы. Феномен паразитизма. Феномены криминализма и маргинализма. Войны. Общины и цивилизации. Общины, их природность, цельность, единообразность. Цивилизации с их социальным разделением, партикулярной отчуждённостью, вертикальной иерархией, системной сообразностью, пирамидальным устроением, управленческой централизацией, организационным и пенитенциарным насилием. Органичные культура и хозяйство общины; симбиозные культура и хозяйство цивилизации. Феномен отвлечённой институциональности в цивилизациях. Предания и правила в общине; право и законы в цивилизации.

 

Тема шестая: «Хозяйство как организация»

Человек как реализатор бытия, жизни, хозяйства, их организатор. Человек за себя, от себя и для себя, как и человек за человека. Вместе, сообща, скопом, обществом. Организация как осознанная, волевая, целеположенная деятельность и как произвольное, стихийное, вариативное течение. Организация как организация и организация как самоорганизация. Самоорганизация как аутодеятельность и самоорганизация как аутопроцесс. Организация как начало, как ход и как результат. Круговорот организации, её непрерывность. Дискретность организации, её порывистость, импульсивность, неравномерность. Ритмы и циклы. Частная, локальная, точечная организация и организация всеобщая, целостная, общественная. Пространство организации и организованное пространство. Организованное время. Организация явленная и организация скрытная (конспиративная, криптогенная). Просчёты, ошибки, сбои, срывы, крахи. Неопределённость организации. Недостаточность информации, знания, понимания. Организация как управление и как игра. Вероятностный фактор. Организационная слепота. Тактики и стратегии. Институционализация организации. Организационные иерархии. Свобода и несвобода, их диалектическое разнообразие. Государственность. Единоначалие и демократия. Организационные сети. Источники (ядра) организации. Организационные центры. Оргсистемы. Субъекты и объекты организации. Оргповедение: инициативность и исполнительность. Господа, слуги и рабы. Управители и управляемые. Феномен рынка. Рыночная организация и организация рынка. Что больше в рынке: осознанной организации или бессознательной самоорганизации? Рынок как организация самоорганизации.

 

Тема седьмая: «Хозяйство как созидание инобытия»

Хозяйство как изменение бытия, его содержания, качества, структуры и течения. От движения как повторения к движению как обновлению. Феномен инобытия как нового бытия, не бывшего ранее. От природного начала к неприродным завоеваниям: обновленческое движение искусственного мира. Роль цивилизаций. Интровертные и экстравертные цивилизации. Феномен роста, развития, возвышения, прогресса. Изменения частичные, локальные и всеобщие. Азиатское торможение (остановка) прогресса, его зацикливание, и европейское высвобождение («расторможка») прогресса. Христианская цивилизация и европейский Ренессанс. Роль науки и технологизма. Научно-техническая революция и неостановимость хозяйственного прогресса. Эпоха Модерна. Феномен модернизации мира, его переделки, переустроения, пересотворения. Хозяйственная экспонента Нового времени: от ручного труда через машину к автоматам и тонким технологиям; от мануфактуры через фабрику (завод) к процессорам и лабораториям; от водяной и воздушной энергии через тепловую к электрической и атомной; от индустриализма через неоиндустриализм к постиндустриализму. Триумф науки и техники. Явление целостной научно-технической цивилизации. Человеческая демиургия. Феномен пересотворения мира.Победа неприроды над природой. Освоение земных пространств, высот и глубин, общеземельная инфраструктуризация, выход в космос, всеобщая электронизация, освоение микромира и наномира, явление целостного искусственного мира – мира Постмодерна. От обновления бытия ради человека через обновление бытия ради бытия к обновлению обновления ради обновления, включая обновления человека ради постчеловека. Тупики прогресса и прогрессная западня. Что дальше? Какое ещё инобытие?

 

Тема восьмая: «Экономика как особый, всеобщий и универсальный способ хозяйства»

Каждое конкретное хозяйство имеет свой (свои) способы (способы) реализации. Среди множества способов хозяйства особое место занимает экономический способэкономика. Экономика как стоимостное хозяйство, со стоимостью, через стоимость, в стоимости, под стоимостью. Стоимость – метафизическая субстанция, выражающаяся в явленной хозяйственной и экономической реальности в виде феномена денег и феномена денежной оценки, а затем и товара с товарообменом, капитала с доходом на капитал, банковского кредита с банковским процентом, ценных бумаг с дивидендным доходом, любых финансовых фиктивов с финансовой рентой. Стоимость является из товарообмена, подтверждается ценой (пропорцией обмена) и закрепляется деньгами (товаром-всеобщим эквивалентом). Стоимость всегда отношение (товар-товар; товар-деньги; деньги-товар); всегда оценка-цена; всегда деньги с их ценой (оцененный всеобщий эквивалент) и всегда денежная масса. Стоимость – всегда работающая идеальная субстанция, реализующаяся в сознании и через сознание, включая общественное сознание – ноосферу. В стоимости ничего материального, физического, это феномен метафизиса, идеальности, сознания, ноосферы. Это трансцендентное счётно-решающее устройство, в работе которого участвуют мириады индивидуальных сознаний, но полная работа которого сознанием не моделируется и в полноте своей не замещается. Стоимость – сама-себе-субстанция, не нуждающаяся для своего бытия ни в какой иной субстанции. Золото – материальная субстанция, подконтрольная идеальной и ею лишь используемая. Не золото само по себе ценность, а осознаниенная стоимость делает золото ценностью (от золота одно лишь потребительско-использовательское удобие). Стоимость считает себя сама посредством участия всех субъектов стоимости (товарно-денежных агентов). Цена на товар, а не товар в цену, хотя цена, будучи субъектно-субъективно вменяемой, учитывает все особенности товара и его экономической ситуации. Полноценные деньги – от самих себя, а потом уже от их экономической ситуации. Каждый экономический субъект – агент денег, оцененный субъект, агент товарообмена, агент цены, одним словом – стоимостной субъект. Отсюда и понятие экономического человека – участника экономики, образования и движения стоимости, экономический человек – делающий экономику человек, но и человек, делаемый экономикой. Деньги и цены делаются, но при этом они сами себя делают, делая вокруг себя деньги и цены, делая и экономических агентов-субъектов. В экономике всё экономическое (денежно-ценовое, прежде всего) трансцендентно взаимосвязано и столь же трансцендентно самопроисходяще, хотя и с непременным участием экономических (счётно-решающих) агентов-субъектов. Деньги и цены, как и всё остальное экономическое, всегда фиктивны. Не фиктивных феноменов-факторов-вещей в экономике как таковой нет и быть не может. Реальность всего экономического восходит к доверию и признанию всего экономического со стороны всех участников экономики – экономических сознаний, экономических человеков. Не субъектно-субъективном доверии и признании держится в экономике всё, а не один лишь банковский кредит или те же ценные бумаги. «Материя» экономики – цифры и числа, из которых некоторые наделены специфическими экономическими функциями (измерять, считать и считаться, воплощать ценность, ориентировать и вести, быть объектом не одного экономического счёта, но и экономических вожделений, как и поклонения, культа, фетишизации). Номинация, доверие, признание с призванием, - и ничего более! Так было по сути всегда, так есть и сегодня! Изменяются формы и механизмы, но никак не суть. Отсюда совершенно законная и обоснованная критика любых не-стоимостных теорий стоимости: трудовой, полезностной, «пределовой», спросо-предложенческой, «редкостной», как и собственно номиналистической. Стоимость – сама-себе-суть, сама-себе-причина, сама-себе-трансценденция! Она сама себя находит, определяет, ведёт, что не значит, что на стоимость и её динамику нельзя сознательно влиять. Влиять на стоимость можно (и нужно!), но вот заменить полномерно стоимость ничем нельзя: она сама-себе-хозяйка, сама-себе-управительница, сама-себе-власть! Стоимость – явление и принадлежность сознания, ноосферы, социума. Вне людей, их сознаний (голов), как и вне социума с его ноосферой, стоимости нет и быть не может. Стоимость – феномен социальный! Стоимость реализуется людьми и обществом, в них и через них, но никак не вне людей и вне общества. У стоимости своё самостояние и своя свобода, отменить которые невозможно, что не значит, что нельзя их ограничить. Стоимостью можно управлять, но ровно настолько, чтобы не покончить с самим феноменом стоимости. Мера! Управление стоимостью предполагает и её самоуправление. Самоуправление здесь не только не отрицает управления, но его предполагает. Диалектика! Человек ведёт стоимость, а стоимость ведёт человека! Именно стоимость делает экономику по-особому особым, по-особому всеобщим (всепроникающим) и по-особому универсальным (единообразным) способом хозяйства. Нет ничего в хозяйстве, его организации, более тонкого, самостного, таинственного, даже чудесного, чем экономика, восходящая к идеальному, эфирному, ноосферному, трансцендентному феномену стоимости! Экономика – система управления хозяйством, что не значит, что сама экономика не подлежит управлению и не управляется. Управление экономикой с управленческим участием самой экономики – управление хозяйством, жизнью, бытием.

 

Тема девятая: «Исторический триумф экономики. Финансомика»

Экономика зарождается повсюду и с неизбежностью, если появляется сначала потребность в систематическом товарообмене (обмене благами): Т—Т, а затем и в применении денег: Т—Д—Т, включая Т—Д и Д—Т, а со временем Д—Д’ (деньги в рост) и Д—Т—Д’ (деньги как производительные деньги или Д—ПТ—Д’, где ПТ – производство блага-товара). Историческая классика – финикийское мореплавательское экономическое хозяйство (Средиземноморье, Ближний Восток, Персидский залив, Индия с Китаем). Финикийцы как абсолютные экономисты. Христианское осуждение финикийской экономики (осуждение капитала и финансовой ренты). Антихристианское возрождение финикийства в Западной Европе – экономическая революция. Бурное развитие капитализма. Индустриализм, колониализм, империализм. Научно-техническая (промышленная) революция. Экономический прогресс. Становление экономической цивилизации (полное возрождение финикийства, финикийской цивилизации в европейском образе). Воцарение экономики, её исторический триумф, материально-физическое, включая техническое, и идеально-метафизическое, включая виртуальное, в развитии экономики. Усиление фиктивного начала, кризис экономической цивилизации конца XIX в. Экономические (торгово-денежно-финансовые) войны. Усиление экономического империализма. Рост корпоративного (монополистического) капитализма. Конец экономической свободе (свободной конкуренции). Усиление созидательной, волевой, проективной организации в экономическом социуме. Развитие управляемой из центров экономики (дирижизма). Монополизация и огосударствление экономики. Торжество организации самоорганизации. Конец рыночной экономики. Рынок как суборганизация. Рост банков, финансового капитала. Крах золотого денежного стандарта. Освобождение, виртуализация и фиктивизация денег. Рост миробусловленности экономики. Феномен экономической глобализации. Воцарение фиктивного доллара. Триумф денег, финансового капитала, фиктивов, виртуального финансизма. Подчинение экономики финансовому капиталу. Приход финансовой экономики или финансомики. Мироглобальная финансовая кабала с мироглобальной финансовой рентой. Мировой финансовый центр и мировая же субфинансовая периферия. Всемирное финансовое рабство. Современный кризис финансомики. Частичное переформатирование финансомики. Контртенденции.

 

Тема десятая: «Хозяйственная историософия»

Хозяйство – очаг истории. Не хозяйство за историей, а история за хозяйством. Хозяйство всегда есть, а истории как реальности нет; история всегда в воображении, в сознаниеии, как эманация сознания и воображения. История – история по большому преимуществу хозяйства, хотя и не вся трактуется как хозяйственная история  (хотя любовные похождения монархов и те же рыцарские турниры – хозяйство, не говоря уже о войнах, причём не в интендантском только, а и в самом боевом аспекте). Философия хозяйства в основе и в авангарде философии истории, а не наоборот. Философско-хозяйственная история – не история хозяйства, это всего более историософия, что то же самое – метафизика истории. В основе последней – метасмыслология. История есть 1) «ход человека», его деяния; 2) «ход вещей», стихийное движение бытия; 3) «ход неизвестности», самопроизволение из ничто. Метасмыслология учитывает все три хода сразу, не впадая ни в сугубую фактологизацию (историографичность), ни в чрезмерную объективизацию (закономерностность), ни в принудительный фатализм. И факты учитываются, и тенденции, и внезапности. Будучи  лишь наполовину (телесно) природным, а в части сознания, идейности и духовности неприродным существом, человек, хозяйствуя, идёт по тому главному историческому вектору, который можно назвать «от природы к неприроде». Человек не только сеюмирен, но и иномирен, и он не только выживает и обустраивается в этом мире, но и стремится (вполне и трансцендентно) к миру иному. Отсюда хозяйственная, она же хозяйственно-историческая, телеология человека (человечества). Человек принадлежит и не принадлежит себе, он принадлежит себе и независимой от него телеологии (целеполаганию). Человек ниоткуда и неизвестно куда – это великое достояние феномена, называемого человеком. Как позади (в начале, в предбытии) неизвестность, так и впереди (в конце, в постистории) неизвестность. Тут полная трансцендентность бытия, хозяйства, истории, как и полная трансцендентность конечного исхода – эсхатологии. Господство тайны! Человек долгое время хозяйствовал в природе и по-природному, ведя в целом натуральное хозяйство, хотя и вносил в хозяйство и быт многие искусственные моменты, но явно вплетённые в природу. Однако пришло время и по преимуществу искусственного хозяйства, всё более уходившего от природы и становившегося всё более неприродным. Цивилизация – хозяйство в основе уже неприродное, хотя отрыв от природы в цивилизациях различен. В явный и необратимый отрыв от природы пошла европейская цивилизация, увлёкшаяся экономизмом, технологизмом и сциентизмом. Итогом здесь является создание параллельного природе, её объёмно отрицающего и над ней весьма доминирующего глобального (общепланетарного) искусственного мира. Деление истории на эпохи Премодерна, Модерна и Постмодерна. Премодерн – натурально-искусственное бытие человека с явным преобладанием метафизического начала (словотворческого, языкотворческого, речетворческого; мифотворческого, религийного, философийного; преданий, традиций, памяти). Модерн – искусственно-натуральное бытие человека с преобладанием обновленческого физического начала (научно-технотворческого, материально-производительного, вещно-потребительного). Постмодерн – ультра-искусственное и антиприродное бытие человека с преобладанием парачеловеческого физического начала (искусственно-интеллектного, над- и контр –природного, технократического). Премодерн – хозяйство в природе, с природой и ради природного человека. Модерн – хозяйство вместе с природой, против неё и вне природы ради всё более параприродного человека. Постмодерн – хозяйство вместе с природой, против неё и вне природы ради всё более парачеловеческого (если уже не постчеловеческого) человека (если уже совсем не иного, чем человек, существа). Премодерн – освоение природы ради человека; Модерн – покорение природы ради человека; Постмодерн – преодоление природы и человека ради постнеприроды и постчеловека. Современный апокалиптический кризис бытия, человека, хозяйства.

 

Тема одиннадцатая: «Хозяйственное богословие»

Мистико-метафизическая сторона феноменов бытия, жизни, человека, тех же сознания, воображения, творчества, ну и, разумеется – хозяйства. Хозяйственный аспект в мифах, религиях, философиях. Сакрализация хозяйственной жизни. Учёт мирозданческой тайны. Идея бога, духов, скрытых существ и феноменов. Идея многомирья и иномирья. Хозяйствующий человек – человек мистико-метафизический, а не только явленно-физический. Признание высшего разумно-сознательного начала, его участия в жизни и хозяйстве человека. Высшая критериальность. Справедливость, доверие, нравственность – от высшего начала и под его контролем. Человеческие эгоизм, самоуверенность, гордыня в сочетании с ограниченностью, производностью и примитивностью. Идея Софии как идея высшей мудрости. Признание Софии как пре-мудрости. София – мудрость мудрости! Не так софиология, как софиасофия. Русская софийная философия (В.Соловьёв, С.Булгаков, П.Флоренский, Н.Бердяев). Софиасофия – не религия, а образ познания, возможность постижения сути бытия и того же хозяйства. Не процедура, а внутренний настрой, не мистика, а метафизика, не опыт, а откровение. Постмодерновый кризис человека, сознания, идеологии. Антикризисная функция философии хозяйства. Очищение, преображение, спасение!

 


08 октября 2013