ESG-Образование. Заседание рабочей группы ФУМО
20 июня состоится заседание рабочей группы «Интеграция проблематики устойчивого развития в образовательные программы высшего образования» (в режиме видеоконференцсвязи).
Рабочая группа создана на базе Федерального учебно-методического объединения высшего образования «Экономика и управление», которое возглавляет декан Экономического факультета Александр Александрович Аузан.
Группа работает по двум ключевым направлениям, осуществляет развитие профильных образовательных программ в сфере устойчивого развития, а также содействует интеграции ESG-повестки в образовательные программы экономики и менеджмента.
В рамках заседания рабочей группы запланировано рассмотрение инструментов оценки зрелости устойчивых практик в области образования и науки в интересах устойчивого развития высшего учебного заведения, разработанных Высшей школы менеджмента СПбГУ.
Краткое описание указанных инструментов представлено ниже.
1. Методология оценки степени интеграции проблематики устойчивого развития в содержание образовательных программ
Проблема оценки степени интеграции принципов устойчивого развития (далее – УР) в основные образовательные программы (далее – ООП) набирает актуальность. Однако существующие немногочисленные решения говорят о том, что направление находится на начальном этапе развития и требует как большей научной проработки, так и активного многостороннего экспертного обсуждения. В ходе проведенного анализа не удалось выявить единого подхода к определению и/или оценке включенности проблематики УР в содержание программ как в научном дискурсе, так и на практике.
ВШМ СПбГУ предлагает методологию, которая может быть использована вузами/факультетами вузов для проведения инвентаризации УР-дисциплин в ООП. Она основана на анализе лучших практик ведущих вузов, рекомендациях аккредитационных организаций и методологиях ведущих рейтинговых агентств и состоит из четырех этапов: первичный скрининг, сбор обратной связи от преподавателей и/или академических директоров ООП, внешняя верификации и формирование результатов. Также сформулированы принципы, которых необходимо придерживаться при проведении инвентаризации УР-дисциплин: объективности, первичности, открытости и принцип «как есть».
Предлагаемая методология обладает рядом преимуществ:
- позволяет повысить качество анализа для принятия информированных управленческих решений по развитию УР-практик;
- повышает степень объективности проводимого анализа;
- дает возможность сопоставлять результаты анализа между вузами/факультетами различной направленности для определения зрелости УР-практик.
Также определены направления работы для дальнейшего совершенствования методологии: составление списка ключевых слов, автоматизация проведения анализа и учет осваиваемых в рамках дисциплин компетенций.
2. Инструменты оценки вклада научно-исследовательских и квалификационных работ в достижение Целей Устойчивого Развития
Научно-исследовательская деятельность и создание знаний является критически важным элементом процесса достижения Целей устойчивого развития ООН (далее –ЦУР). Оценка включенности проблематики УР в научно-исследовательские и выпускные квалификационные работы (далее – ВКР) способна создать основу для принятия информированных управленческих решений для укрепления устойчивых практик в образовательном учреждении. Кроме того, инструмент, который позволит провести такую оценку, будет релевантен и для анализа степени включенности проблематики УР в содержание ВКР (и, соответственно, наоборот).
Для проведения такой оценки в рамках ВШМ СПбГУ, в первую очередь, были рассмотрены лучшие практики отечественных и зарубежных учебных заведений и профильных организаций. Проведенный анализ показал, что единый подход к оценке включенности проблематики УР в ВКР и научные тексты отсутствует. При этом существующие решения можно разделить на два типа инструментов: анализ текстов разработанными ИИ-моделями и скрининг текста на наличие ключевых слов. Оба типа инструментов имеют определенную степень точности оценки и ложно-положительных результатов, что позволяет говорить о необходимости дополнительной экспертной оценки автоматизированного анализа для повышения точности анализа.
Чтобы определить долю ВКР студентов ВШМ СПбГУ в 2023 году, в той или иной степени посвященных проблематике УР, был использован автоматизированный анализ модели OSDG.AI, результаты которого были дополнительно проверены вручную экспертом ВШМ СПбГУ. Сформированный ВШМ СПбГУ подход для оценки включенности проблематики УР в научно-исследовательские тексты и ВКР студентов представляет собой первую попытку выполнения подобной задачи среди отечественных образовательных учреждений. Были также определены аспекты для дальнейшего развития, такие как уточнение критериев для определения включенности проблематики отдельных ЦУР и/или их отсутствия с точки зрения объема и качества релевантного текста, а также упрощение процесса анализа для снижения его трудозатратности. Кроме того, важно отметить, что в ходе анализа стало очевидно, что подавляющее большинство существующих (зарубежных) инструментов малопригодны или совсем не пригодны для работы с текстами на русском языке, что обосновывает необходимость дальнейшей разработки подобных инструментов для русскоязычной сферы науки и образования. Для этого ВШМ СПбГУ (а) разработала список ключевых слов для автоматизации поиска проблематики ЦУР в русскоязычных текстах и (б) начала разработку пилотной версии ИИ-модели для анализа русскоязычных текстов на включенность проблематики УР.
20 июн. 2024