Eng

Профессор Л.В. Лапидус выступила на круглом столе в Совете Федерации по вопросу подготовки кадров для цифровой экономики

Профессор Л.В. Лапидус выступила на круглом столе в Совете Федерации по вопросу подготовки кадров для цифровой экономики

10 декабря в Совете Федерации прошел круглый стол на тему «Об обеспечении подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики». От лица Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова на мероприятии выступила Лариса Лапидус, заместитель директора по научно-образовательной деятельности.

В обсуждении вопроса подготовки кадров для цифровой экономики приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, Министерства труда и социальной защиты, Роспотребнадзора, вузов, а также эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты России.

Модератором круглого стола выступил Виктор Кресс, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, отметивший в начале дискуссии: «Нормативно-правовая база, обеспечивающая подготовку кадров для цифровой экономики, для начала, в общем-то, имеется. Но все мы понимаем, что вопросы включения в нашу жизнь цифровой экономики носят всеобъемлющий, межведомственной характер, именно поэтому их реализация требует особого мониторинга, в том числе выявления возможных проблем – желательно, чтобы это делалось опережающими методами. Кадровое обеспечение – ключевой вопрос практически любого начинания».

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская рассказала о реализации проекта подготовки кадров для цифровой экономики. По словам эксперта, при определении количества молодых людей, которые должны быть подготовлены в разные периоды времени для работы в цифровой экономике, была обозначена цифра в 120 тысяч человек. «Мы понимаем сегодня, что часть такой программы подготовки мы реализуем за счет контрольных цифр набора», – сообщила Марина Боровская. Она отметила одну из положительных тенденций в сфере подготовки специалистов для цифровой экономики: «[Около] 27 тысяч выпускников сегодня стали заказываться бизнесом – или через целевые договоры, или через контрактные программы обучения и подготовки».

Заместитель министра также рассказала о трех направлениях, на которые делится система вовлеченности в цифровую экономику. Во-первых, пользовательская составляющая, которая, по мнению спикера, заняла достойное место во всех программах подготовки. Пользовательское направление необходимо для понимания, какие ресурсы можно использовать в работе для повышения производительности.

Во-вторых, сетевое использование, которое дает «возможность расширить свои профессиональные контакты и взаимодействия за счет вовлечения в сеть». Третье направление подразумевает под собой подготовку ИТ-специалистов, «способных программировать, создавать среду, выводить на рынок новые ресурсы».

Лариса Лапидус рассказала о вызовах цифровой экономики в сфере кадровой подготовки сквозь призму следующих вопросов: кого учить, чему учить, кто и как будет учить. В своем выступлении эксперт опиралась на опыт работы заместителем директора по научно-образовательной деятельности Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова и собственную практику преподавания (межфакультетский курс МГУ «Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией» – за 5 осенних семестров с 2014 года курс выбрали 1700 студентов с 32 факультетов, магистерский курс «Цифровая трансформация бизнеса» на экономическом факультете МГУ, курс «Цифровизация экономики Россия» программы EMBA для Лидеров России, программы повышения квалификации «Цифровая экономика: инновационные решения для бизнеса», ведение блока «Цифровая трансформация» Школы технологического лидерства и др.).

Первый вопрос (кого учить), связанный с оценкой потребности в квалифицированных кадрах для цифровой экономики, Лариса Лапидус назвала одним из самых серьезных современных вызовов. Эксперт заметила, что оценка потребностей должна основываться на системном подходе. Так, например, существует мнение, что необходимость в программистах будет уменьшаться. Данная оценка правильна, если исходить только из понимания, что программное обеспечение с открытым кодом приведет к уменьшению потребности в программистах в 2-3 раза. Однако если смотреть шире, принимая во внимание потребности отраслей и компаний в разработке цифровых платформ, переход организаций к новым цифровым экосистемам, а также проблемы импортозамещения, о которых сегодня говорят многие корпорации с государственным участием, то оценки будут другими. Рост интернет-рынка, рынка цифровых технологий также будет опосредовать увеличивающуюся потребность в программистах. «Нельзя не добавить и динамику по рынку кибербезопасности – это, наверное, самая большая угроза. Если напомнить цифры, то общемировой ущерб от киберпреступности в 2016 году оценивался в 575 млрд дол, в 2017 году – 1 трлн дол., к 2020 году [ущерб составит] 2 трлн дол. Абсолютно очевидно: чем больше мы выходим в интернет, чем больше идет интернет-потребление, тем больше мошенников туда уходит и пытается заработать», – заметила Лариса Лапидус.

По мнению спикера, масштабы цифровой трансформации еще пока не всем очевидны. Так, руководители порой не имеют представления о том, как они будут трансформировать предприятие. Однако некоторые отрасли уже имеют «флагманов» с четкой цифровой стратегией («РЖД», «РосАтом» и др.). «Некоторые компании, отрасли еще даже не поняли, что попали в технологический сдвиг, [однако] им все равно придется осуществлять цифровую трансформацию. Таким образом, при оценке потребностей, безусловно, требуется очень серьезная интеграция с бизнес-сообществом. Только через призму системного подхода можно дать более-менее точную оценку и описать сценарий, как будет запущена цифровая трансформация», – добавила Лариса Лапидус.

Поднимая второй вопрос (чему учить), спикер сообщила, что едва ли не самый серьезный вызов цифровой экономики для высшего образования – это сокращение жизненного цикла инноваций и, как следствие, уменьшение периода полураспада компетенций. «Здесь требуется разработка новых подходов к быстрому доучиванию выпускников, потому что сама система высшего образования не в состоянии справиться с тем, что происходит. Даже если мы приложим к этому все усилия, у нас все равно будет лаг в компетенциях, которые требуются для рабочих мест», – сообщила Лариса Лапидус. По ее мнению, выход из сложившейся ситуации – формирование новой парадигмы социальной ответственности бизнеса, стержнем которой должно стать разделение функций по созданию цифрового образовательного контента и цифровой образовательной среды. Совместная разработка образовательного контента работодателями и учебными заведениями «позволит решить две проблемы – кадровый голод на компетенции в цифровой экономике и технологическую безработицу», которая будет связана с наступлением четвертой промышленной революции.

Лариса Лапидус в своем выступлении также осветила проблему смещения ценностей. «Мы проводили несколько исследований, которые показали, что за каждым явлением в цифровой экономике стоит смещение ценностей. Я сама раскладывала влияние, и оказалось, что на первом месте – это смещение навыков (например, когда лидерство в виртуальной среде ничего общего не имеет с лидерством в реальной жизни); второе – приобретение новых привычек, зачастую вредных; третье – смещение культурных ценностей (например, если возьмем шеринг-экономику, рациональное потребление, это отказ от владения имуществом). Это серьезный вызов нашему обществу, с этим нужно тоже обязательно работать», – заметила Лариса Лапидус. По ее словам, в любом направлении цифровой трансформации можно найти как плюсы, так и минусы для подрастающего поколения.

Обращаясь к заключительному вопросу (кто и как будет учить), спикер рассказала, что с аналогичной задачей система высшего образования уже сталкивалась в 90-е годы, когда Россия переходила к рыночным условиям и требовались специалисты в сфере менеджмента.

«Тогда я только пришла в аспирантуру – [это было] 20 лет назад. Могу сказать, что в то время была такая же проблема – где взять кадры, кто будет обучать менеджменту. Ситуация была проще, потому что были зарубежные учебники по менеджменту. […] С цифровой экономикой ситуация сегодня одинакова во всех странах. Если мы возьмем учебники по цифровой экономике, трансформации, даже созданные, они дописываются ежеминутно. Каждый год я обновляю свой курс на 30-40%. Постоянно думаю, где должны преподаватели найти время, чтобы отслеживать все изменения и актуализировать свои курсы. Таким образом, я считаю, что этот процесс очень трудоемкий и он беспрерывен, потому что мы попали в настоящий технологический сдвиг (другие скорости, проблема нарастания знаний, которые нужно перерабатывать и оформлять в новые научные знания или вкладывать в учебники для наших студентов)», – так Лариса Лапидус описала один из вызовов цифровой экономики для преподавателей.

В эпоху цифровизации педагогический состав также должен владеть гибридными компетенциями. «Трансдисциплинарность – это то, что в принципе отличает цифровую экономику. Я очень много работала с практиками. Даже мои студенты (кибернетики и математики) мыслят решением сложной технологической задачи. Цифровая экономика – это то, что направлено на повышение конкурентоспособности нашей страны, отраслей и бизнеса. Из-за этого и произошел технологический сдвиг – это было изначально выгодно бизнесу», – добавила эксперт.

Подводя итоги, Лариса Лапидус сообщила, что, на ее взгляд, для достижения стратегической задачи системы высшего образования на период до 2030 года ключевой инициативой должно стать создание единого учебного-методического объединения – центра компетенций цифровой экономики, которое занималось бы переподготовкой преподавателей, разработкой и одобрением проектов учебных программ, их распространением в другие учебные заведения.

«Национальный центр цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова на сегодняшний день аккумулирует опыт 43 факультетов МГУ. У нас создан Координационный совет, которым руководит ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий. Мы тоже можем включаться в эту работу», – подчеркнула представитель Центра.

Второй важной задачей, по мнению Ларисы Лапидус, является разработка методики по оценке уровня готовности вуза к цифровой трансформации (внедрение новых индексов, шкал, аккредитация). Третья задача – то, чем сейчас занимаются компании, разработка условий для успешной реализации цифровой стратегии.

Вслед за Ларисой Лапидус опытом и предложениями поделились представители Казанского федерального университета, Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Южного федерального университета, Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» и Роспотребнадзора.

По итогам обсуждений будет подготовлен проект рекомендаций, включающий заявки участников круглого стола.


10 декабря 2018