Eng

Ценовые индикаторы в информационной инфраструктуре экономики России

Ценовые индикаторы в информационной инфраструктуре экономики России

13 сентября 2024 г. Центр экономико-правовой экспертизы экономического факультета МГУ провел научно-практический круглый стол на тему «Ценовые индикаторы в информационной инфраструктуре экономики России», посвященной формированию и применению ценовых индикаторов в России.

Правительство РФ поставило задачи по формированию Национальной системы ценовых индикаторов (НСЦИ) на ключевые группы товаров. ФАС России совместно с заинтересованными органами власти ведут работу по созданию НСЦИ в рамках реализации «дорожной карты» развития биржевой торговли. В основу формирования такой системы могут войти биржевые и внебиржевые индикаторы. Рыночные котировки (индикаторы) выполняют роль ориентиров как для продавца, так и для покупателя. Отсутствие или нерепрезентативность индикаторов приводит к избыточной неопределенности в сфере предпринимательской деятельности, использованию неполных или неточных данных, к возникновению споров между участниками рынка, внеплановым проверкам бизнеса со стороны регуляторов.

Участие в круглом столе приняли представители Банка России, ФАС России, товарно-сырьевых бирж, бизнеса и отраслевые эксперты.

Модератором круглого стола выступил научный сотрудник Центра, адвокат Кирилл Валерьевич Дозмаров.

С приветственным словом к гостям и спикерам круглого стола обратился заместитель декана по научной работе Александр Александрович Курдин.

В рамках первой сессии профессор, д.э.н, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики Андрей Евгеньевич Шаститко обратился с вступительным словом к участникам круглого стола и выделил значимость экономического знания в обществе: «Если это знание организовано неправильно, то, скорее всего экономика не будет развиваться так как хотелось бы. Почему? Потому что через знания происходит адаптация к тем обстоятельствам, с которыми сталкивается каждый из участников хозяйственного оборота. Значительная часть знаний «закодирована» в системе цен».

image

Говоря о предсказуемости системы ценовых индикаторов, Андрей Шаститко отметил: «Если непредсказуемым образом и быстро меняется структура цен, тогда лица, которые принимают предпринимательские решения дезориентированы. Когда мы столкнулись с массовым выбытием экономически значимых индикаторов, прежде всего зарубежного толка, импортозамещение этих индикаторов – это вызов для поиска доступных вариантов, для сравнения доступных вариантов».

В дискуссии, посвященной экономическому смыслу создания национальных индикаторов и целям их интеграции в структуру экономики России, советник первого заместителя Председателя Банка России Лариса Константиновна Селютина выделила среди ключевых направлений работы и задач ЦБ РФ на ближайшую перспективу импортозамещение иностранных котировок на сырьевые товары и иные товары российского экспорта и трансформацию внутреннего товарного рынка. «Большой товаропоток направлен на развитие внутренней инфраструктуры, и у нас нет чёткого понимания, как внутри России формируются цены. По некоторым жизненно важным сырьевым товарам, они гораздо ниже, чем цены внешнего рынка. И тут вопрос: должны ли мы все ориентироваться исключительно на цены внешнего рынка или мы вправе формировать свою категорию цен, или цена сама должна формироваться исходя из внутреннего спроса и предложения?»

image

Спикер также рассказала о положительном опыте контроля за формированием индикаторов финансовых рынков и о статусе законопроекта об администраторах индикаторов, о полномочиях регулятора по контролю за функционированием коммерческой инфраструктуры. «Мы, с одной стороны, видим формирование ценовых индикаторов исходя из спроса и предложения, потому что они формируются в рамках прозрачных сделок. С другой стороны, регулятор контролирует ценообразование: в режиме реального времени и ЦБ, и ФАС видят каким образом по результатам торгов сформирована цена на те или иные важные товары. Что нужно для создания системы индикаторов? Необходимо создать новую отрасль профессиональных участников - администраторов, деятельностью которых будет являться процедура формирования индикаторов на основе надёжных и прозрачных источников рыночной информации» - отметила Лариса Константиновна. 

Отвечая на вопросы модератора Кирилла Дозмарова, являются ли биржевые механизмы безальтернативными формами для формирования ценовых индикаторов и про риски манипулирования ценами на бирже, спикер отметила особенности процедуры регистрации внебиржевых сделок, формирования внебиржевых индикаторов и котировок ценовых агентств. «За последние 10 лет, когда Банк России стал мегарегулятором, у нас сформировались надзорные функции. Мы следим не только за манипулированием цен, у нас появились показатели, связанные с контролем за инсайдом и за другими недобросовестными практиками и, соответственно, мы вместе с биржами развиваем эти направления, потому что на цену может оказывать влияние не только манипулирование, но любая недобросовестная практика, сговоры. С ФАС и биржей вырабатываем дополнительные меры контроля, усиливаем комплаенс за процедурами. Мы развиваемся вместе с развитием объемов биржевой торговли» – подчеркнула Лариса Селютина. 

image

Управляющий директор СПбМТСБ Павел Георгиевич Иванов начал своё выступление с дискуссионного вопроса о том, как формируются цены и какие источники данных используются для ценовых индикаторов на товарных рынках. «Запрос к системе ценовых индикаторов состоит в том, чтобы обеспечить срез справедливого ценообразования на российские товарные активы. Справедливая котировка позволяет проводить не только торги, не только включать её в договоры с контрагентами, но также позволяет проводить политики разного уровня. Например, справедливое изъятие ренты у добывающих предприятий, справедливое налогообложение, справедливая таможенная политика, то есть это те показатели, относительно репрезентативности которых нет вопросов ни у регуляторов, ни у участников рынка. Выработка методологии расчёта данных индикаторов, на мой взгляд, должна вовлекать в себя как раз-таки как участников рынка, так и регуляторов, которые будут пользоваться данными индикативом. И, естественно, разработка внутренних национальных российских индикаторов влечёт за собой замену индикативов западных и, соответственно, использование проникновения наших индикаторов в налоговую, фискальную, таможенную политику. По нашей глубокой убеждённости, рыночная цена товара находится в ценовом треугольнике между биржевыми сделками, данными регистрации внебиржевых договоров, а также «нетбэков» на наши товары» - рассказал Павел Иванов.

Отдельным акцентом в выступлении Павла Георгиевича стал пример использования индикативов для целей налогообложения. «Мы считаем крупной победой внесение индикатива Цспб для в Налоговый кодекс – это индикатор стоимости российской нефти. Для создания данного индикатора использовались данные регистрации внебиржевых сделок. Мы как биржа видели 100% российского экспорта, включая ценовые параметры, включая направление экспорта, включая собственно порты отгрузки, а дальше был большой вопрос, что с этой информацией делать. Был создан экспертный совет, привлечено экспертное сообщество производителей нефти, регуляторы. На данном экспертном совете обсуждалась методология методика расчета индикатора. Соответственно, мы очень надеемся, что с 1 января 2025 года, как и написано в Налоговом кодексе, наш индикатив будет использоваться для налогообложения всей нефтяной отрасли» – отметил управляющий директор СПбМТСБ.

АО НТБ с 2002 года принимает участие в проведении государственных товарных и закупочных интервенций на рынке зерна, является уполномоченной биржей Минсельхоза России. С подробным докладом о внебиржевых и биржевых инструментах, формируемых индикаторах на агропродукцию выступил директор Национальной товарной биржи Евгений Николаевич Бурцев: «НТБ акцентирует внимание на трех рынках: рынок товарных аукционов, спот – рынок, биржевые и внебиржевые Индексы сельскохозяйственного рынка и продуктов переработки, которые в т. ч., являются базисными активами для производных финансовых инструментов».

Евгений Николаевич привел статистику рынка товарных аукционов и рассказал о том, что НТБ специализируется на зерновых и масличных культурах. «Мы смотрим не только на внутренние цены, мы смотрим на рынок экспортных товаров и большое значение уделяем именно работе с экспортёрами. Если обратить внимание на зерновые, то этот рынок делится на две части. Есть заказчики аукционов - крупные компании, которые экспортируют товары, и они нуждаются каждый день в определённом объёме или же переработчики. Если говорить про переработку, есть компания содружества, которая занимает 50% рынка переработки сои. И, соответственно, эта компания является заказчиком. Она выходит каждый день на биржу и покупает определённые объёмы товара. Это ключевое. Ещё одна направленность НТБ участники, то есть вторая сторона по сделке - реальные участники рынка. Это сельхозпроизводители, трейдеры, это торговые дома, которые позволяют аккумулировать определённые объёмы, выставлять их на биржу и продавать» - отметил спикер.

Ещё одним важным направлением работы директор НТБ выделил развитие биржевой торговли на перспективном рынке сахара, а также подробно рассказал о методологии формирования индексов: «Если посмотреть на индексы для определения экспортных пошлин — это индикаторы, которые основаны на внебиржевых сделках. Как это происходит? Каждый экспортёр, который сегодня погрузил условно на судно, товар, отправил его своему покупателю, он обязан транслировать эту сделку на биржу. НТБ по согласованной методологии считает каждый день индекс на основе репортинга сделок. Вторая часть индексов – для коммерческого использования, в том числе в сфере логистики. Мы формируем индикаторы, которые привязаны к конкретному рынку, например, индикатор в ПФО или ЦФО. То есть это очень ключевой индикатор цены в конкретном регионе. Мы эти индикаторы делаем на ежедневной основе, чтобы можно было видеть цену в конкретной точке ценообразования»

image

Вице-президент АО «Газпромбанк» Дарья Владимировна Снитко рассказала о практике и особенностях формирования Центром ценовых индексов котировок на товары и услуги опросным методом.  «Сегодня мы имеем уже 20 новых ценовых изданий: о разных продуктах, о логистике, о ценах экспортных товаров, которыми торгует Россия. Наш Банк один из немногих, кто работает с экспортёрами» - отметила Дарья.
Спикер привела пример формирования Центром ценовых индексов индикатива по карбамиду: «До  текущего момента ценовая котировка на карбамид в мире на российском базисе никем до нас не собиралась. Это одна котировка в мире, все остальные агентства это делали расчётным способом. Почему это важно? Торговля на рынках с Россией не тождественна  тоговле со всеми остальными поставщиками: разные цены, условия поставки, и ориентироваться привычным способом на расчётный индикатив цены на FOB Балтика на карбамид оказалось невозможным. Такой индикатив нужен». Спикер также уделила особое внимание разработанной ЦЦИ котировке на дальневосточном направлении на рынке угля, а также тесному взаимодействию с ведомствами: «Нет цели, чтоб цены, которые даёт наш центр ценовых индексов, отличались от международных, главное -  чтобы они были доступны участникам рынка в России и были корректные».

Говоря о формировании индикаторов на рынке пшеницы, Дарья отметила: «На сегодняшний день наш проект пока работает преимущественно с экспортными ценами. Биржа развивает различные производные финансовые инструменты. Индикативы ценовые, в том числе на экспортном базисе, нужны, в том числе для того, чтобы хеджировать риски, и наш Банк очень в этом заинтересован, поэтому мы будем продолжать развивать этот продукт. Мы хотим, чтобы он отражал все реалии рынка. Как показывает практика, опросная методология позволяет узнать цену здесь и сегодня,  быть чуть оперативней в получении ценовой информации от рынка, в отличие от анализа репортинга внебиржевых сделок, которые ведут биржи».

image

В завершении спикер обратилась к аудитории. «Я обращаюсь к исследователям. Давайте интеллектуально взаимодействовать. Я обращаюсь к бизнесу. Пожалуйста, давайте использовать ценовую информацию, сформированную в России. Я говорю о российских ценовых агентствах всех и биржевой информации. В частности, потому, что мы в этом процессе надолго. Вы можете влиять на корректировку методологии и насколько мы правильно оцениваем ценовую информацию сегодня».

Начальник управления регулирования топливно – энергетического комплекса и химической промышленности ФАС России Цышевская Елена Витальевна выступила с точкой зрения и видения регулятора относительно того, как выстраивается и будет продолжена работа по созданию системы национальных ценовых индикаторов.

«В 2022 году действительно мы начали переосмысливать подходы к формированию блока ценовой информации, которая необходима для определения цен внутреннего рынка на ряд товаров, не подлежащих государственному регулированию.

Чтобы создавать свой технологический и экономический суверенитет, огромный пласт ценовой информации должен формироваться здесь, на территории Российской Федерации. И это реальные поручения Правительства Российской Федерации, которые вылились в дорожную карту, утвержденную распоряжением от 23.12.2022 № 4140 – р.

Понятно, что не все товары торгуются или могут торговаться в биржевом сегменте. Есть критерии биржевых товаров. Кто-то отвечает этим критериям, кто-то нет. Мы рассматриваем формирование системы ценовых индикаторов на основе данных биржевого сегмента (спотовых данных) и внебиржевого сегмента (то есть прямых договоров, которые регистрируются в рамках исполнения требований ПП РФ № 892) В настоящее время перечень товаров, регистрируемых в рамках ПП РФ № 892, расширяется» - отметила в своём докладе Елена Витальевна.

Отвечая на вопросы модератора и участников круглого стола про соблюдение компаниями антимонопольного законодательства и особенности формирования торговых политик, спикер подчеркнула: «Мы настоятельно рекомендуем обращать внимание на качество подготовки торговых политик, согласования торговых политик с ФАС. Торговая политика — это правила поведения компании на рынке, которые прописывает сам субъект, это его правила поведения, которые должны быть понятны и доступны неопределенному кругу лиц. Мы рекомендуем хозяйствующим субъектам выстраивать свои торговые политики исходя из принципа приоритетности поставок товара на внутренний рынок и опираться на ценовые индикаторы, которые складываются на территории Российской Федерации».

Во второй сессии научный сотрудник Центра, налоговый консультант Татьяна Сергеевна Басова выступила с предложениями по улучшению качества формируемых ценовых индикаторов и сделала акцент на том, что адвокатирование конкуренции и процедура медиации с государственными органами вдохнули новый "глоток воздуха", поскольку круглый стол объединил в себе множество компетенций и разносторонний практический опыт. «Часть бизнеса отрицает инициативу по разработке индикаторов, некоторые компании после ухода иностранных ценовых агентств предлагают своим потребителям перейти на затратный метод ценообразования, в свою очередь, регуляторов не устраивает "непрозрачное" ценообразование со стороны компаний. Времени на такое отрицание всё меньше, и одной и другой стороне необходимы конкретные предложения. Так, например, приказ ФАС России № 220 на текущий момент не позволяет компаниям провести в полной мере выявить те рынки, которые действительно нуждаются в разработке и качественном формировании ценовых индикаторов. Для чего формировать ценовой ориентир, который никем не востребован? По этой причине назрел запрос именно маркетинговых методов исследования, нового нормативного акта по выявлению сегментов, востребованного ассортимента или рыночных ниш, в которых будут работать предприятия. Только затем необходимо переходить к накоплению сведений по сделкам и формированию индикаторов» - предложила Татьяна.

image

Спикер в том числе озвучила свои предложения о последовательном формировании внебиржевых котировок в отдельных сегментах мультимодальной перевозки и о представлении возможности предприятиям в сфере ГОЗ использовать ценовые индикаторы как экономически обоснованные ориентиры.

К дискуссии также присоединилась руководитель аналитического отдела информационно – аналитического портала Metallplace Аксенова Виктория Владимировна. Спикер рассказала о методологии формирования Metallplace ценовых котировок в металлургическом секторе и привела перечень формируемых котировок. Демонстрируя предложения по улучшению качества создаваемых индикаторов и автоматического подсчета средневзвешенных цен в металлургии, Виктория отметила: «Мы сейчас развиваем прозрачный метод опроса и предлагаем собирать информацию по сделкам в зашифрованном виде. Даже менеджеры наши не должны знать, какая информация передана участниками рынка. Это предложение направлено в адрес Минпромторга и Ассоциации «Русская сталь». Они готовы нас поддерживать и помогать в формировании адекватных индексов на металлургическую продукцию»

Отвечая на вопрос практики применения ценовых индикаторов в сфере налогообложения Анна Анатольевна Бурдина, член Научно-экспертного совета Палаты налоговых Консультантов рассказала участникам о концепции цифровых государств и привела пример из своего практического опыта: «Существует приказ ФНС России 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, которым устанавливается уровень рентабельности, уровень налоговой нагрузки, доля вычетов по ндс. Поскольку я этим вопросом занимаюсь, приведу пример. Вот, например, по лекарственным средствам в 2019 году был индекс установлен по рентабельности 32 %, в 2020 - м пандемийном - 42%, в 2021 году - 52%, по данным росстата. Если рентабельность ниже необходимо объяснить, почему ниже, так работает ФНС. То есть мы говорим о том, что, конечно должна быть более широкая группа товаров, поскольку правительство нам дало регламент на стратегически значимые товары системообразующие, детализировать уже нам – экспертному сообществу придётся. Почему? Потому что смарт-экономика, заключаются смарт-контракты. На цифровых платформах должна быть цена экономически обоснованной. То есть все вместе связывает все отрасли вокруг этих ценовых индикаторов. В области налогообложения первоочередно исследуются рыночность цены, достоверность цены, обоснованность рентабельности и цены с позиции налоговых различных расчётов и обоснование деловой цели».

Член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов Василий Викторович Ваюкин выразил мнение, что вопросы участников спикерам свидетельствуют о том, что потребность в ценовых индикаторах есть. «Сегодня коллега сказала об автотранспорте и биржи тоже сегодня говорили о создании индикаторов в логистике. Налоговый орган проводит политику в данном случае «обеления» транспортной отрасли, цифровизацию этой отрасли, у них собранные данные, связанные с себестоимостью рассчитанного по километражу и пр., и, конечно же, ФНС там не имеет возможности уследить за всеми мелкими участниками рынка. Это методологический вопрос. С изменением менталитета и там столкнулись с другой проблемой о том, что для того, чтобы вывести на автомобильную отрасль в белую зону, нужно увеличение цен. Заказчики не готовы это делать. В таком случае федеральная налоговая служба пользуется ценовой информацией. Это предусмотрено не только прямыми нормами в налоговом законодательстве, яркие тому подтверждения использование ФНС биржевых индикаторов в делах Тольяттиазота, деле Торгового дома «Риф» и т.д.»

Руководитель департамента биржевой деятельности АО «ЦЕМРОС» Павел Петрович Коротков выступил с подробным докладом о последствиях директивного подхода к сбору ценовой информации на рынках цемента и статусе разработки проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 31 мая 2023 г. №892». Спикер отметил: «Мы видим исключение посредников импортёров из перечня поставщиков первичной ценовой информации. Почему исключили из проекта постановления большую часть цепочки поставки? Ведь очевидно, что ценовой индикатор, сформированный таким образом не будет обладать репрезентативностью. Оказывается, сбор данных с перекупщиков таким методом это большая нагрузка на частный бизнес, и в таком виде проект постановления не проходит инструменты оценки регулирующего воздействия. Тогда получается, что из концепции исключили все лишнее, только чтобы проект прошёл хоть в каком-то виде? Мы видим, что это не НЦИ на цемент - это ошибка выборки из генеральной совокупности».

«Если представить, что начнутся биржевые торги, регуляторы будут сравнивать их результаты исключительно с ценой, которую видят перед собой, то есть с нерепрезентативным, искусственно заниженным индексом внебиржевых договоров. Регулятор, и я за свою практику уже неоднократно сталкивался на других товарных рынках он будет обвинять участников рынка в манипулировании. Использование недобросовестных торговых практик на бирже введёт обязательно рано или поздно ценовой коридор. Везде это наблюдаем! Введение ценового коридора, всегда создаёт дефицит. Соответственно, дефицит всегда привлекает посредников, спекулянтов, перекупщиков. В итоге регулятор будет постоянно требовать увеличения объема этих биржевых торгов с целью удовлетворения созданного им же искусственного дефицита» - подытожил Павел Петрович

В ходе дискуссии Л.К. Селютиной с представителем АО «ЦЕМРОС» была еще раз обозначена и конкретизирована позиция Банка России: «У нас ещё 3-4 товарных биржи. Приходите туда, попробуйте, может быть вам на других площадках будет комфортнее работать. Сейчас биржи создают совершенно простые инструменты - автоматически аукцион формируется, сделка совершается, цена фиксируется. Давайте пробовать. Давайте оставим этот негатив. Цены на цемент в отдельные периоды времени не удовлетворяют ни налоговые органы, ни ФАС. Та система ценообразования, которая формируется, а та огромная информация, которую вы представляете в органы статистики, в Минпромторг, эта информация вчерашнего дня. Сейчас век скоростей, сегодня информация нужна в режиме реального времени».


17 сентября 2024