Eng

Стендовая выставка, посвященная 35-летию Федерации обществ потребителей

Стендовая выставка, посвященная 35-летию Федерации обществ потребителей

До 31 января на третьем ярусе Овального корпуса открыта стендовая выставка «Права потребителей финансовых услуг: вехи истории», приуроченная к 35-летию Федерации обществ потребителей СССР. Этому событию также был посвящен круглый стол «Неуловимый мисселинг: реальна ли проблема для российского финансового рынка?», который прошел 13 ноября.

Первым публичным политиком, который заговорил о правах потребителей как о системе прав и к которому прислушались, стал президент США Джон Кеннеди. 15 марта 1962 года он выступил со знаменитым обращением к конгрессу, сформулировав основные права потребителей: право на безопасность, право на получение информации, право на выбор, право быть выслушанным. Позже 15 марта стали отмечать как Всемирный день защиты прав потребителей. На идеях, провозглашенных Джоном Кеннеди, основаны «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей», которые Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила в 1985 году, а в 2015-м утвердила их новую редакцию. Они содержат перечень из одиннадцати законных потребностей потребителей:

  1. Доступ потребителей к товарам и услугам первой необходимости.
  2. Защита потребителей, находящихся в уязвимом и неблагоприятном положении.
  3. Защита потребителей от факторов риска, влияющих на их здоровье и безопасность.
  4. Содействие соблюдению и защита экономических интересов потребителей.
  5. Доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для обоснованного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями.
  6. Просвещение потребителей, в том числе по вопросам экологических и социально-экономических последствий их потребительских предпочтений.
  7. Наличие эффективных механизмов урегулирования потребительских споров и средств правовой защиты потребителей.
  8. Свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций представлять свои мнения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.
  9. Содействие формированию рациональных моделей потребления.
  10. Обеспечение защиты потребителей в сфере электронной торговли на уровне не ниже того, который обеспечивается применительно к другим формам торговли.
  11. Защита личной информации потребителей и свобода глобального обмена информацией. 

История движения по защите прав потребителей в России начинается с создания потребительских кооперативов, обеспечивающих своим членам доступ к повседневным товарам по более низким ценам. Пожалуй, одним из самых известных прототипов является «Большая артель», созданная в Сибири ссыльными декабристами. Фактически она начала деятельность в 1827 году в Читинском остроге. 2 марта 1831 года в селе Петровский Завод (ныне Петровск-Забайкальский) на общем собрании декабристы единогласно приняли устав артели.

Первое собственно кооперативное общество, «Бережливость», было создано в Нижегородской губернии в 1868 году. Вскоре подобные объединения появились по всей России. Участие в них помогало людям объединяться по потребительским интересам и давало опыт их защиты. К 1917 году потребительская кооперация приобрела массовый характер, но дальнейшего развития не получила: при советской власти произошли сначала ослабление, а затем и полная ликвидация самостоятельности кооперативов. Так, в апреле 1918 года Декретом о потребительских кооперативных организациях им вменялось выполнение государственных поручений по распределению предметов потребления среди населения.

Новая страница в истории движения была открыта в 1980-х годах, когда объединения потребителей начали возникать вновь. Их основной целью сразу стала защита прав неопределенного круга лиц, а не только членов. В 1988 году в Ленинграде на базе клуба «Перестройка» образовался Ленинградский клуб потребителей, в 1990-м — Союз потребителей Российской Федерации. Сегодня на сайте Роспотребнадзора можно найти информацию о более чем 700 российских общественных организациях, ставящих своей задачей защиту прав потребителей.

В декабре 1989 года ряд потребительских организаций объединились в Федерацию обществ потребителей (ФОП). В 1992-м ФОП преобразовалась в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП), в состав которой вошли общества потребителей бывших республик СССР. КонфОП стала одним из пионеров движения за защиту прав потребителей финансовых услуг. В начале 1990-х годов конфедерация организовала работу «горячей линии» для юридической помощи и психологической поддержки тех, кто доверился многочисленным финансовым пирамидам того времени, а в 1998-м приняла участие в Московском клубе кредиторов с целью выработки условий урегулирования для граждан последствий дефолта 1998 года. С 2013-го КонфОП вела независимый мониторинг состояния защиты прав потребителей финансовых услуг, в ходе которого оценивались качество предоставления информации о них, выявлялись факты мисселинга. При участии КонфОП был разработан закон «О защите прав потребителей», ее представители входили в состав экспертных групп по подготовке законов о страховании банковских вкладов, о потребительском кредите и многих других. Сегодня КонфОП является членом авторитетной международной организации потребителей ConsumersInternational, а с 2015 года — членом ее Совета.

КонфОП стала одним из пионеров распространения финансовой грамотности. С 1992 года конфедерация начала издавать журнал «Спрос», где регулярно публиковались материалы для «финансовых» потребителей. В 1992–1994 годах — во время активного пробуждения интереса российских потребителей к финансовым услугам — материалы журнала рассматривали такие актуальные в те годы вопросы, как критерии выбора инвестиционного фонда для вложения приватизационных ваучеров, простые и сложные проценты, расчеты сравнительной доходности предложений на рынке сберегательных услуг, рынки ценных бумаг для новичков и для более опытных инвесторов, возможные проблемы взаимоотношений финансовых организаций с потребителями, рекомендации для потребителей в случае нарушения их прав. Статьи журнала много раз цитировались и пересказывались другими изданиями.

На стендах открывающейся выставки вы найдете развитие этих сюжетов, другие эпизоды из истории, когда одиннадцать законных потребностей потребителей, перечисленные в «Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей», заявляли о себе, требовали защиты и иногда находили ее.

Вставка проходит в рамках фестиваля «Экономический ноябрь» и будет открыта до 31 января 2025 года.

Электронная версия стендов выставки.

31 янв. 2025